Образование в условиях глобализации современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотрение влияния глобализации на образование и образовательный процесс в современном обществе. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- выявление основных тенденций влияния глобализации на образовательный процесс
- рассмотрение сосуществования глобализации и образования как противоречивого социального процесса
- рассмотрение основных направлений деятельности международных организаций в сфере образования
- рассмотрение возможных сценариев развития высшего образования в условиях глобализации
- рассмотрение перспектив внедрения в образование и образовательный процесс современных форм и методов обучения на основе достижений компьютерной техники и коммуникационных технологий
- рассмотрение необходимости глобальной стандартизации образования

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Влияние глобализации на высшее образование……………………...7
1.1.Основные тенденции влияния глобализации на высшее образование…………………………………………………………………7
1.2.Глобализация высшего образования как противоречивый социальный процесс………………………………………………………11
1.3.Основные направления деятельности международных организаций в сфере образования……………………………………………………....14
Глава II. Перспективы сосуществования глобализации и образования……...18
2.1.Возможные сценарии развития высшего образования в условиях глобализации………………………………………………………………18
2.2.Необходимость глобальной стандартизации высшего образования..................................................................................................21
Глава III. Проблемы интеграции России в общеевропейскую систему образования………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы…………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая курс.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

     Избрав  концепцию глобального образования, высшая школа должна ориентироваться  в своем развитии на целостное  познание окружающего мира, осмысление состояния планеты Земля, осознание  процессов, протекающих в мире, изучение различных культур мира, проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество в начале XXI в. Одним из явлений, способствующих рождению в педагогической теории направления глобального образования, можно считать современные глобальные проблемы человечества. С ними связано зарождение в общественном сознании тревоги за судьбу земной цивилизации, осознание того, что необходимо формировать взгляд на мир как на многообразное, но единое целое, где от действий каждого зависит благополучие всех. Концепция глобального образования хорошо согласуется с идеей его гуманизации и экологизации. Современная экология - это образ мысли. Человек должен мыслить глобально, а действовать локально, понимая, что от действий его зависит судьба многих. Формирование экологически грамотного гражданина - одна из главных задач глобального образования. В контексте реализации общих целей и задач глобального образования становится актуальным определение содержания и включения системы эстетического цикла в учебный план высшей школы. Этот процесс предполагает интеграцию трех основных направлений: эстетического, исторического и собственно культурологического, взаимодействие которых, с учетом возможности выхода на другие блоки дисциплин (общественных, гуманитарных, естественных), позволяет обеспечить становление целостной концептуальной картины мира. Осмысление действительности во всем многообразии ее проявлений, рассмотрение как собственно эстетических, так и гуманитарных, нравственных, этических, экологических и других проблем, выявление взаимосвязи и взаимовлияния различных культурных подсистем обеспечивает глобально-ориентированный характер этих курсов.

     Эффективность самоидентификации личности, ее становления  как полноправного члена мирового сообщества во многом определяется уровнем образованности, причем под образованием понимается не просто приобретение знаний, а формирование мировоззрения, духовности, повышение кросскультурной грамотности. «Перманентный характер социокультурных перемен, снижающий возможности традиционных форм трансляции культуры, невостребованность нравственного потенциала общества в эпоху научно-технической революции, доминирование технократических и сциентистских представлений в науке, приводящее к фрагментарному восприятию действительности, актуализируют поиск новой стратегии и содержания воспитания человека третьего тысячелетия»17. Достижение поставленной цели может быть осуществлено только в условиях формирования принципиально иной системы освоения действительности, способствующей становлению концептуальной целостной картины мира в сознании учащихся. При этом «выявление и восприятие культурных универсалий, обеспечивающих глобальную перспективу процесса преподавания, органично связано с идеями гуманизации и гуманитаризации образования, составляющими фундамент нового педагогического мышления»18. Очевидно, что концепция глобального образования, ставящего своей целью воспитание свободной творческой личности, способной принимать конструктивные решения и осознавать ответственность за судьбу Отечества и мира в целом, предоставляет широкие возможности для развития интеллектуального и нравственного потенциала учащихся, творческого поиска, совершенствования научно-методического мастерства и профессиональной культуры педагогов. «Ее реализация позволяет:

- поставить личность учащегося с его правами, свободами и идеалами в центр учебно-воспитательного процесса;

- сформировать  у учащихся способность к объективной  оценке явлений действительности, самостоятельному анализу событий  и фактов на основе синхронического  и диахронического сопоставления, классификации и интеграции;

- осуществить  целенаправленную ориентацию личности  в мире;

- сформировать  интеллектуальные свойства личности  на основе идей развивающего  обучения»19.

     Эффективность достижения поставленной цели зависит от решения ряда задач, к числу которых относятся:

- развитие  культурного сознания учащихся;

- повышение  межкультурной компетентности;

- интернационализация  воспитательного процесса;

- развитие  представлений о мире как взаимозависимой  экосистеме;

- создание оптимальных условий для самоидентификации, социальной адаптации личности.

      Таким образом, на сегодняшний день глобальное образование является одним из наиболее перспективных направлений развития педагогической теории и практики, позволяющим осуществить подготовку учащихся к адаптации в сложном, постоянно меняющемся современном мире с его многочисленными политическими, экономическими, экологическими, социальными и другими проблемами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3: Проблемы интеграции России в общеевропейскую систему образования.

      Начиная с 90-х годов XX в., ведущие страны мира вступили на путь преобразования своих  образовательных систем. Общая тенденция  этих преобразований - придание образованию  свойств открытости. Наиболее впечатляющие и широкомасштабные изменения происходят на Европейском континенте, где в сфере образования рушатся государственные границы и формируется общеевропейская интегральная система образования. В ноябре 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор, установивший, что Европейское Сообщество намерено развивать "европейское измерение в образовании", которое ставит своей целью формирование гражданина и профессионала европейского типа: человека, исповедующего терпимость, плюрализм, ценящего культурное наследие сообщества, сознательного участника процесса европейской интеграции, осознающего европейское сходство и воплощающего в себе "наследие прошлого, осуществление настоящего, изображение будущего". В этом направлении предстоит решить такие задачи, как стирание языковых барьеров, расширение взаимообмена учащимися и педагогами, взаимное признание дипломов и периодов обучения, осуществление постоянного обмена опытом и информацией о текущих проблемах и образовательных системах стран Европы. В 1999 г. двадцатью девятью европейскими государствами была принята Болонская декларация, ознаменовавшая вступление Европы в эпоху глубоких и всеобщих преобразований систем образования. Преследуя цель - создание единого общеевропейского образовательного пространства, Болонская декларация провозгласила: сокращение нормативных сроков обучения и переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (бакалавр/магистр); унификацию структуры и организацию докторских программ (отмена сохранившейся в некоторых странах двухуровневой структуры научных степеней); введение новых преимущественно децентрализованных механизмов и процедур обеспечения качества образования; информатизация образования и развитие дистанционных технологий обучения. Все положения Болонской декларации обязательны для подписавших ее стран и должны быть реализованы в течение 10-летнего периода. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г. на Берлинской конференции, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса. Однако мероприятия, связанные с реализацией условий Болонской декларации в Российской Федерации вызывают противоречивые оценки и усиливающуюся дискуссию. Для выяснения проблем субъективного и объективного характера в российском образовании на пути модернизации с целью придания ему свойств открытости и интеграции в мировое образовательное пространство, а также с целью определения реакции образовательного сообщества на реформы российского образования, происходящие в рамках Болонского процесса, в феврале 2003 года Московским государственным социальным университетом было проведено социологическое исследование. «В опросе приняли участие 6900 студентов старших курсов (3-5 курсы) двадцати двух вузов семи федеральных округов России. В рамках этого исследования был проведен пилотажный опрос по актуальным проблемам становления российского открытого образования, в котором приняли участие 300 студентов и 100 преподавателей московских высших учебных заведений гуманитарного и технического профиля"20.

      Одним из направлений осуществления открытого  высшего образования является реализация тенденции к сокращению нормативных  сроков обучения в высшей школе. По результатам проведенного опроса только 7% респондентов-преподавателей считают, что сроки обучения должны быть сокращены, 46% высказались отрицательно, у остальных (47%) этот вопрос вызвал затруднение. Среди преподавателей с педагогическим стажем, превышающим 10 лет, сторонников сокращения сроков обучения не оказалось вовсе. Положительно ответили на вопрос о сокращении сроков обучения 12,5% опрошенных преподавателей с педагогическим стажем менее 3-х лет и 13,5% - со стажем работы от трех до десяти лет. Мнения же студентов о сокращении сроков обучения распределились следующим образом: 2,1% респондентов считают, что сроки обучения должны быть сокращены, 31,9% - отрицают такую возможность, остальные затрудняются с ответом. Сторонники сокращения сроков обучения из профессорско-преподавательского состава видят решение этой проблемы за счет распространения системы подготовки по программе бакалавриата (43% респондентов); увеличения доли самостоятельной работы в общем объеме часов (43%); организации более напряженного учебного процесса без изменения количества аудиторных часов (14%). Однако в целом, идея сокращения сроков обучения пока не имеет достаточной поддержки среди преподавателей и студентов. В связи с этим рассмотрим проблему перехода к близким или совпадающим двухуровневым программам и квалификациям высшего образования (бакалавр/магистр). Ответы преподавателей на вопрос о целесообразности внедрения в высших учебных заведениях двухуровневой системы подготовки распределились следующим образом: «18% респондентов высказались положительно, 12% - отрицательно, остальные (70%) не имели определенного мнения. Приведенные результаты свидетельствуют о том, что для образовательного сообщества двухуровневая система подготовки является недостаточно понятной и прозрачной. Не удивительно, что затруднение этот вопрос вызвал не только у преподавателей с небольшим стажем работы, но и у опытных преподавателей с педагогическим стажем более 10 лет: 62% из них не имели четкого мнения»21.

      Одним из необходимых условий интеграции является отсутствие языковых барьеров в образовательном пространстве. Результаты социологического опроса (табл. 1) свидетельствуют, что из 6900 опрошенных студентов только 8,9% хорошо знают английский язык; показатели по другим иностранным языкам еще хуже. В положениях Болонской декларации закреплено обязательное требование знания студентами и преподавателями иностранного языка как родного. Отсюда следует, что российской системе образования предстоит пересмотреть содержание и сроки программ обучения иностранному языку всех образовательных ступеней для повышения уровня преподавания.

Таблица 1

Ответы  студентов на вопрос: "Знаете ли Вы иностранные языки?",

% к числу  опрошенных

Варианты Английский  язык Немецкий язык Французский язык Испанский язык
Не  знаю 24,8 76,6 91,6 97,3
Немного знаю 56,3 19,7 6,5 1,7
Хорошо  знаю 8,9 3,6 1,9 1,0
 

      «Исследование, проведенное в среде московских студентов и преподавателей, подтвердило актуальность проблемы информатизации и внедрения дистанционных технологий обучения, которые лежат в основе открытого образования»22. Для определения предпочтительной формы организации учебного процесса преподавателям и студентам был предложен соответствующий вопрос (табл. 2). 
 
 

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: "Какая форма  организации учебного процесса Вас  устраивает больше?", % к числу опрошенных

Ответы Студенты Преподаватели
1998/99 уч. год 1999/00 уч. год 2002/03 уч. год 2002/03 уч. год
Традиционная  система ("жесткое" расписание лекций, лабораторныхи практических занятий  и т.д.) 43 42 38 5
Более свободная и самостоятельная (брошюра  или файл с конспектом лекций, контрольными заданиями, списком экзаменационных вопросов в начале семестра, далее - встречи с преподавателями

по мере необходимости  для консультаций, по расписанию –  только лабораторные работы)

49 46 42 70
Дистанционная (по сети Интернет передаются все учебные материалы, осуществляются консультации преподавателей, встречи с преподавателями происходят только на экзамене) 8 12 20 25
 

      Ответы  на него показали, что 5% опрошенных преподавателей оказались приверженцами традиционной системы обучения с жестким расписанием занятий; 70% высказались за более свободную форму; 25% оказались сторонниками дистанционного интернет-обучения. Показательно, что наибольший процент приверженцев дистанционного обучения оказался среди преподавателей с педагогическим стажем работы более 10 лет (34% опрошенных). Данные опроса свидетельствуют, что популярность дистанционных технологий обучения среди студентов год от года возрастает, в то время как традиционная жестко нормированная форма обучения постепенно теряет своих приверженцев.

      Таким образом, данное исследование показало, что всякие инновации в образовании  должны проводиться после тщательной методической, технологической, маркетинговой  проработки при наличии нормативной  поддержки и только в том случае, когда общество готово их принять. Высокая социальная значимость сферы образования не позволяет превращать ее в площадку для необдуманных экспериментов. В этой связи исследования социологов призваны способствовать принятию взвешенных управленческих решений, направленных на прогрессивное развитие российской системы образования без разрушения национальных, культурных и педагогических традиций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

      Таким образом, в данной работе были рассмотрены  различные аспекты влияния глобализации на образование и образовательный процесс в современном обществе. В соответствующих главах были выявлены основные тенденции влияния глобализации на образовательный процесс, рассмотрено сосуществование глобализации и образования как противоречивый социальный процесс, рассмотрены основные направления деятельности международных организаций в сфере образования, рассмотрены возможные сценарии развития высшего образования в условиях глобализации, рассмотрены перспективы внедрения в образование и образовательный процесс современных форм и методов обучения на основе достижений компьютерной техники и коммуникационных технологий, а также рассмотрена необходимость глобальной стандартизации образования.

     В заключение следует отметить, что  глобализация все же не является исключительно отрицательным явлением для организации университетского образования – ее положительные следствия могут быть осознаны и использованы только в том случае, если университеты включатся в настойчиво предлагаемый ею процесс информатизации и международных коммуникаций. Глобализация образования не должна пониматься в качестве гомогенизации или, что еще опаснее, в качестве средства экономического доминирования; скорее, ее следует воспринимать как режим производства тождества и различия для социальных структур. На сегодняшний день глобальное образование является одним из наиболее перспективных направлений развития педагогической теории и практики, позволяющим осуществить подготовку учащихся к адаптации в сложном, постоянно меняющемся современном мире с его многочисленными политическими, экономическими, экологическими, социальными и другими проблемами.  

Информация о работе Образование в условиях глобализации современного общества