Нетрадиционные методы преподавания как практическая составляющая часть современного урока «Правоведение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы – показать область применения нетрадиционных методов преподавания на уроке «Правоведение». Объектом моей работы являются нетрадиционные методы преподавания на уроке «Правоведение».
Предметом – степень применимости нетрадиционных методов в практике общественных наук.
Задачи данной работы:
Так как право относится к категории общественных наук, могут ли нетрадиционные методы преподавания социологии быть эффективны в преподавании права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
1.Методы, приёмы и средства обучения праву………………………………4
2.Сравнительный анализ традиционных и нетрадиционных методов преподавания права……………………………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………….…23
Список литературы……………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Metodika_prepodavania_sotsiologii.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Метод «Медиация». К системе инноваций можно отнести введение медиации в систему правового обучения. Ученикам предлагается разрешать правовые конфликты (решать задачи) мирным путем с участием нейтрального посредника-медиатора. Так ученики осознают важную миссию права — помогать людям, обеспечивать их спокойствие, благополучие, порядок. Вот вариант проведения медиации на уроке:

Класс делится на три  группы. Первой и второй группе учитель  предлагает познакомиться с информацией  правового конфликта. Пусть она  будет письменно изложена на карточках. Группа № 1 защищает интересы одной стороны, группа № 2 рассказывает о случившемся со своей точки зрения. После 5-минутного обсуждения конфликта задачи представитель каждой группы выступает и защищает свою сторону.

Группа № 5 медиаторы. Их задача примерить стороны, доказать выгодность компромиссного решения проблемы с учетом взаимных интересов сторон.

Этапы работы (эту памятку  можно вывесить на доске):

1. Выступление сторон.

2. Прояснение интересов  сторон. Медиатор задает ученикам группы № 1 и № 2 вопросы типа: «А зачем вы это сделали...», обращая внимание сторон на то, что в произошедшем не было злого умысла.

3. Формулирование повестки  дня. Медиатор говорит о том,  по каким вопросам следует  достичь компромисса.

4. Выдвижение предложений.  Каждый может предложить вариант  решения проблемы.

5. Выбор решения. Формулирование соглашения.

6. Выполнение соглашения.

 

 Игровые формы обучения праву.

Со времен античности игре придавали важное значение, включая  ее в культовые праздники. Во время  игр свободные граждане не работали. Игры сопровождались процессиями, спортивными, музыкальными состязаниями, сценическими представлениями. Они вызывали интерес, а посредством их процесс познания окружающей действительности превращался в «некое удовольствие».

В правовом обучении используются различные игры, которые становятся элементом урока (речь идет об игровых ситуациях) либо его формой (урок-игра). Дидактическая игра — это творческая деятельность детей, которая имеет педагогическую направленность и взаимосвязь с другими видами учебной работы школьников, «где обучающее воздействие оказывает дидактический материал, игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе».

Новые знания и умения приобретаются в ходе игры непроизвольно. Игра связана с импровизацией.

Вот некоторые правила  проведения уроков в форме игры по праву:

1. Ученикам следует  четко, доходчиво объяснить правила  игры.

2. Нельзя увлекаться  формальной стороной игры, необходимо  сосредоточиться на ее содержании.

3. Игра должна быть  четко продумана и организована (цель, задачи, методы, результат).

4. Нельзя проводить  из урока в урок по праву-игры, не обобщая правового материала.  Доминирование игр в области  правового обучения так же  вредно, как и их отсутствие.

5. В игру следует  вовлекать всех учеников.

6. Каждая игра по  завершении должна быть обсуждена,  проанализирована.

7. В процессе игры  дети должны усвоить не только  важный юридический материал, но  и отработать необходимые умения  применять теоретические правовые знания в конкретных ситуациях.

8. Нецелесообразно проводить  игры в форме суда по произведениям  литературы, сказок и проч. Это  может привести к неверным  трактовкам деятельности героев  и проч.

9. Игра должна носить  добровольный характер, творческий, и не превращаться в спектакль, где герои действуют по заранее подготовленному сценарию.

В игре школьники принимают  самостоятельное решение, при этом развиваются их творческие способности.

Правовые учебные игры специалисты предлагают разделить на:

1. Дидактические игры  и игровые элементы.

2. Имитационные игры.

3. Сюжетно-ролевые игры.

4. Деловые игры.

5. Иллюстративные игры.

В основу классификации положено понимание  того, на что направлена деятельность ребенка, что является предметом  и движущей силой игры, насколько жестко определены ее правила и ожидаемый результат, наконец, какое количество времени будет затрачено на каждую игру.[4]

 «Один в поле воин». Один ученик, выступающий в определенной роли, должен убедить свои одноклассников принять его точку зрения. После истечения указанного времени проводится обсуждение: удалось ли это сделать, какие аргументы приводились для убеждения, какими способами воздействия на аудиторию пользовался выступавший. Пример применения. Игра может использоваться при изучении законов, с которыми дети постоянно сталкиваются в жизни:

Например, темой моего зачётного занятия была Закона о защите прав потребителей. На практике его нормы постоянно нарушаются, и свои права надо уметь отстаивать. Один школьник играет роль покупателя (больного, пр.), остальные— персонал магазина (поликлиники, пр.). Выбирается любая ситуация:

— продан бракованный прибор бытовой  техники, но неисправность обнаружилась на второй месяц эксплуатации;

— ремонт в квартире закончен, но полы оказались испорченными;

— пломба после лечения зуба выпала через неделю и т. д.

Потребитель должен заставить другую сторону удовлетворить его претензии. При этом «пострадавший» должен знать пределы своих требований, которые устанавливает закон. Если ученику не удалось добиться желаемого, то после обсуждения игру можно продолжить: решить, в какие органы потребитель может обращаться с жалобой, и разыграть эту сцену по прежним правилам.

 

Деловые игры.

Основная цель деловой  игры заключается в том, чтобы  обучить школьников умению применять  правовые знания при решении важных, глобальных проблем жизни, где взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся противоречий, возникают новые идеи и проекты. Здесь нет заранее прогнозируемого результата, требуется творческое и многоаспектное поведение участников. Деловые игры популярны в обучении управленцев, экономистов и юристов в системе профессионального образования. Они призваны моделировать важные процессы правовой жизни общества.

Некоторые специалисты  считают, что увлекаться ролевыми играми на уроках права не целесообразно. Вот позиция педагога А. Луховицкой по этому вопросу:

«Для того чтобы проводить  ролевые игры и полноценно участвовать  в них, нужно обладать, с одной  стороны, определенными умениями, а  с другой личными качествами, которые  просто являются частью характера. Может оказаться, что вам просто не понравится «играть».

Необходимо задействовать  в игре всех детей в соответствии с их склонностями и способностями (в данном случае коммуникативными).

Очень вероятно, что в  каждом классе найдется один или несколько  детей, которые откажутся играть вместе со всеми, сразу отойдут в сторонку. Тут перед учителем встают две задачи: определить, почему ребенок ведет себя таким образом, и придумать для него деятельность, соответствующую его возможностям и настроению. А ведь причины пассивного поведения могут оказаться самыми разными: от нежелания работать в одной группе с личным недругом до испуга в ситуации свободного выбора и полной независимости от учителя (последнее— очень серьезный повод для индивидуальной работы). Отказ от участия в игре — это только одна из проблем, связанных с личным поведением ребят.

И еще один трудный  момент, рождаемый особенностью детской  психологии. Как правило, чем младше дети, тем глубже они входят в  роль, тем труднее им отделить игровое  поведение от. неигрового. Следовательно, эмоциональные переживания по поводу игровых событий так же сильны, как и внеигровые. С одной стороны, именно этот факт составляет одну из основных дидактических ценностей игры: эмоциональный опыт, полученный в игре, будет так же важен, как и опыт реальный, а ошибки, ценой которых этот опыт приобретается, могут не иметь тех горьких последствий, какие влекут порой за собой ошибки в реальной жизни.

Игра должна быть правильно  начата и правильно завершена.

Работа в  парах.

«Общий шум»

Каждый участник поворачивается к своему соседу (левому или правому) и за несколько минут обсуждает проблему вместе с ним. Одной из целей этого упражнения может быть «интервьюирование» своего напарника и представление его мнения остальным ученикам.

«Колесо»

Школьники разбиваются на две равные группы и образуют два круга: внутренний и внешний. Члены внутреннего круга поворачиваются лицом к членам внешнего круга так, чтобы образовались пары. Предлагается вопрос или задание, которое можно обсудить за 30 -

60 сек. По сигналу пары начинают говорить друг с другом, второй сигнал: «Колесо поворачивается» члены обоих кругов чуть-чуть подвигаются вправо, так чтобы оказаться лицом к лицу со следующим человеком. Эту форму хорошо использовать для того, чтобы ребята познакомились с мнениями своих одноклассников по какому-то вопросу (например, по проблемам в темах «Право на жизнь» или «Право на частную жизнь»).

Информация, собранная  с помощью этих приемов, может  послужить основой для дальнейшего  свободного обсуждения.

 «Молчаливая дискуссия»Эту форму можно использовать перед началом обычной дискуссии, для того чтобы выявить разные взгляды, мнения и чувства, вызываемые каким-то понятием или событием. Она позволяет вовлечь в работу всех ребят и обеспечивает независимость суждений.

Ученики делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа садится вокруг своего стола, на котором лежит большой лист бумаги (а можно расположиться просто на полу). Учитель пишет на доске какое-то понятие (например, «расизм», «равенство», «закон») и просит написать на листе свои ассоциации и вообще все, что приходит в голову, когда думаешь о предложенной теме. Это могут быть отдельные слова или небольшой связный текст, примеры, маленькие рисунки. Все одновременно пишут (лучше фломастерами, а не ручками), соблюдая самое главное правило: «Говорить нельзя, нужно молчать».

После того как ученик записал свои мысли, он может посмотреть, что делают его соседи. Он может  давать письменные ответы на вопросы  других. Между словами можно рисовать связи, задавать вопросы (письменно), предлагать встречные аргументы.

Закончить «молчаливый  этап» можно через 10 мин. или в  тот момент, когда все перестанут писать. Теперь можно рассмотреть  листы, представить общую картину  и обсудить что-то из написанного.

 Работа  с газетами.

Демократическое общество нельзя представить без широкой сети средств массовой информации. Однако нередко мы читаем необъективные материалы, построенные на социальных стереотипах и предубеждениях. Выявление и анализ таких статей и репортажей в газетах подготавливают учеников к тому, чтобы выявлять подобные настроения в жизни и противостоять им. Работа с газетами, как и другие приемы, помогает также развивать у учеников навыки правового общения.

 Выберите актуальный  правозащитный вопрос, обсуждаемый  всеми средствами массовой информации, например обращение с представителями национальных меньшинств, или такой, который является общим для нескольких различных статей, например вопрос о нетерпимости.

 Разделите класс  на группы по 4-5 человек.

Дайте каждой группе статью из местной или центральной газеты на выбранную тему. При необходимости все группы могут использовать одну и ту же статью, однако особенно интересно и полезно сравнивать сообщения разных газет об одном и том же событии.

Попросите каждую группу обсудить предложенную статью, опираясь на ряд вопросов: «Выражен ли в заголовке статьи взгляд на обсуждаемый в ней вопрос?», «Каково ваше первое впечатление об описанной ситуации? Кажется ли кто-нибудь виноватым? Если да, то кто?»,

«Выдвинуты ли прямые обвинения против кого-либо? Если да, то какие?», «Предложены ли какие-либо доказательства выдвинутых обвинений?», «Какая часть статьи посвящена критике кого-либо, а какая поддержке или защите людей?», «Приведены ли какие-либо прямые высказывания людей, подвергнутых критике?», «Как вы думаете, какие слова в статье в большей степени повлияли на ваше впечатление о ней?», «Отражены ли какие-либо взгляды обычных людей на эту тему?», «Каково отношение к вопросу людей, облеченных властью, например работников социальной сферы, милиции, должностных лиц?» и т. д. Выберите вопросы, подходящие к используемым статьям, или сформулируйте свои.

— Непосредственный анализ газетных материалов может проводиться  разными способами: путем общего обсуждения отдельных вопросов; широкой  дискуссии по проблеме.

— Если попросить учеников приносить интересные газетные статьи или сообщения, нетрудно собрать  в классе коллекцию, которая послужит основой для проведения общих  дискуссий на темы прав человека. В  этом могут принять участие и  родители, помогая своим детям в поиске интересных материалов.

 Интервьюирование.

Интервьюирование —  хороший способ связать изучение прав человека с реальной жизнью, расширить  социальные представления школьников о праве, а также развить у  них навыки общения с самыми различными людьми.

Например, если класс  изучает права ребенка, то важным источником информации о том, как  изменилась жизнь детей за прошедшие  годы, будут рассказы их собственных  родителей, дедушек и бабушек.

 Словесные  ассоциации

Вот алгоритм использования  этого приема на уроке:

— Возьмите ключевое слово, связанное с изучаемым правовым вопросом.

Информация о работе Нетрадиционные методы преподавания как практическая составляющая часть современного урока «Правоведение»