Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:32, доклад
Цель работы заключается в изучении связи образования и социализации личности.
Введение …………………………………………………………………….3
1. Агенты первичной и вторичной социализации в сфере образования.5
2. Соотношение содержания образования и социализации на разных этапах развития личности ………………………………………………………..13
3. Роль самообразования в социализации личности……………………..24
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………...38
При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Знания, конечно, важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное содержание образования имеет безусловное значение. Оно способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.
В последние
годы в свете идеи гуманизации
образования все более
Итак, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.
Традиционная педагогика признавала фактически лишь социальную сущность человека, из которой следовало, что целью образования выступает формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества.
Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека:
- его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать);
- его социальных
свойств (быть гражданином,
- свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).
При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.
Образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности. Однако накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о Вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы.
Основные теории формирования содержания образования сложились в конце XVIII-начале XIX в. Они получили название материальной и формальной теорий формирования содержания образования. Первую еще называют теорией дидактического материализма или энциклопедизма. Ее сторонники считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение еще в XVII столетии разделял Я.А.Коменский, много лет своей жизни посвятивший работе над учебником, в котором он хотел разместить все знания, необходимые для учащихся.8
Сторонниками материальной теории формирования содержания образования были многие известные педагоги XIX столетия. Своих приверженцев эта концепция имеет и сегодня, о чем свидетельствует анализ содержания некоторых программ и учебников, перегруженных информацией настолько, что учащиеся просто не в силах ее усвоить.
Формальная теория формирования содержания образования, или дидактический формализм, рассматривала обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Главным критерием поэтому при отборе учебных предметов должна служить развивающая ценность учебного предмета.
Теоретическую основу дидактического формализма составляло положение о переносе знаний и умений, приобретаемых в одной области деятельности, в другую.
Заслуга представителей формальной теории отбора содержания образования состоит в том, что они обратили внимание на необходимость развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления и т.д. Слабость этой теории была обусловлена тем, что в программах обучения прежде всего отражались инструментальные предметы (языки, математика). Подобно влиянию познания фактов (предметов, явлений, событий и процессов) на формирование мышления, развитие мышления обусловливает возможность овладения учеником знаниями фактологического характера. Эта двусторонняя диалектическая зависимость не была достаточно четко осознана ни представителями энциклопедизма, определявшими обучение через его содержание, ни сторонниками формализма, которые переоценивали в обучении значение субъективно-процессуальной стороны.
Обе теории были подвергнуты глубокой научной критике К.Д.Ушинским, который указал, что «формальное развитие рассудка... есть несущественный признак, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях»9. Школа, по его мнению, должна обогащать человека знаниями и в то же время приучать его пользоваться этим богатством. С К.Д.Ушинского в российской педагогике утверждается идея обеспечения единства материального и формального подходов к отбору содержания образования.
Одной из ведущих
детерминант содержания образования
является его цель, в которой находят
концентрированное выражение
Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры. Поэтому изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного.
Человек - система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, с точки зрения структуры содержания образования, полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет представлена в ее динамике.
Динамика личности как процесс ее становления представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта, которое и составляет онтогенетическое развитие человека. Осуществляется оно в процессе деятельности. Исходя из этого, деятельность личности выступает также детерминантой содержания образования. Более того, его можно определить, как содержание особым образом организованной деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности.
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.
Стандартизация содержания
образования обусловлена и
Таким образом, в процессе социализации личности задействованы все компоненты содержания образования: совершенствуется опыт личности, развиваются ее типологические свойства и формируются механизмы психики (познавательные процессы). Социализирующие возможности образования реализуются через его влияние на личность. Это означает, что личность в процессе образования усваивает образцы поведения общества и социальных групп по принадлежности к ним (либо соотносит свое поведение с их нормами и ценностями).
Целенаправленная передача социального опыта - одна из задач и результат образования. Каждый индивид в процессе образования должен усвоить и преобразовать в своем сознании совокупность различных идей, фактов, теорий, позволяющих ему активно участвовать в жизни общества, включая профессиональную деятельность, участие в разнообразных формальных и формальных группах.
3. Роль самообразования в социализации личности
Помимо организованных институтов образования, существует еще и другой подход к процессу познания. Это, всем известное, самообразование. Эти два подхода могут взаимосуществовать в различных пропорциях, а могут быть в виде чего-то одного, либо организованного образования, либо самообразование. В настоящее время во главу социализации личности ставится самообразование. Оно возможно в условиях создания разнообразной социокультурной и образовательной сферы10. Самообразование это самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и т.п. предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.
Для организации самообразования, необходимо, в первую очередь, понимать механизм процесса, от начала и до конца, т.е. набор методов и инструментов. Самообразование, как и любое образование, предполагает работу с информацией и внутренний настрой. В практическом виде это будет выражаться, на первом этапе в четком определении цели, на втором, в попытке эту цель разобрать. Возьмем, к примеру, юриспруденцию. Сначала нужно понять, что такое правовая система, в чем ее функция, область применения, какие науки она в себя включает и т.д. После, нужно каждый пункт в отдельности разобрать и ответить для себя, на все вопросы. Далее, чтобы не потерять приобретенных знаний, необходимо применить всю информацию на практике. Нужно понять, как работают нотариус, адвокат, юрисконсульт, судья, прокурор, т.е. все участники правового механизма. Только тогда все отрывочные знания, слившись в одно целое, соберут перед глазами единую картину.
Самообразование субъекта реализуется в том или ином социальном контексте и зависит от него. Осознание сути самообразования, его ценности для личности и значения в ее становлении происходит очень индивидуально. Оно лишь в некоторой степени связано с внешними событиями жизни и, по сути дела, обусловлено особенностями внутриличностного развития человека. Например, осознав, что для успешного осуществления профессиональной деятельности необходимо знание иностранных языков, человек способен их изучить самостоятельно. При этом следует учесть, что каждое пространство самообразования (семья, дружеский коллектив, школа, вуз и т.д.) требует от субъекта определенных усилий по его «организации».
Самообразование становится возможным и реализуется только в режиме диалога, в процессе постоянного взаимодействия, информационного, деятельностного взаимообмена субъекта самообразовательной деятельности с собственным окружением.
Самообразование - это способ индивидуальной и групповой саморегуляции сферы знания. В первом случае регулятивный процесс обусловлен личностными потребностями, во втором - групповыми. Выступая механизмом актуализации знания, самообразование инициирует развитие социального субъекта и предотвращает его саморазрушение. Эффективность самообразования определяется мерой соответствия стратегии самореализации личности развитию социального целого.
Самообразование тесно связано с образованием: не может быть самообразования без образования, и наоборот. Эволюция образования шла по пути его институциализации. Одной из основных функций образования как социального института стали воспроизводство и трансляция знаний, нормативных образцов, того социокультурного кода, который ответствен за сохранение целостности социума и его культурной самобытности. Приведем достаточно типичную дефиницию образования, подчеркивающую аспект трансляционности, данную Н. Смелзером: «Образование можно определить как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, умения и знания от одного человека и группы другим»11
Самообразование не имеет статуса социального института (и, по всей вероятности, никогда его не обретет). Его обычно рассматривают как вид деятельности, ведущей и базовой социальной функцией которого является самореализация личности, как фоновую характеристику учебной либо досуговой деятельности и только в некоторых случаях осознают в качестве самостоятельного вида деятельности. Самообразование - это по-настоящему свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность12.
«Самообразование - это вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получения удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей»13. Необходимо отметить, что, несмотря на тесную связь с образованием, самообразование можно рассматривать как автономное явление.
Как отмечают Г.Е.Здоровский и Г.А.Шуклина, перенос акцента на самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной деятельности человека является требованием времени. Суть его в том, чтобы личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя институциональные формы образования как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования.