Образование как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2012 в 12:42, реферат

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть образование как социальный институт .
Задачи: изучение потребностей в образовании, качества образования, отношение общества и обучающихся к образованию, изучение его социальной ценности,понимание и оценка его роли в жизни общества и личной жизни, выявление роли образования как фактора социального статуса.

Вложенные файлы: 1 файл

социология реферат.docx

— 46.43 Кб (Скачать файл)

Быстро растет сеть высших учебных  заведений - институтов, колледжей, университетов, осуществляющих подготовку специалистов высшей квалификации. Так, в бывшем СССР насчитывалось около 1000 вузов, в которых обучались около 5 млн. чел. и ежегодно выпускалось около 800 тысяч специалистов с высшим образованием. Не только массовость и общедоступность  характеризуют современную систему  образования. Кроме того, она отличается рядом качественно новых свойств: если в доиндустриальном обществе система  образования была ориентирована, главным  образом, на сохранение и воспроизводство  культуры, опыта и знаний предшествующих поколений, то в современном обществе институт образования становится важнейшим  фактором культурного и социального  изменения.

Вторую половину XX в. не случайно называют эпохой культурной и образовательной  революции по той причине, что  система образования становится ключевым фактором общественного прогресса. Наиболее существенными особенностями современной системы образования являются следующие моменты: превращение ее в дифференцированную многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование) систему, позволяющую человеку непрерывно улучшать и обновлять полученные ранее знания и навыки) (здесь важная роль отводится учреждениям, занятым повышением квалификации и переподготовки кадров). Также громадное воздействие образования оказывает на человеческую личность. Оно является, по сути дела, основным фактором ее социализации, духовного и интеллектуального развития. Полученное человеком образование в значительной степени определяет возможности дальнейшей карьеры, достигаемое социальное положение. Социальный статус человека в современном обществе в первую очередь определяется престижем его профессии, который зависит от полученного образования.

 

  1. Виды образования

 

Система образования включает ряд звеньев: систему дошкольного  воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование  по интересам.

Что касается дошкольного  образования, то социология исходит  из того, что основы воспитанности  человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются  еще в раннем детстве. В целом  значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень  в жизни человека, на которой закладывается  первооснова личностных качеств  человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или  удовлетворения желаний родителей. Детские сады и ясли — не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами — организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

В отличие от дошкольного образования  и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа  нацелена на подготовку к жизни всего  без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная  с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения  молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое  положение отсутствует. И если в  советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее  образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение  успеваемости, то в российской школе  растет число бросивших школу.

Школа относится к числу формальных организаций, осуществляющих социализацию подрастающего поколения. Она выступает  таким ее агентом, при помощи которого общество осуществляет формальный надзор, заботу, попечение за детьми. Основная функция школы как социального  института – привить подросткам систематические знания в основных областях человеческой деятельности –  физике, истории, литературе, географии, экономике и т.д., а также научить  их практическим навыкам в каких-либо ремеслах. Более широкая задача, которую ставит перед собой школа, это гуманитарное воспитание личности человека. Во всех странах школа  выступает начальным звеном системы  образования, которая включает также  среднее специальное и высшее образование (университеты).

Школьное образование еще называют общим образованием. Оно позволяет  вам овладеть элементарным уровнем  научных знаний, необходимым для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой деятельности. Общее образование – основа для получения профессионального (специального) образования. Важнейшие пути общего образования – обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях.

Выделяют три стадии в школьном образовании:

• начальная подготовка (1-й – 3-й классы), в результате которой учащиеся приобретают устойчивые навыки письма, счета и чтения;

• основное (базовое) образование (5-й – 9-й классы), дающее подготовку и освоение разных типов мышления по основным направлениям физико-математических, естественных и гуманитарных наук;

• среднее образование (10-й– 11-й классы), позволяющее расширить и углубить знания.

Роль средней школы как института  социализации очень важна. Сегодня (впрочем, и раньше) мы обвиняли школу  в том, что она не способна дать юному поколению профессиональную подготовку и профессионально сориентировать его. Подразумевалось овладение  одной-двумя конкретными специальностями, скажем, водителя или повара.

Так вот со всей определенностью  надо заявить, что ни в коем случае школа не должна этого делать. Почему? Ее основная задача – заложить фундаментальные  знания, которые служат предпосылкой для овладения любой, а не конкретной специальностью. В 16 лет рано овладевать конкретной специальностью, которая  вскоре может разонравиться, а ты не готов ни к какой иной. Период с 16 до 23 лет отведен природой для  поисков и шатаний, когда человек  должен перепробовать как можно  больше занятий, чтобы найти одно по душе. Этот период нельзя искусственно сокращать или удлинять. Нельзя ускорять события. Они подчиняются своей  естественной логике.

Школа не выполняет функцию социализатора  потому, что уровень подготовки в  ней постоянно снижается, а уровень  требований в нынешнем вузе постоянно растет. Сократить этот разрыв призваны многочисленные посредники: репетиторы, подготовительные отделения и курсы. За 3000–5000 долларов они подготовят ваше чадо к поступлению в университет, восполнят пробел в знаниях, сократят разрыв в требованиях.

Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей  и детей, на их реакцию на внедрение  новых форм образования, так как  окончание общеобразовательной  школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном  из вариантов, выпускник школы тем  самым отдает предпочтение тому или  иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что  влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни —  это одна из важнейших проблем  социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования  — профессионально-технического, средне специального и высшего.

Профессионально-техническое  образование самым непосредственным образом связано с потребностями  производства, с оперативной и  сравнительно быстрой формой включения  молодых людей в жизнь. Оно  непосредственно осуществляется в  рамках крупных производственных организаций  или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское  ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое  образование прошло сложный и  извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести  всю систему на сочетание полного  и специального образования в  подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая  подготовка остается важнейшим каналом  получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов  учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении  народнохозяйственных проблем.

Вместе с тем социологические  исследования по-прежнему фиксируют  сравнительно невысокий (а по ряду профессий  низкий) престиж этого вида образования, так как выбор выпускников  ориентирован на высшее образование. Что  касается среднего специального и высшего  образования, для социологии важны  выявление социального статуса  этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей  взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность  подготовки.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень  современной их подготовки отвечали реальности сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию.

Высшая школа России –  это не только национальная система  высшего образования, но одновременно и наиболее мощная (после США) часть  мировой образовательной системы.

Сегодня в мире общепризнано, что без развития высшего образования  невозможно обеспечить экономическую, политическую и культурную независимость  нации и развитие общества в целом. Развитие высшего образования должно быть связано с требованиями государства, перспективами развития страны, интересами общества. Можно выделить пять основных характеристик, определяющих уровень  и критерии развития высшей школы  любой страны:

    • доступность системы высшего образования и степень удовлетворения потребностей населения и экономики по объему и качеству предоставляемых услуг;
    • степень разнообразия (диверсификации) уровней и программ высшего образования, его организационных форм и структур;
    • качество подготовки и конкурентоспособность специалистов на внутреннем и мировом рынках образовательных услуг;
    • объем, структура и источники получаемых и используемых; высшей школой ресурсов в целом и уровень ее государственного финансирования в частности;
    • состояние и динамика развития преподавательских кадров, социальной и производственной инфраструктур, систем организации и управления, т.е. основных факторов, определяющих потенциал высшей школы.

Цивилизованный мир стремится  к тому, чтобы получить в свое распоряжение мощный потенциал специалистов с высшим образованием, эффективно использовать большой потенциал  науки. В российском государстве  этот процесс тормозится.

Для того чтобы страна оставалась на уровне обеспечения благосостояния людей, нужно стимулировать (материально  и морально) интеллектуальное развитие человека, создавать условия в  социуме для востребованности образованных, талантливых людей. В России же востребованность в услугах высшей школы в настоящее  время минимальна.

Сегодня в сфере высшего  образования наблюдается ряд  новых тенденций:

    • происходит переструктурирование высшего образования;
    • меняется соотношение технического и гуманитарного сегментов высшей и средней школы;
    • резко повышается престиж одних вузов, специальностей, профессиональных знаний и одновременно падает престиж других;
    • намечается рост зависимости карьеры от образования; образование на сегодняшний день является необходимым, но не единственным условием успешной карьеры;
    • возникла и утверждается система платного образования.

Сравнение отечественной  практики преподавания с зарубежной не в пользу последней: за рубежом  преподавание ведется, как правило, по принципу упрощения материала. Поэтому  студенты российских вузов отмечают, что преподаватели, приезжающие  из-за рубежа, часто пытаются учить  их тому, о чем они знают из школьного курса. Выпускники сегодняшней  российской высшей школы успешно  выдерживают конкурсный отбор и  занимают высокие ответственные  посты во многих крупных западных фирмах. Только в США в самых  престижных и секретных областях работает более тысячи российских специалистов.

Важными факторами, влияющими  на учебу студентов, являются организация  общественного питания, медицинского обслуживания, условий для занятий  спортом, условий проживания в общежитии. И каждый второй студент отрицательно оценивает эти сферы своей  жизнедеятельности. Каждый четвертый  студент считает свое материальное положение плохим; каждый второй вынужден подрабатывать. Все это также  не может не сказываться на качестве учебы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Кризис института образования

 

Информация о работе Образование как социальный институт