Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:55, доклад
В российской системе высшего образования сформировались две подсистемы: одна – массового высшего образования, другая – качественного профессионального образования.
Основное предназначение «массового» или «общего высшего образования» - социализация учащихся. На рынке труда наиболее привлекательной для молодых людей стала сфера услуг, которая начинает доминировать в экономике. Именно там работодатели предъявляют общекультурные требования к персоналу, которые обеспечивает получение «общего высшего образования».
Обеспечение доступности профессионального образования1
Количественные показатели развития профессионального образования в России свидетельствуют о повышении его доступности. За 1989-2002 гг. численность лиц с высшим образованием выросла в 1,5 раза2, студентов - более чем в 2,1 раза3. По относительной численности студентов высших учебных заведений Россия занимает одно из лидирующих мест в мире4. По российскому законодательству на бесплатной основе должно обучаться не менее 170 студентов на 10 тыс. населения5. Фактически в 2002 за счёт бюджетных средств обеспечивалось обучение 197 студентов. Стремительное развитие платного образования6 сделало профессиональное образование более доступным для лиц из семей со средними и высокими доходами.
Данные государственной статистики о численности выпускников 11 класса и приеме в вузы в последние годы сближаются. Высшее образование в России становится нормой, необходимым условием жизни в обществе. Среди всего взрослого населения России 80%, а среди молодых людей – 90% считают, что высшее образование важно для успешной карьеры7. В 2003 г. собирались поступать в вузы 83,1% учащихся средних школ, 74,0% учащихся техникумов и 38,5% учащихся ПТУ8.
В российской системе высшего образования сформировались две подсистемы: одна – массового высшего образования, другая – качественного профессионального образования.
Основное предназначение «массового»
или «общего высшего
Массовое высшее образование, отвечающее таким требованиям, является в настоящее время в основном доступным для населения. Существующие в этой части образовательной системы проблемы связаны с избыточностью программ, ориентированных на формирование специализированных профессиональных знаний и навыков, низким качеством обучения во многих вузах, несоответствием существующих форм вузов выполняемой искомой функции.
Получение качественного
Последние исследования показывают, что наиболее важным фактором, влияющим на вероятность поступления в вуз, является социальный капитал семьи (родственные, корпоративные, статусные связи). За ним следуют доход11 и место проживания семьи, которые определяют качество полученного общего образования. На доступность высшего образования они оказывают примерно одинаковое влияние.
Исследования, проведенные в Республике Татарстан и Республике Бурятия, свидетельствуют, что преподавание в школах и в вузах на национальных языках не является столь значимым дифференцирующим фактором в сфере доступности высшего образования как социальный капитал и доходы.
"Непрестижные" и "среднеконкурсные"
специальности вполне доступны
школьникам из
Территориальный фактор оказывает существенное влияние на доступность высшего образования. В учебных заведениях, расположенных в сельской местности и малых городах, удаленных от вузовского центра региона, качество среднего образования, обычно ниже, чем в учебных заведениях крупных городов. Большинство учебных заведений, расположенных в сельской местности и малых городах, не включены в довузовские подготовительные сети, или включены на худших условиях по сравнению со школами в вузовских центрах. В них, как правило, отсутствует профильное обучение, дополнительные предметы. Поэтому учащиеся не имеют возможности получить качественное довузовское образование, не могут воспользоваться льготными условиями приема в вуз, которыми зачастую пользуются выпускники элитных городских базовых школ15.
Оценка населением своих шансов на получение высшего образования прямо пропорциональна величине населенного пункта, в котором они проживают. Для жителей столичных городов высшее образование доступнее в 2 раза по сравнению с жителями села16. Высшее образование доступнее для выпускников городских школ по сравнению с выпускниками сельских школ в 1,14 раза, для выпускников ссузов из города по сравнению с выпускниками из села - в 1,56 раза17.
Территориальный фактор также оказывает
значимое влияние на доступность
высшего образования для
Доступность высшего образования
затрудняется институциональными барьерами
между разными образовательными
системами. Преподаватели вузов
сознательно воспроизводят
Поступление на высококонкурсные специальности без занятий с репетиторами, либо обучения в профильных лицеях и школах, либо взятки (от 650 долл. и выше) маловероятно19.
Учащиеся разных образовательных подсистем четко различаются по устремлениям и возможностям получения высшего образования. В более престижные вузы собираются поступать учащиеся средних школ (7,52 балла), в менее престижные – учащиеся техникумов (7,24 балла) и еще менее престижные – учащиеся ПУ (6,67 балла). Тех, кто хотел бы иметь высшее образование, но не станет поступать в вуз: cреди выпускников школ - около 8% (среди детей мигрантов – 25%20); среди учащихся ссузов - примерно 20%; среди учащихся профессиональных училищ - почти 40%21.
Доступность
высшего образования
Влияние ЕГЭ и ГИФО на доступность высшего образования
Одной из задач введения ЕГЭ выступает
создание условий для повышения
доступности высшего
В случае замены существующего механизма
приема в вуз на отбор строго по
результатам ЕГЭ расширяется
доступность получения
Апробация предложенной схемы ГИФО актуализировало проблему снижения доступности вузов для тех, кто не поступил сразу после окончания школы.
Введение ЕГЭ и ГИФО, безусловно,
является значительным шагом вперед
в решении проблем расширения
доступности высшего
Подходы к решению проблем доступности профессионального образования
Выравнивание стартовых возможностей
Государственная политика выравнивания стартовых возможностей при поступлении в вуз может развиваться в трех направлениях.
Постепенное выравнивание качества среднего образования может быть обеспечено:
Восполнить недостаточное
В любом случае необходимо усиление контроля за выполнением вузами федерального законодательства, регулирующего прием в вузы, с целью исключения создания непредусмотренных законом льготных условий приема для отдельных групп граждан.
Наиболее предпочтительным представляется полное или частичное покрытие расходов социально-незащищенных лиц26 на обучение на платной основе, используя механизмы образовательных кредитов, государственных возвратных субсидий, повышенных ГИФО и т.п.. Но такой путь связан с дополнительными расходами бюджета на высшее образование или сокращением числа бюджетных мест в вузах.
Для повышения доступности высшего профессионального образования для инвалидов необходимо:
Направления государственной политики по отношению к развитию массового высшего образования
Существует два альтернативных варианта активной реакции государства на развитие массового высшего образования.
Первый вариант - стимулирование развития качественного среднего и начального профессионального образования и перемещение в эти системы функций массового послешкольного образования:
Информация о работе Обеспечение доступности профессионального образования