Нетрадиционные методы преподавания как практическая составляющая часть современного урока «Правоведение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы – показать область применения нетрадиционных методов преподавания на уроке «Правоведение». Объектом моей работы являются нетрадиционные методы преподавания на уроке «Правоведение».
Предметом – степень применимости нетрадиционных методов в практике общественных наук.
Задачи данной работы:
Так как право относится к категории общественных наук, могут ли нетрадиционные методы преподавания социологии быть эффективны в преподавании права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
1.Методы, приёмы и средства обучения праву………………………………4
2.Сравнительный анализ традиционных и нетрадиционных методов преподавания права……………………………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………….…23
Список литературы……………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Metodika_prepodavania_sotsiologii.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

— Попросите учеников быстро (на упражнение достаточно 1-2 мин.) написать другие слова, которые им приходят в голову, когда они слышат это  слово. Предупредите, что можно не написать ни одного слова. Вы получили «моментальный снимок» словарного инвентаря, который ученики ассоциируют с данным им правовым понятием.

— Сравните результаты до изучения темы и после. Это даст возможность  оценить работу на уроке, а ученикам увидеть собственный прогресс.

В конце урока ученик кратко выражает свое впечатление по теме. Данный материал учитель собирает и обобщает.

Результаты использования  проективных техник могут быть обсуждены  и проанализированы с помощью  других методов.[5]

Восприятие правовой информации заметно улучшается, если она предоставлена в смешной, юмористической форме, которая близка и понятна обучаемым. Не случайно многие современные учебники по праву сопровождаются карикатурами, юморесками. Так, осмысливая шутливые диалоги каких-либо вымышленных героев, анализируя своеобразные документы, школьники учатся отличать отдельные дефиниции друг от друга (например, выделяя обычаи делового оборота от привычек людей, обязательственные отношения от просто «обещаний»). Использование подобных приемов на уроках права может осуществляться в процессе деловых игр, работы с источниками. В настоящее время для того, чтобы облегчить деятельность учителя по отбору подобного дидактического материала, усилиями многих авторских коллективов подготовлены специальные хрестоматии и практикумы.

Визуальные  материалы, экскурсия. В рамках прохождения практики мной применялись визуальные материалы, такие как просмотр видеофильма, наглядный материал. Особенность этой методики в одновременности слуховых и визуальных воздействий и формировании многомерного аудиовизуального образа. Исследователи различных форм и методов преподавания утверждают, что степень усвоения учебного материала растёт по мере вовлечения в процесс обучения различных структур и сторон личности обучаемого. Так, степень усвоения материала лекции составляет 20%,лекция с использованием наглядных пособий позволяет повысить данный показатель до 30%, лекция с использованием аудиовизуальных средств даёт 50% усвоения информации, дискуссия-70%, игра-90%.

Экскурсия – тематическое путешествие в некой среде, будь то искусственная среда музея или реальная городская, или природная среда, сопровождающееся определённым образом организованной информацией по данной теме. Таким образом, перемещение в определённой среде и информация о ней – две основные составные части экскурсии. Информация о среде даёт возможность человеку погрузиться в новый для него мир смыслов, проходя, например, по давно знакомым местам, обогатить собственный ассоциативный ряд образами прошлого, тех людей, чья жизнь или мысли связаны с данной средой. С другой стороны, путешествие наполняет информацию о среде индивидуальными впечатлениями, эмоциями, позволяет создать мир личностных смыслов на основе собственных свободных ассоциаций. Присущая экскурсии способность соединять универсальное и индивидуальное в восприятии среды наталкивает на мысль об использовании её в качестве метода изложения материала в учебном процессе. Противовесом такой позиции является стереотипное представление об экскурсии как способе проведения досуга, акцентирующее внимание на её развлекательном характере. Нетрадиционность этой методики настраивает на поиск методов, позволяющих решать задачи с максимально высокой результативностью, ломая рамки устоявшихся стереотипных представлений.[6]

В контексте урока по праву можно провести урок в виде экскурсии в адвокатскую контору, где специалист-практик расскажет школьникам о нужности правовых знаний и умений в жизни и роли права в судьбе человека.

 

Метод работы с документом. Слово «документ» является общеупотребительным, а потому школьники, как правило, уже знакомы с его значением. Оно происходит от латинского слова «documentium» и означает

« материальный носитель какой либо информации», предназначенной  для передачи. В области юриспруденции  мы очень часто сталкиваемся с различными документами, имеющими весьма важное значение. В методике права существуют различные подходы к вопросу об использовании в правовом обучении документов. Сторонники практико-ориентированного подхода считают, что изучение права должно основываться именно на практической работе школьников с различными документами, в том числе источниками права. По их мнению, учеников необходимо знакомить и с особенностями юридической техники (хотя такая дидактическая единица в обязательном минимуме знаний школьников не представлена), ведь в реальной жизни они будут часто сталкиваться с юридическими документами и должны уметь свободно в них ориентироваться. Другие же считают, что работа с документами не должна подменять все многообразие методов и приемов обучения праву, ведь мы не готовим профессиональных юристов в системе общего образования, а даем лишь основы представлений о праве вообще.

При работе с юридическими документами у учеников закрепляются правовые знания теоретического характера, формируется интерес к праву, значимость которого они ощущают предметно. На учебных занятиях по праву целесообразно обратить внимание на следующие виды юридических документов:

— источники права, нормативно-правовые акты (закон, указ Президента, постановление  правительства, локальные правовые акты);

— правоприменительные  акты (приговор суда по конкретному  делу, обвинительное заключение и  проч.);

— индивидуальные договоры (брачный контракт, договор подряда  и проч.);

— заявления (исковые, о  приеме на работу и проч.).

Некоторые методисты считают, что изучение права может осуществляться исключительно на основе первоисточников (например, законов). Однако юридические документы не могут служить основным источником формирования правовых знаний учеников, и причин этому много. Юридически документ не адаптирован и может быть непонятен ученикам, в нем встречается сложная юридическая речь и т. д.

Использование документов может осуществляться в процессе изучения темы для подтверждения  мысли, показа того, как действует  юридическая норма.

В процессе правового обучения большую роль играют интеллектуальные умения учеников, которые изменяются в зависимости от их возраста. Так, ученики 9 классов должны уметь анализировать правовую ситуацию, выделяя правоотношение и его составляющие (субъект, объект, содержание), оценивать поведение сторон с точки зрения правомерности и неправомерности, разъяснять субъектам правила их поведения и проч. А вот школьники третьей ступени обучения (10—11 классы) должны уметь разъяснять ведущие правовые понятия, обобщать правовые явления, анализировать источники права, осуществлять сравнительную характеристику правовых явлений, составлять важные юридические документы, готовить доклады, проводить миниисследования по теме и проч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Многочисленные споры ученых в отношении сущности и классификации существующих методов в области правового обучения позволяют, однако, сделать вывод о необходимости оптимального сочетания на практике традиционных, репродуктивно-воспроизводящих и инновационных, проблемно-творческих методов. Практика показывает, что доминирование исключительно одних методов в ущерб другим крайне негативно сказывается на результативности правового обучения. Необходимо иметь в виду следующие особенности обучающего процесса:

— для организации творческих уроков по праву следует обеспечить основательную подготовку школьников в виде комплекса базовых знаний, которые могут стать своеобразным фундаментом для развития творчества детей;

— сложный по характеру  юридический материал нельзя изучать  поисковым методом. Он требует объяснительно-иллюстративного подхода (объяснения учителя, лекции, рассказа). Проблемный метод в этом случае будет выступать как прием;

— при выборе методов  обучения следует учитывать потенциальные  возможности учеников, уровень их подготовки. В классе, где обучаемые имеют высокий уровень обученности и потенциальные возможности для более основательного изучения права, следует активизировать их самостоятельную работу путем заданий повышенной сложности, творческих и проблемных вопросов;

— личные способности  учителя и наличие времени  для изучения вопросов права играют немалую роль в выборе того или  иного метода правового обучения.

Традиционное обучение носит репродуктивный характер, знания, и способы действий передаются учащимся в готовом виде, т. е. предназначены для воспроизводящего усвоения». Нельзя думать о том, что традиционное обучение праву однозначно имеет негативный характер. Напротив, оно проверено практикой, имеет многочисленные апробации и совершенствования, что позволяло такой системе изменяться и улучшаться.

Динамичность общественной жизни тем не менее диктует  потребность в изменениях даже казалось бы универсальных форм обучения. Например, с течением определенного времени  специалисты, анализирующие опыт преподавания права, пришли к выводу о недопустимости однообразия методических приемов и средств обучающего воздействия на школьника, осваивающего азы юридической науки. Поэтому в современной практике необходимо сочетать традиционные и инновационные технологии обучения.

Таким образом, педагогические технологии — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Технологии обучения позволяют учителю добиваться запланированного результата в правовом обучении школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,

2003. 400 с.

2.Бердникова Е. Л. Активные формы обучения. Северск, 2003.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2005.)

4.Пособие для учителей «Что говорит закон». — М., ИНТЭКЛТД. 1995. («Отпуск вашей мечты, превратившийся в кошмар» из разд. III);

5. Ловягин С. Право и лево: Учебник для 9 кл. — М., 1998. («Равные права» из гл. 3).

6. Нетрадиционные методы преподавания социологии/А.Н.Горбач, И.Д.Ковалёва, О.А. Редько, Ю.Г. Сорока: Учебное пособие; под ред. И.Д.Ковалёвой - Харьков,2001.-328с.




Информация о работе Нетрадиционные методы преподавания как практическая составляющая часть современного урока «Правоведение»