Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:52, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение влияния глобализации на образование и образовательный процесс в современном обществе. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- выявление основных тенденций влияния глобализации на образовательный процесс
- рассмотрение сосуществования глобализации и образования как противоречивого социального процесса
- рассмотрение основных направлений деятельности международных организаций в сфере образования
- рассмотрение возможных сценариев развития высшего образования в условиях глобализации
- рассмотрение перспектив внедрения в образование и образовательный процесс современных форм и методов обучения на основе достижений компьютерной техники и коммуникационных технологий
- рассмотрение необходимости глобальной стандартизации образования
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Влияние глобализации на высшее образование……………………...7
1.1.Основные тенденции влияния глобализации на высшее образование…………………………………………………………………7
1.2.Глобализация высшего образования как противоречивый социальный процесс………………………………………………………11
1.3.Основные направления деятельности международных организаций в сфере образования……………………………………………………....14
Глава II. Перспективы сосуществования глобализации и образования……...18
2.1.Возможные сценарии развития высшего образования в условиях глобализации………………………………………………………………18
2.2.Необходимость глобальной стандартизации высшего образования..................................................................................................21
Глава III. Проблемы интеграции России в общеевропейскую систему образования………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы…………………………...33
В
целом преимущества общества, основанного
на знаниях, оборачиваются новыми формами
социального неравенства, основанного
на неравномерном распределении
человеческого капитала, когда организационные
и технические преобразования влекут
за собой реальную опасность роста виртуальных
и реальных структурных барьеров между
странами и внутри стран. К набору инструментальных,
функциональных целей образования добавляются
приоритеты аксиологического плана; в
повестку дня процесса глобализации образования
включаются гуманистические ценности
антропоцентрического характера: внедрение
особых технологий и критериев доступности
высшего образования, социальная ответственность
ВУЗов за повышение общественной солидарности,
открытость миру в целом, а также приоритетность
обучения в течение всей жизни. Акцент
на непрерывном образовании позволяет
преодолевать новые формы информационного
неравенства, поскольку ведет к развитию
возможностей дополнительного образования,
повышающего доступность престижных ценностей
и конкурентоспособность обучающихся.
Вместе с тем миссия высшей школы в условиях
глобализации не сводится лишь к общественному
благу; институт высшего образования неизбежно
модифицируется в условиях рыночной экономики
в направлении прозрачности критериев
оценивания и растущей роли потребителя
услуг в процессах выбора и управления
своей траекторией в пространстве образовательных
услуг. Формирование общества знания не
отменяет глобальных иерархий и геополитического
неравенства, поскольку рост экономической
и политической мощи стран первого мира
происходит не только за счет введения
новых технологий, но и по причине переноса
производства в страны третьего мира,
а импортированные высокие технологии
доступны только обеспеченным элитам
и могут лишь углубить социальную дифференциацию.
Глобализация пространства высшей школы
– это процесс, с одной стороны, выражающий,
а с другой – формирующий новую социальную
поляризацию. Для тех акторов в поле высшего
образования, которые могут воспользоваться
благами цивилизации, улучшаются шансы
вертикальной социальной и пространственной
мобильности, участия в сетевых международных
сообществах, а для тех, кто маргинализован
от этого процесса, пространство высшего
образования еще более сжимается.
1.3 Основные направления деятельности международных организаций в сфере образования.
В процессе глобализации роль университета как гаранта академического порядка и стабильности становится всё более важной. Уже сегодня он должен взаимодействовать с образовательными и другими учреждениями, все более увеличивая открытость образовательной системы. Смысл этого состоит в том, что образование, прежде всего, не только процесс передачи накопленных знаний, но и воспитание творческого подхода, нравственных качеств, внутренней культуры, способности воспринимать и активно участвовать в постоянных изменениях, потребности к самосовершенствованию. Проблемы образования активно разрабатываются известными организациями. К научным исследованиям привлекаются коллективы ученых из разных стран мира, создаются рабочие группы и комиссии для выработки рекомендаций по развитию сотрудничества в области образования. Существует несколько наиболее крупных проектов, которые определяют вероятные пути развития международного сотрудничества в области образования:
Глава 2: Перспективы сосуществования глобализации и образования.
Несмотря
на то, что теория глобализма оформилась
в работах известных ученых уже
на рубеже XIX – XX веков, теория глобального
образования начала складываться в
США и некоторых странах
2.1 Возможные сценарии развития высшего образования в условиях глобализации.
К
настоящему времени сложился целый
ряд моделей глобального
Если говорить о возможных сценариях развития образования в условиях глобализации, то наиболее разработанными из всех существующих являются следующие:
1. Низкая
конкуренция и низкая
2. Высокая
конкуренция и относительно
3. Высокая
конкуренция и высокая
4. Низкая
конкуренция и высокая
Чтобы
глобализация в сфере образования
проходила без катастроф (что
достаточно реально при некачественном
образовании для социальной сфере) необходимо
и достаточно соответствия образовательных
программ уровню гуманизации и социализации.
Если учитывать «логику социальной нестабильности
в эпоху глобализации применительно к
проблемам высшего образования, выделяя
в качестве факторов давления на образовательные
системы новые потребности общества и
вызовы демографии (рост числа студентов
при одновременной недоступности образования
для маргинальных экономических и культурных
групп, что способствует усилению политической
напряженности), то достаточно выраженными
будут именно социальные проблемы в высшем
образовании, и решающую роль арбитра
в данном вопросе справедливым будет передать
государству»14.
2.2 Необходимость глобальной стандартизации высшего образования.
Глобализация и развитие технологий - процессы объективные, взаимосвязанные и неизбежные, и образование просто обязано иметь их в виду. Обучение студентов устаревшим технологиям на устаревшей технике, или же ориентация обучения на локально распространённые технологии приводит к тому, что молодой специалист, особенно - сменивший место жительства, либо вообще не может работать по декларированной в его дипломе специальности, либо вынужден изучать всё с нуля. Однако сегодняшняя интегрированность большинства вузов в мировую Сеть, позволяет преподавателям и студентам постоянно получать оперативную информацию о самых современных открытиях, прорывах и достижениях, о самых последних стандартах и рекомендациях и ориентироваться в образовательном процессе именно на "фронтир", "передний край" науки и технологии. Возможно, определённым тормозом этого процесса сегодня являются очень конкретные и негибкие государственные программы обучения по тем или иным специальностям. Это реальная проблема: «государство по определению весьма косный и догматичный институт и не в состоянии оперативно реагировать на требования настоящего момента, а тем паче - работать на опережение. Государственные институты сегодня могут задавать только приоритеты в области образования»15. Учебные программы же должен определять сам университет, исходя из этих приоритетов, текущего уровня развития человеческой мысли и наиболее актуальных из стоящих в данный момент перед наукой и человечеством концептуальных вопросов и проблем. Международная "совместимость" образования, по идее, должна вытекать из неотъемлемых прав человека на труд и свободу передвижения. Т.е., образование, полученное в любой стране или образовательной системе должно признаваться (и фактически являться) действительным, действенным в любой точке земного шара. По меньшей мере, «перемещение человека из страны в страну должно требовать, максимум, "привязки к местности", незначительной переквалификации в соответствие с местными условиями, но не начала образования по уже полученной специальности с нуля. Из этого неизбежно следует необходимость глобальной стандартизации образования. Прежде всего это, конечно, касается той части образования, где оно захватывает технологии, реально применимые на практике (информационные технологии, техника, промышленная и бытовая химия, языки общения, медицина и т.п.)»16.
Информация о работе Образование в условиях глобализации современного общества