Образование как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2012 в 12:42, реферат

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть образование как социальный институт .
Задачи: изучение потребностей в образовании, качества образования, отношение общества и обучающихся к образованию, изучение его социальной ценности,понимание и оценка его роли в жизни общества и личной жизни, выявление роли образования как фактора социального статуса.

Вложенные файлы: 1 файл

социология реферат.docx

— 46.43 Кб (Скачать файл)
xt-align:justify">Социальный институт – механизм или совокупность учреждений, связанных  выполнением одной функции. Школы, лицеи, университеты и регулирующие их деятельность департаменты и министерства связаны между собой нацеленностью  на одну и ту же функцию – образование. Они создают единый социальный институт.

Институт образования призван  удовлетворить потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего  поколения, в подготовке кадров. Когда  же он не справляется с ней, говорят  о дисфункции института. Если, скажем, средняя школа не способна дать такие  знания подросткам, которые будут  достаточными для успешного поступления  в вуз, то, стало быть, она не выполняет  одну из своих важнейших функций. Длительное невыполнение или длительная дисфункция называется институциональным  кризисом.

Наличие посредников – репетиторов  и подготовительных отделений –  яркое свидетельство того, что  средняя школа не способна сократить  разрыв между современной наукой, интересы которой представляет вуз, и уровнем подготовки абитуриента. Поскольку отставание школы от вуза продолжается в нашей стране не одно десятилетие, впору говорить о серьезном  кризисе, который назревает на институциональном  уровне.

Институциональный кризис – процесс, характеризующий падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного  института эффективно исполнять  свои главные функции, например, образования  – учить детей, медицины – лечить людей, семьи – укреплять узы  брака. Институциональные нормы  существуют, они провозглашены, но никем  не соблюдаются.

Следствие такого кризиса – перекладывание функций одного института на плечи  других. Например, в середине 80-х  в стране наметился кризис средней школы, она стала плохо готовить выпускников к вузу, сразу же появились репетиторы – институт посредников.

Кризис может переживать не только среднее, но и высшее образование. К  примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим образованием на душу населения больше, чем любая  страна в мире. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самыми высокими на планете. В сенате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно разработали  систему практических мероприятий  для того, чтобы догнать и перегнать  нас. Шли годы. И сегодня наши школьники  и студенты – одни из самых образованных. Но в целом система образования  в период 70-х по 90-е годы изменялась слишком медленно. Возник серьезный  разрыв между теоретической подготовкой  и практическими навыками студентов. Производство явно недоиспользовало выпускников; на предприятиях с передовой технологией  вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много.

В конце 80-х началась перестройка, переход к рыночным отношениям. Открылся новый недостаток: марксистское обществоведение  не могло вооружить молодежь знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать  учебные планы, перенимать западные технологии обучения. Народное хозяйство  недополучило сотни тысяч грамотных  специалистов, знающих современную  науку. Экономический ущерб колоссальный. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей, воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как  требуют обстоятельства. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных  решений вообще не поддается исчислению.

В системе высшего образования  сегодня наблюдаются следующие  кризисные процессы:

• коммерциализация – расширение платной основы обучения, которое имеет не только несомненные плюсы, но и явные минусы, принимая такие уродливые формы, как взятки за поступление в вуз или сдачу сессий (основные источники и формы финансирования вузов: собственная хозяйственная деятельность вузов – 47%, финансовая поддержка со стороны заказчиков проектов – 31%, региональный бюджет – 22%, отраслевое финансирование – 17%, иностранные фонды развития образования – 9%, пожертвования местных предпринимателей – 5%) (Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М.: Юристь, 1997. С. 62–63.);

• элитизация – сокращение среди студентов доли выходцев из рабочих и крестьян и увеличение (с 50 до 70%) доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;

• регионализация – замыкание абитуриентов на своих региональных вузах и связанная с этим;

• децентрализация системы высшего образования – расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т.д.

В середине 90-х годов в вузовской  науке наблюдались следующие  негативные тенденции: физическая и  моральная деградация научной инфраструктуры; отток научных кадров (прежде всего  молодого и среднего возраста) в  другие, преимущественно коммерческие сферы; ухудшение качественного  состава оставшихся в вузах научных  сотрудников (в определенной мере это  относится и к профессорско-преподавательскому составу), ослабление желания молодежи связывать свою судьбу с наукой. Опасаясь безработицы, более половины вузовских ученых оценивают свои возможности трудоустройства как средние или даже «безысходные». Престиж науки в глазах общества, в том числе самих ученых, падает, о чем свидетельствует тот факт, что лишь 20% ученых посоветовали бы своим детям заниматься наукой.

Не получая от государства своевременных  дотаций на питание, материальную помощь, компенсации на отдых, лечение, учебные  принадлежности, проезд, студенты вынуждены  ограничивать не только свои первичные  потребности (в питании, одежде), но и потребности духовного порядка (в учебной, методической и художественной литературе, содержательных формах досуга). Возросла доля средств, затрачиваемых  студентами на питание, одежду и обувь, снизилась доля средств, затрачиваемых  на учебники и досуг. Чтобы удовлетворить  основные жизненные потребности  студентов только за счет стипендии, последняя должна быть повышена в 4–5 раз, что нереально при современном  состоянии государственного бюджета.

Кризисы происходят постоянно, они  представляют естественное состояние  института образования. Ученые считают, что временные кризисы необходимы обществу как своего рода встряски: они не убивают организм, но заставляют его мобилизоваться, собраться с  силами, перестроиться. Кризис обнажает какие-то неполадки в механизме  функционирования института и помогает избавиться от них, а в результате – лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов нет развития института, как без болезни нет  человеческой жизни. Институт образования  в США трижды испытывал серьезные  кризисы – в 60-х, 70-х и 80-х годах, когда стране в погоне за ушедшими вперед странами (сначала СССР, а  позже Японией) пыталась повысить уровень  академических знаний школьников. США  и сейчас не достигли поставленной цели, тем не менее многого добились на этом пути, поскольку со всех стран  молодые люди едут получать американское образование, считающееся очень  престижным.

 

Заключение

 

Изучив предложенную мне тему, можно  сделать выводы о том, что от уровня образования напрямую зависит качество подготовки трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики в целом.

Качественное образование выгодно  не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря  ему, индивид может надеяться  сделать неплохую карьеру в бизнесе, на политическом или культурном поприще. Благодаря системе образования  страна получает высококвалифицированных  работников. А это означает рост производительности труда, внедрение  новых технологий, выход на передовые  рубежи в социальном развитии.

Образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств. В развивающихся странах расходы  на образование ниже в десятки  раз, причем разрыв с каждым годом  возрастает. За счет образования развитые страны получают до 40% прироста валового национального продукта. По существу, и это уже признано экспертами, инвестиции в развитие образования  представляют собой вложения средств  в наиболее окупаемую сферу.

Наиболее выгодный объект для капиталовложений, по мнению специалистов, – система  образования для молодежи. Причем больше для молодых женщин, нежели для мужчин. Дело в том, что, даже если женщины останутся домохозяйками  и никогда не выйдут на рынок труда, именно матери, а не отцы, играют решающую роль в воспитании детей, а это  – фундамент будущего процветания  страны.

 

 

Список литературы

 

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил;

2.Кравченко А. Социология: Общий  курс: Учебное пособие для вузов.  – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил;

3.Токарева Е.М. Социология: Конспект  лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.;

4. Фролов С.С. Социология. Учебник  для высших учебных заведений.  М.: Наука, 2001. – 384с.;

5. Шереги Ф. Э., Харчева  В. Г., Сериков В. В. Социология  образования: прикладной аспект. – М.: Юристь, 1997.-287 с.




Информация о работе Образование как социальный институт