Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:52, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение влияния глобализации на образование и образовательный процесс в современном обществе. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- выявление основных тенденций влияния глобализации на образовательный процесс
- рассмотрение сосуществования глобализации и образования как противоречивого социального процесса
- рассмотрение основных направлений деятельности международных организаций в сфере образования
- рассмотрение возможных сценариев развития высшего образования в условиях глобализации
- рассмотрение перспектив внедрения в образование и образовательный процесс современных форм и методов обучения на основе достижений компьютерной техники и коммуникационных технологий
- рассмотрение необходимости глобальной стандартизации образования
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Влияние глобализации на высшее образование……………………...7
1.1.Основные тенденции влияния глобализации на высшее образование…………………………………………………………………7
1.2.Глобализация высшего образования как противоречивый социальный процесс………………………………………………………11
1.3.Основные направления деятельности международных организаций в сфере образования……………………………………………………....14
Глава II. Перспективы сосуществования глобализации и образования……...18
2.1.Возможные сценарии развития высшего образования в условиях глобализации………………………………………………………………18
2.2.Необходимость глобальной стандартизации высшего образования..................................................................................................21
Глава III. Проблемы интеграции России в общеевропейскую систему образования………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы…………………………...33
Избрав
концепцию глобального
Эффективность
самоидентификации личности, ее становления
как полноправного члена
- поставить личность учащегося с его правами, свободами и идеалами в центр учебно-воспитательного процесса;
- сформировать
у учащихся способность к
- осуществить
целенаправленную ориентацию
- сформировать
интеллектуальные свойства
Эффективность достижения поставленной цели зависит от решения ряда задач, к числу которых относятся:
- развитие культурного сознания учащихся;
- повышение межкультурной компетентности;
- интернационализация воспитательного процесса;
- развитие
представлений о мире как
- создание оптимальных условий для самоидентификации, социальной адаптации личности.
Таким
образом, на сегодняшний день глобальное
образование является одним из наиболее
перспективных направлений
Глава 3: Проблемы интеграции России в общеевропейскую систему образования.
Начиная с 90-х годов XX в., ведущие страны мира вступили на путь преобразования своих образовательных систем. Общая тенденция этих преобразований - придание образованию свойств открытости. Наиболее впечатляющие и широкомасштабные изменения происходят на Европейском континенте, где в сфере образования рушатся государственные границы и формируется общеевропейская интегральная система образования. В ноябре 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор, установивший, что Европейское Сообщество намерено развивать "европейское измерение в образовании", которое ставит своей целью формирование гражданина и профессионала европейского типа: человека, исповедующего терпимость, плюрализм, ценящего культурное наследие сообщества, сознательного участника процесса европейской интеграции, осознающего европейское сходство и воплощающего в себе "наследие прошлого, осуществление настоящего, изображение будущего". В этом направлении предстоит решить такие задачи, как стирание языковых барьеров, расширение взаимообмена учащимися и педагогами, взаимное признание дипломов и периодов обучения, осуществление постоянного обмена опытом и информацией о текущих проблемах и образовательных системах стран Европы. В 1999 г. двадцатью девятью европейскими государствами была принята Болонская декларация, ознаменовавшая вступление Европы в эпоху глубоких и всеобщих преобразований систем образования. Преследуя цель - создание единого общеевропейского образовательного пространства, Болонская декларация провозгласила: сокращение нормативных сроков обучения и переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (бакалавр/магистр); унификацию структуры и организацию докторских программ (отмена сохранившейся в некоторых странах двухуровневой структуры научных степеней); введение новых преимущественно децентрализованных механизмов и процедур обеспечения качества образования; информатизация образования и развитие дистанционных технологий обучения. Все положения Болонской декларации обязательны для подписавших ее стран и должны быть реализованы в течение 10-летнего периода. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г. на Берлинской конференции, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса. Однако мероприятия, связанные с реализацией условий Болонской декларации в Российской Федерации вызывают противоречивые оценки и усиливающуюся дискуссию. Для выяснения проблем субъективного и объективного характера в российском образовании на пути модернизации с целью придания ему свойств открытости и интеграции в мировое образовательное пространство, а также с целью определения реакции образовательного сообщества на реформы российского образования, происходящие в рамках Болонского процесса, в феврале 2003 года Московским государственным социальным университетом было проведено социологическое исследование. «В опросе приняли участие 6900 студентов старших курсов (3-5 курсы) двадцати двух вузов семи федеральных округов России. В рамках этого исследования был проведен пилотажный опрос по актуальным проблемам становления российского открытого образования, в котором приняли участие 300 студентов и 100 преподавателей московских высших учебных заведений гуманитарного и технического профиля"20.
Одним
из направлений осуществления
Одним
из необходимых условий интеграции
является отсутствие языковых барьеров
в образовательном
Таблица 1
Ответы студентов на вопрос: "Знаете ли Вы иностранные языки?",
% к числу опрошенных
Варианты | Английский язык | Немецкий язык | Французский язык | Испанский язык |
Не знаю | 24,8 | 76,6 | 91,6 | 97,3 |
Немного знаю | 56,3 | 19,7 | 6,5 | 1,7 |
Хорошо знаю | 8,9 | 3,6 | 1,9 | 1,0 |
«Исследование,
проведенное в среде московских студентов
и преподавателей, подтвердило актуальность
проблемы информатизации и внедрения
дистанционных технологий обучения, которые
лежат в основе открытого образования»22.
Для определения предпочтительной формы
организации учебного процесса преподавателям
и студентам был предложен соответствующий
вопрос (табл. 2).
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: "Какая форма организации учебного процесса Вас устраивает больше?", % к числу опрошенных
Ответы | Студенты | Преподаватели | ||
1998/99 уч. год | 1999/00 уч. год | 2002/03 уч. год | 2002/03 уч. год | |
Традиционная система ("жесткое" расписание лекций, лабораторныхи практических занятий и т.д.) | 43 | 42 | 38 | 5 |
Более
свободная и самостоятельная (брошюра
или файл с конспектом лекций, контрольными
заданиями, списком экзаменационных вопросов
в начале семестра, далее - встречи с преподавателями
по мере необходимости для консультаций, по расписанию – только лабораторные работы) |
49 | 46 | 42 | 70 |
Дистанционная (по сети Интернет передаются все учебные материалы, осуществляются консультации преподавателей, встречи с преподавателями происходят только на экзамене) | 8 | 12 | 20 | 25 |
Ответы
на него показали, что 5% опрошенных преподавателей
оказались приверженцами
Таким
образом, данное исследование показало,
что всякие инновации в образовании
должны проводиться после тщательной
методической, технологической, маркетинговой
проработки при наличии нормативной
поддержки и только в том случае,
когда общество готово их принять. Высокая
социальная значимость сферы образования
не позволяет превращать ее в площадку
для необдуманных экспериментов. В этой
связи исследования социологов призваны
способствовать принятию взвешенных управленческих
решений, направленных на прогрессивное
развитие российской системы образования
без разрушения национальных, культурных
и педагогических традиций.
Заключение.
Таким образом, в данной работе были рассмотрены различные аспекты влияния глобализации на образование и образовательный процесс в современном обществе. В соответствующих главах были выявлены основные тенденции влияния глобализации на образовательный процесс, рассмотрено сосуществование глобализации и образования как противоречивый социальный процесс, рассмотрены основные направления деятельности международных организаций в сфере образования, рассмотрены возможные сценарии развития высшего образования в условиях глобализации, рассмотрены перспективы внедрения в образование и образовательный процесс современных форм и методов обучения на основе достижений компьютерной техники и коммуникационных технологий, а также рассмотрена необходимость глобальной стандартизации образования.
В
заключение следует отметить, что
глобализация все же не является исключительно
отрицательным явлением для организации
университетского образования – ее положительные
следствия могут быть осознаны и использованы
только в том случае, если университеты
включатся в настойчиво предлагаемый
ею процесс информатизации и международных
коммуникаций. Глобализация образования
не должна пониматься в качестве гомогенизации
или, что еще опаснее, в качестве средства
экономического доминирования; скорее,
ее следует воспринимать как режим производства
тождества и различия для социальных структур.
На сегодняшний день глобальное образование
является одним из наиболее перспективных
направлений развития педагогической
теории и практики, позволяющим осуществить
подготовку учащихся к адаптации в сложном,
постоянно меняющемся современном мире
с его многочисленными политическими,
экономическими, экологическими, социальными
и другими проблемами.
Информация о работе Образование в условиях глобализации современного общества