Образование в условиях глобализации современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотрение влияния глобализации на образование и образовательный процесс в современном обществе. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- выявление основных тенденций влияния глобализации на образовательный процесс
- рассмотрение сосуществования глобализации и образования как противоречивого социального процесса
- рассмотрение основных направлений деятельности международных организаций в сфере образования
- рассмотрение возможных сценариев развития высшего образования в условиях глобализации
- рассмотрение перспектив внедрения в образование и образовательный процесс современных форм и методов обучения на основе достижений компьютерной техники и коммуникационных технологий
- рассмотрение необходимости глобальной стандартизации образования

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Влияние глобализации на высшее образование……………………...7
1.1.Основные тенденции влияния глобализации на высшее образование…………………………………………………………………7
1.2.Глобализация высшего образования как противоречивый социальный процесс………………………………………………………11
1.3.Основные направления деятельности международных организаций в сфере образования……………………………………………………....14
Глава II. Перспективы сосуществования глобализации и образования……...18
2.1.Возможные сценарии развития высшего образования в условиях глобализации………………………………………………………………18
2.2.Необходимость глобальной стандартизации высшего образования..................................................................................................21
Глава III. Проблемы интеграции России в общеевропейскую систему образования………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы…………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая курс.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

      В целом преимущества общества, основанного  на знаниях, оборачиваются новыми формами  социального неравенства, основанного  на неравномерном распределении  человеческого капитала, когда организационные  и технические преобразования влекут за собой реальную опасность роста виртуальных и реальных структурных барьеров между странами и внутри стран. К набору инструментальных, функциональных целей образования добавляются приоритеты аксиологического плана; в повестку дня процесса глобализации образования включаются гуманистические ценности антропоцентрического характера: внедрение особых технологий и критериев доступности высшего образования, социальная ответственность ВУЗов за повышение общественной солидарности, открытость миру в целом, а также приоритетность обучения в течение всей жизни. Акцент на непрерывном образовании позволяет преодолевать новые формы информационного неравенства, поскольку ведет к развитию возможностей дополнительного образования, повышающего доступность престижных ценностей и конкурентоспособность обучающихся. Вместе с тем миссия высшей школы в условиях глобализации не сводится лишь к общественному благу; институт высшего образования неизбежно модифицируется в условиях рыночной экономики в направлении прозрачности критериев оценивания и растущей роли потребителя услуг в процессах выбора и управления своей траекторией в пространстве образовательных услуг. Формирование общества знания не отменяет глобальных иерархий и геополитического неравенства, поскольку рост экономической и политической мощи стран первого мира происходит не только за счет введения новых технологий, но и по причине переноса производства в страны третьего мира, а импортированные высокие технологии доступны только обеспеченным элитам и могут лишь углубить социальную дифференциацию. Глобализация пространства высшей школы – это процесс, с одной стороны, выражающий, а с другой – формирующий новую социальную поляризацию. Для тех акторов в поле высшего образования, которые могут воспользоваться благами цивилизации, улучшаются шансы вертикальной социальной и пространственной мобильности, участия в сетевых международных сообществах, а для тех, кто маргинализован от этого процесса, пространство высшего образования еще более сжимается.  

     1.3 Основные направления деятельности международных организаций в сфере образования.

     В процессе глобализации роль университета как гаранта академического порядка  и стабильности становится всё более  важной. Уже сегодня он должен взаимодействовать  с образовательными и другими учреждениями, все более увеличивая открытость образовательной системы. Смысл этого состоит в том, что образование, прежде всего, не только процесс передачи накопленных знаний, но и воспитание творческого подхода, нравственных качеств, внутренней культуры, способности воспринимать и активно участвовать в постоянных изменениях, потребности к самосовершенствованию. Проблемы образования активно разрабатываются известными организациями. К научным исследованиям привлекаются коллективы ученых из разных стран мира, создаются рабочие группы и комиссии для выработки рекомендаций по развитию сотрудничества в области образования. Существует несколько наиболее крупных проектов, которые определяют вероятные пути развития международного сотрудничества в области образования:

  1. В составе ЮНЕСКО: МБП (Международное бюро просвещения), МИПО (Международный институт планирования образования), СЕПЕС (Европейский центр по высшему образованию), КРЕСАЛК (Региональный центр высшего образования в Латинской Америке). Основными направлениями деятельности в сфере образования являются содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости законности и прав человека, нормативная деятельность по вопросам национальной политики в тесной координации между образованием, подготовкой кадров и занятостью, укрепление инфраструктур на национальном уровне, обмен информацией путем распространения специализированных справочников и перечней, бюллетеней исследований, отражающих самые последние тенденции в области образования. Наряду с этим осуществляется деятельность по конкретным проектам: политика, планирование, администрация образования (27,9% проектов), подготовка кадров (14,1%), научное, техническое и профессиональное образование (13,5%).
  2. В рамках Совета Европы (Совет по культурному сотрудничеству Council for cultural cooperation - CCC) и в составе Совета: Центр документации по образованию в Европе (Documetation centre for education in Europe). Основные направления деятельности в сфере образования: решение проблем, связанных с взаимным признанием документов об образовании для стран Европейского континента в связи с разнообразием образовательных систем в Европе (англо-американской, германской, испанской и французской), изучение проблем среднего школьного образования, подготовки молодежи к высшему образованию и получению профессий, к миру труда и мобильности, создание сетей обмена информацией и партнерских связей между странами, исследования и практические рекомендации для учителей, сбор и обработка информации о состоянии и развитии образования в Европе, международных нормативных актов по образованию. Среди конкретных проектов можно обозначить следующие: "Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, открывающих доступ к университетским учебным заведениям" (1959), "Европейская конвенция об эквивалентности университетских периодов обучения" (1956), "Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций" (1959). Международные программы в области высшего образования: ERASMUS (обмен студентами различных стран), FORCE (продолженное обучение), PETRA (базовое обучение), COMMET (сотрудничество меду университетом и бизнесом), EUROTECHNET (содействие профессиям, связанным с технологическими инновациями), PHARE (развитие дистанционного образования), LINGUA (языковая подготовка).
  3. Лиссабонская декларация (конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО 1992 г.). Основными направлениями деятельности являются: переход от общих деклараций о намерениях к конкретным определениям, правилам и четкому разграничению обязательств сторон и участников (например, категории: "доступ", "прием", "оценка", "высшее образование", "период обучения" и др.), определение различий между терминами "доступ" и "прием", квалификацией высшего образования и квалификациями, дающими доступ к высшему образованию.
  4. Сорбоннская (1998) и Болонская (1999) декларации (совместная декларация Франции, Германии, Италии и Великобритании открыта для присоединения других стран) были подписаны с целью политического подтверждения необходимости глобализации высшего образования и скорейшей "гармонизации" европейского высшего образования с общей структурой образовательных уровней, создания общего "европейского пространства высшего образования", установления европейской зоны высшего образования, активизации европейской системы образования в мировом масштабе. К конкретным проектам относятся: содействие трудоустройству европейских граждан на основе более удобной системы уровней обучения, повышение конкурентоспособности европейского образования в мире, создание системы зачетных единиц, устранение препятствий в доступе студентов ко всем образовательным и имеющим к ним отношение услугам, развитие критериев и методологии оценки качества преподавания и др. Особый упор в реформировании образования делается на новые формы образования, которые смогли возникнуть только с помощью новых информационных технологий и технологий связи. Применение новых информационных технологий для развития новых форм дистанционного обучения на базе Интернета приводит к новому пониманию "реального значения" международного уровня в образовании. Растущее значение приобретает такое международное измерение в образовательной практике, при котором мобильность осуществляется в виртуальном пространстве или когда целью является создание международных условий для обмена идеями. Поиск новых, усовершенствованных, более рентабельных средств предоставления образования и обучения растет во всем мире. По прогнозам растущий мировой спрос на образование будет увеличиваться. Распространение инноваций "подталкивает" рынок, частично из-за того количества средств, которые вложены в информационные технологии. Ритм изменений становится все более быстрым.
 
 
 
 
 
 

Глава 2: Перспективы сосуществования глобализации и образования.

      Несмотря  на то, что теория глобализма оформилась в работах известных ученых уже  на рубеже XIX – XX веков, теория глобального  образования начала складываться в  США и некоторых странах Западной Европы только в 60-е годы XX века. Это является столь удивительным еще и потому, что «существенную роль при становлении процессов глобализации играет кросскультурный (кросскоммуникационный) принцип взаимодействия наций, основанный на объединении и синтезе основных, базовых положений функционирования общества. Центральную роль здесь играло образование, которое и подготавливало фундаментальный потенциал развития глобализации»12.  

      2.1 Возможные сценарии развития высшего образования в условиях глобализации.

      К настоящему времени сложился целый  ряд моделей глобального образования, однако, наиболее известными из них  являются две, авторами которых являются американские философы Р. Хенви и  Боткин. Согласно взглядам Хенви, суть глобального образования «состоит в совокупности следующих основных измерений: формирование непредвзятого взгляда на мир, т. е. осознание неоднородности восприятия мира; осознание состояния планеты; кросскультурная грамотность (понимание культуры других народов); знание глобальной динамики; осознанный выбор»13. По мнению этого автора, образование является одной из важнейших основ, призванных помочь каждому человеку войти в мир, гармонично вписаться в систему взаимосвязей на культурном, социальном, экономическом и других уровнях современной жизни. С моделью Хенви перекликается модель Боткина, главный тезис которой – необходимость перехода каждого индивидуума от бессознательного приспособления к миру на позиции активной и осмысленной социализации, сознательного предвосхищения и личной сопричастности. При этом понятие «предвосхищение» выступает у Боткина в качестве своеобразного широкого требования успешного разрешения новых, ранее не встречавшихся в жизни индивидуума ситуаций, предвидения и прогнозирования событий и их последствий, соотнесения прошлого с настоящим и будущим, личной инициативы в определении альтернатив и принятии ответственности за те или иные решения. Сопричастность означает способность к активному сотрудничеству, диалогу, взаимопониманию и сопереживанию. Обе эти модели не только не противоречат, но и значительно дополняют друг друга. Органически сочетая общечеловеческий и локальный аспекты, философский подход и способность к конкретным действиям, они выдвигают приоритетной задачей формирование взгляда на мир как на единое целое, как на огромную общину, в которой благополучие каждого находится в прямой зависимости от благополучия остальных.

      Если  говорить о возможных сценариях  развития образования в условиях глобализации, то наиболее разработанными из всех существующих являются следующие:

1. Низкая  конкуренция и низкая информативная  грамотность в высшем образовании.  Университеты не реагируют на  изменения, уменьшается число  студентов и возрастает плата  за обучение, вводятся контракты  учебной продуктивности. Крупнейшие  центры продают информацию и ресурсы другим участникам образовательных услуг. Родители ищут альтернативы запрашиваемым университетами высоким ценам.

2. Высокая  конкуренция и относительно низкий  уровень информативной грамотности  в высшем образовании. Родители  перестают поддерживать университеты. Приходят новые поставщики, поддерживаемые правительственными структурами. Система образования становится более гибкой, чувствительной, быстро меняющейся, основанной на обучении информационным технологиям. Оценка и сертификация в сети производится в режиме реального времени. Студенты остаются дома и учатся, применяя новые технологии, а электронная подписка на обучение в течение всей жизни становится необходимым атрибутом развития карьеры.

3. Высокая  конкуренция и высокая информативная  грамотность в высшем образовании.  Большое количество университетов  не могут конкурировать из-за  высокой профессиональной специализации  – корпоративные поставщики справляются  с этой задачей лучше. Компьютерные  программы на электронных носителях сменяют преподавателей; лучшие университеты выживают, предлагая за большую плату обучение для целостного развития личности. Возникает процесс социального отторжения, когда члены образовательного процесса, не кооперируясь друг с другом по причине одностороннего информативного образования становятся социально незначимыми, а следовательно, и невостребованными.

4. Низкая  конкуренция и высокая информативная  грамотность в высшем образовании.  Усиливаются позиции виртуальных  университетов, распространяется безбумажная деятельность. Университеты побеждают в конкурентном состязании с корпоративными поставщиками. Развиваются новые способы дистанционного сертифицирования по диверсифицированным программам. Однако наряду с победой на уровне корпоративных поставщиков, университеты становятся глобальными информационными системами, образование становится гомогенно-статичным, не предполагающим развития.

     Чтобы глобализация  в сфере образования  проходила без катастроф (что  достаточно реально при некачественном образовании для социальной сфере) необходимо и достаточно соответствия образовательных программ уровню гуманизации и социализации. Если учитывать «логику социальной нестабильности в эпоху глобализации применительно к проблемам высшего образования, выделяя в качестве факторов давления на образовательные системы новые потребности общества и вызовы демографии (рост числа студентов при одновременной недоступности образования для маргинальных экономических и культурных групп, что способствует усилению политической напряженности), то достаточно выраженными будут именно социальные проблемы в высшем образовании, и решающую роль арбитра в данном вопросе справедливым будет передать государству»14.  

     2.2 Необходимость глобальной стандартизации высшего образования.

     Глобализация  и развитие технологий - процессы объективные, взаимосвязанные и неизбежные, и  образование просто обязано иметь  их в виду. Обучение студентов устаревшим технологиям на устаревшей технике, или же ориентация обучения на локально распространённые технологии приводит к тому, что молодой специалист, особенно - сменивший место жительства, либо вообще не может работать по декларированной в его дипломе специальности, либо вынужден изучать всё с нуля. Однако сегодняшняя интегрированность большинства вузов в мировую Сеть, позволяет преподавателям и студентам постоянно получать оперативную информацию о самых современных открытиях,  прорывах и достижениях, о самых последних стандартах и рекомендациях и ориентироваться в образовательном процессе именно на "фронтир", "передний край" науки и технологии. Возможно, определённым тормозом этого процесса сегодня являются очень конкретные и негибкие государственные программы обучения по тем или иным специальностям. Это реальная проблема: «государство по определению весьма косный и догматичный институт и не в состоянии оперативно реагировать на требования настоящего момента, а тем паче - работать на опережение. Государственные институты сегодня могут задавать только приоритеты в области образования»15. Учебные программы же должен определять сам университет, исходя из этих приоритетов, текущего уровня развития человеческой мысли и наиболее актуальных из стоящих в данный момент перед наукой и человечеством концептуальных вопросов и проблем. Международная "совместимость" образования, по идее, должна вытекать из неотъемлемых прав человека на труд и свободу передвижения. Т.е., образование, полученное в любой стране или образовательной системе должно признаваться (и фактически являться) действительным, действенным в любой точке земного шара. По меньшей мере, «перемещение человека из страны в страну должно требовать, максимум, "привязки к местности", незначительной переквалификации в соответствие с местными условиями, но не начала образования по уже полученной специальности с нуля. Из этого неизбежно следует необходимость глобальной стандартизации образования. Прежде всего это, конечно, касается той части образования, где оно захватывает технологии, реально применимые на практике (информационные технологии, техника, промышленная и бытовая химия, языки общения, медицина и т.п.)»16.

Информация о работе Образование в условиях глобализации современного общества