Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:32, доклад
Цель работы заключается в изучении связи образования и социализации личности.
Введение …………………………………………………………………….3
1. Агенты первичной и вторичной социализации в сфере образования.5
2. Соотношение содержания образования и социализации на разных этапах развития личности ………………………………………………………..13
3. Роль самообразования в социализации личности……………………..24
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………...38
В статье Г.Е.Здоровского и Е.А.Шуклиной и настораживает то, что проблемой, требующей изучения, выдвигается типология самообразовательной деятельности социальных групп и ее критерии, т.е. - уровни самообразования. Представляется, что ориентация на социальные группы противоречит понятиям «свободный выбор» и «индивидуализация».
Другой проблемой
выступают потребности, интересы, мотивы
самообразовательной
Самообразование,
развивавшееся в русле
Взаимосвязь и
взаимообусловленность общества и
самообразования как явлений
разноуровневых весьма неоднозначна.
Поэтому возникает задача очертить
границы данного
Заключение
Необходимой предпосылкой социальной стабильности и нормального функционирования любого общества является наличие общепризнаваемой системы ценностей (культуры), которая включает в себя общие идеалы, символы, верования, мораль, традиции, нормы поведения и т.п. Конкретным механизмом, обеспечивающим устойчивость и стабильность общества, выступают социальные институты, представляющие собой ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, образовании, семье и др. Поэтому социальные институты представляют собой тип социальной организации, деятельность которой направлена на осуществление фундаментальных потребностей общества, таких как воспроизводство и социализация своих членов, создание материальных благ, координация совместной деятельности людей, осуществление социального контроля над их поведением и др.
Обладая ценностно-нормативной структурой с соответствующими ей социальными позициями, социальный институт может быть рассмотрен как самостоятельная социальная система, точнее, подсистема социального целого, деятельность которой связана с реализацией жизненно важной потребности большой социальной системы (общества). Таким образом, между социальным институтом, рассматриваемым в качестве подсистемы, и социальной системой в целом существуют определенные (функциональные) зависимости, благодаря которым обеспечивается стабильность и развитие общества.
Социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передает младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль. Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – все то, что создает уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие «Я».
В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им.
Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.
Таким образом,
образование – важнейший
Список литературы
Приложение
Анкета
Школа как фактор социализации с точки зрения учеников
Цель: оценка отношения учащихся к современной школе.
Описание методики: опросник состоит из двадцати характеристик, по которым испытуемого просят оценить данное положение применительно к его мнению.
Инструкция: «Вам предлагается определить свое отношение к школе с помощью представленных характеристик. Каждое утверждение вы оцениваете по шеститибалльной шкале применительно к себе».
«0» - нет;
«1» - практически нет;
«2» - скорее нет, чем да;
«3» - скорее да, чем нет;
«4» - в целом да;
«5» - да.
Опросник
№ |
Утверждения |
Средний балл |
1 |
В школу я хожу без какого-либо принуждения. |
3,7 |
2. |
Если бы посещение школы было не обязательным, я все равно бы в нее ходил. |
4 |
3 |
Я часто провожу в школе свое свободное время |
0,9 |
4. |
Больше всего в школе я обращаюсь со сверстниками. |
3,2 |
5. |
Я участвую в трудовых делах школы. |
0,8 |
6. |
Я участвую в спортивных делах школы. |
0,2 |
7. |
Я участвую в культурных мероприятиях, проводимых в школе. |
1,6 |
8. |
Основную часть знаний я получаю в школе, а не из других источников. |
4,2 |
9. |
В школе я получаю не только узкоспециальные знания по отдельным предметам, но и знания, практические навыки для дальнейшей взрослой жизни. |
2,8 |
10 |
Школа помогает решать проблемы, связанные с общением |
1,7 |
11. |
Школа помогает моему умственному, интеллектуальному развитию. |
4,6 |
12. |
Школа помогает моему физическому развитию |
0,1 |
13. |
Школа помогает развитию и становлению моего характера. |
3,3 |
14. |
Мои родители проявляют интерес к школьным делам, а не только к учебе. |
2,1 |
15. |
Мои родители активно взаимодействуют со школой (ее администрацией, учителями). |
0 |
16. |
Школа активно взаимодействует с домами культуры, детскими клубами и т.д. |
0,2 |
17. |
Школа часто реагирует на изменение в обществе (изменения в ее программе, во взаимоотношениях учеников и учителей). |
1,7 |
18. |
Я часто общаюсь с учителями на свободные темы. |
3,2 |
19. |
Школа помогает развитию моих индивидуальных особенностей |
3,4 |
20. |
Можно сказать, что школа является моим вторым домом. |
0,2 |
Обработка данных.
1. Отдельно по
каждому вопросу
2. Высчитывается средний показатель по всем результатам, который обозначается в процентной отношении, - деятельность, значение школы, социализация детей (100 % - при ответе на все 20 вопросов «5» баллов).
Интерпретация.
В результате проведенного
анкетирования среди
В плане индивидуального становления личности, по опросу ребят, школа помогает им не 68 %. Это позволяет говорить о том, как такового давления, мешающего творческому, индивидуальному развитию детей со стороны школы не наблюдается.
К сожалению ушло в прошлое внимание учителей к физическому развитию подрастающего поколения (2 %). Ученики считают, что спортивная жизнь умерла в школе, остались лишь неинтересные, изнурительные занятия по физической культуре. В школе практически не проводятся общественно-трудовые мероприятия, т.е. не осуществляется трудовое воспитание. Обращает на себя внимание и спад культурно-массовых мероприятий школы, который, как нам кажется исходит из отсутствия к ним интереса к ним, которое является следствием отсутствия талантливых организаторов в школе.
Оставляет желать лучшего и развитие культуры общения, столь необходимой в процессе социализации детей. Школа практически не помогает ученикам в решении проблем общения. Интересно, что свободное общение с учителями по своей реализации – 64 % - одинаково с процентом общения в стенах школы со сверстниками.
Таким образом, результаты проведенного анкетирования позволяют говорить о том, что современная российская школа не дает необходимой системы знаний для целостного, разностороннего развития личности в процессе социализации; является, скорее всего, системой закрытой, не взаимодействующей с другими социальными институтами.
1 Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. С. 133.
2 Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. - М., 1970
3 Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. - Л., 1971
4 Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1979
5 Андреева Г.М. Социальная психология - М.: Наука, 1994
6 Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В.Осипова - М., 1995. С.227.
7 Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. — М., 1999.
8 Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
9 Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1952. - Т. 2. С. 52–53.
10 Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема. // Социологические исследования. 1997. №10 С.79
11 Смелзер Н. Социология - М. 1994. С. 427.
12 Колесников Л.Ф., Гурченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования - М., 1991. Гл. 1..
13 Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Указ. соч. С. 8.
14 Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В.Осипова - М., 1995. С.227.
15 Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2 т. М., 1994
16 Радиев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995. С. 32.
17 Александрова Т.Л.. Зборовский Г.Е., Лемперт В. Профессиональное образование и социальная ответственность на рабочих местах в России и в Германии. Екатеринбург, 1996. С.93-97.
18 Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2 ч. Ч. II. - М., 1994. С. 202.
19 Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Указ. соч. С.81