Образы смерти в культурах разных народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ видения смерти людьми разных культур и влияние этого видения на развитие личности человека.
Задачи:
.Сформулировать представление о смерти.
.Расширить свои знания в понимании смерти в разных религиях и народах мира.
.Проявление осмысления феномена смерти в поведении человека.
.Оценить влияние осмысления человеком возможности существования «жизни после смерти» на формирование личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Образ смерти
.1Феномен смерти
.2Смерть в представлениях древнего человека
.3Вестники смерти
Глава 2. Смерть и загробный путь в разных религиях
.1 Христианство
.2 Ислам
.3 Буддизм
.4 Индуизм
Глава 3. Поклонение умершим
.1 Поклонение предкам
.2 Обряды похорон
.2.1 Православный обряд похорон
.2.2 Мусульманский обряд похорон
.2.3Буддийский обряд похорон
.2.4 Индуизский обряд похорон
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ККР образы смерти в культурах разных народов.rtf

— 121.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Образ смерти

.1Феномен смерти

.2Смерть в представлениях древнего человека

.3Вестники смерти

Глава 2. Смерть и загробный путь в разных религиях

.1 Христианство

.2 Ислам

.3 Буддизм

.4 Индуизм

Глава 3. Поклонение умершим

.1 Поклонение предкам

.2 Обряды похорон

.2.1 Православный обряд похорон

.2.2 Мусульманский обряд похорон

.2.3Буддийский обряд похорон

.2.4 Индуизский обряд похорон

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Вопрос об отношении человека к смерти связывают с чувством страха, тревожного ожидания. Однако дело обстоит значительно сложнее. Отношение к смерти - одно из самых устойчивых в истории представлений, эмоций, изучение которых позволяет выявить определенные закономерности и тенденции в формировании жизненных установок и моделей поведения. Смерть один из самых загадочных и таинственных феноменов, постоянно привлекавших и гипнотизировавших человеческую мысль. Смерть есть тайна, о которой известно только то, что она есть: человек практически лишен возможности описать ее «изнутри», как нечто пережитое и прочувствованное. Такая двойственность - одновременно простота и таинственность - порождает особое отношение к смерти в истории развития человеческого мироощущения.

Но тема смерти всегда интересовала и притягивала человека. И эта тема будет актуальна, пока есть жизнь на земле. Разговор о смерти может рассматриваться как косвенное приближение к самой смерти. И когда человек ощущает дыхание смерти, он начинает задумываться о том, как он жил, чего он смог добиться и что же будет с ним дальше. Момент смерти гусеницы совпадает с моментом рождения бабочки. Только от самого человека и его восприятия зависит, каким будет его настоящее и будущее, в том числе и после смерти.

Целью курсовой работы является анализ видения смерти людьми разных культур и влияние этого видения на развитие личности человека.

Задачи:

.Сформулировать представление о смерти.

.Расширить свои знания в понимании смерти в разных религиях и народах мира.

.Проявление осмысления феномена смерти в поведении человека.

.Оценить влияние осмысления человеком возможности существования «жизни после смерти» на формирование личности.

смерть загробный религия погребение

 

Глава 1. Образ смерти

 

1.1Феномен смерти

 

Человек - это такая часть живой природы, которая подчинена не только биологическим, но и общественным закономерностям. Включаясь в определенные социальные отношения, человек является первым и единственным существом (другие нам пока что не известны), которому дана возможность выработать свое отношение к миру и к себе, дистанцируясь от слепой необходимости, господствующей в остальной природе. Живое имеет тенденцию к смерти, уничтожению, а человек - отношение к смерти, или, точнее, специфическое бытие человека проявляется в стремлении к отношению, и для него первого смерть становиться предметом забот и размышлений, которые выражаются и как тенденция угадать, разрешить ее тайну. Человек живет и знает то, что он живет, - это отличает его от остальной природы. Однако наряду с осознанным отношением к жизни, способностью ощутить ее в духовном переживании, неизбежно возникает отношение к смерти, как к ее необходимому завершению. Поэтому, страх смерти является духовным явлением и характеризует человека как существо, наделенное сознанием.

Рассмотрим два толкования смерти - научное и религиозное.

В науке смерть - мгновение между жизнью и нежизнью сущего, или просто конец жизни. Родившись, сущее какое-то время живет, пребывает то в одном, то в другом способе бытия, но вот наступает момент, и оно больше не живет, не пребывает ни в одном из прежних способов бытия. Удовлетворяет ли научное толкование феноменологической установке? Толкует ли оно смерть как способ бытия? Нет, ибо конец жизни есть одновременно конец любого из прижизненных способов бытия, а конец бытия не есть бытие. Подобно тому как конец книги не есть книга, конец фильма не есть фильм.

В религии смерть - жизнь-после-жизни. Разные религии по-разному мыслят себе эту жизнь, например христианство - как жизнь души без тела, однако все (или почти все) религии едины в том, что у человека есть не только эта жизнь, но и та, не только посюсторонняя, но и потусторонняя. Религиозное толкование удовлетворяет феноменологической установке - толкует смерть как способ бытия, но беда в том, что в религии смерть перестает быть смертью, предстает не как смерть, а как жизнь - другая, загробная. Смерть же в собственном смысле - это переход из этой жизни в ту, т.е. опять же мгновение, когда кончается одна жизнь и начинается другая. Следовательно, несмотря на различия наука и религия мыслят смерть в сущности одинаково - как конец жизни либо вообще, либо только этой.

Смерть духа - это бессмыслие, это бытие, у которого нет никакого смысла. В духовной смерти человек не понимает, ради чего существует: ради чего ест или пьет, идет или сидит, читает или пишет, учится или работает. В духовной смерти человек продолжает существовать - быть в мире, жизни, душе и уме, но он не понимает, ради чего он в мире, жизни, душе и уме. Или: в духовной смерти человек продолжает действовать и страдать, желать и не желать, переживать и понимать, но он не понимает, ради чего он действует и страдает, желает и не желает, переживает и понимает.

Смерть - естественный финал всего живого. Однако воспринять смерть как последнюю возможность, как финал жизни может только существо, наделенное сознанием, т.е. человек. Смерть можно рассматривать двояко: с одной стороны - как естественный конец каждого живого существа, как неотвратимый факт в естественном порядке явлений, с другой - как феномен, который характеризует специфически человеческий образ бытия, как неотъемлемый компонент жизни человека.

 

 

1.2Смерть в представлениях древнего человека

 

Смерть вызывала беспокойство у древних людей не только потому, что ее боялись, но главным образом потому, что их занимал вопрос сохранения существующего порядка, непрерывности жизни - того, что подрывала и нарушала смерть. Было необходимо включить смерть в вечный и неизменный порядок, чтобы сохранить структуру всего сущего. Поэтому надо было заботиться об умерших, исполняя особые ритуалы, религиозно-магические действия, вознося молитвы, оплакивая (ритуал похорон на равнее с брачным ритуалом встречается во всех странах и у всех народов, на какой бы низкой ступени развития они ни находились, - это универсальная характеристика человеческого бытия).

Уже у австралийских аборигенов, находившихся на самом примитивном уровне развития, как описано в этнографической литературе, имелись представления о духовной сущности человека, которая продолжает жить после смерти. Задача похоронного ритуала - помочь духу умершего приспособиться к новым условиям и заставить его держаться подальше от живых. Смерть они всегда воспринимали как печальное событие для всего коллектива, и стоянка, на которой умер человек, всегда покидалась. Аборигены верят в то, что жизнь продолжается и после смерти, и рассматривают последнюю как переходный период к другой жизни, похожей на настоящую

Особенность архаического сознания состоит в том, что люди не верят в естественную смерть. Она всегда ассоциируется с чарами, злым умыслом чужака, нарушением табу и запретов (аборигены думали, что вначале люди жили вечно, пока кто-то не совершил опрометчивый шаг, поступил не правильно, и с этого времени люди начали умирать). Особое значение в древнем мире имел запрет, поскольку от его соблюдения зависела целостность и сила рода. Смерть ассоциируется с изгнанием из рода, которое неизбежно наступит, если индивид не подчинится родовой "морали". Однако это еще страх перед личным уничтожением, так как личное сознание находится в зачаточном состоянии и смерть не рассматривается как конец жизни. В древнем мире еще нет осознания трагичности смерти, так как ее смягчают представления о бессмертности души, которые у современного человека в основном утрачены. Эти не соответствующие реальности представления были дисциплинирующим для поступков человека фактором, чья роль выражалась таким образом, что человек уже в этой жизни должен был заботиться о будущей жизни - она напрямую зависит от первой. Нельзя жить как придется, ибо за все придется отвечать. Следует считаться с возможной расплатой, так как ничто не остается безнаказанным.

Древние египтяне период верили в то, что жизнь следует за смертью точно так же, как день сменяет ночь. Своих мертвых они хоронили в неглубоких могилах, устланных козлиными шкурами, на боку, в позе эмбриона, словно покойник прилег отдохнуть перед тем, как продолжить путешествие, а рядом с ним размещались шиферные пластинки для раскраски тела, посохи, кремневые орудия и глиняные сосуды, наполненные едой и питьем для поддержания сил.

 

.3Вестники смерти

 

Практически у каждого народа есть свои предзнаменования смерти.

Это могут быть какие-то природные явления (скопление туч, буря и т.д.), относительно редкие факты естественного происхождения (особая форма воска, стекшего со свечи, или образование в камине угольев, напоминающих по форме гробы) или же совсем случайные события (к примеру, опрокидывание стула в тот момент, когда человек встает с него).

Считается, что предупреждение о надвигающейся смерти можно получить от некоторых видов животных, насекомых и птиц (прежде всего, от тех, что по каким-то причинам ассоциируются у людей со смертью, потусторонним миром и духами усопших).

Часто дурным предзнаменованием считаются черные птицы (грачи, вороны, совы), появляющиеся в деревне и тем более садящиеся на тот или иной дом.

Завывание собак, являющихся, в соответствии с мифологией, стражами подземного мира и проводниками душ умерших, означает приближающуюся смерть кого-то из тех, кто живет поблизости. В некоторых местностях Англии считается, что если первый ягненок, родившийся на ферме, имеет шерсть черного цвета, то кто-то из членов семьи фермера умрет в течение ближайшего года.

К числу предзнаменований смерти относятся и сверхъестественные явления, например, привидение Банши. Еще одним дурным знаком считается фантом "повозки смерти", запряженной черными лошадьми и управляемой возницей без головы, которая якобы останавливается у тех домов, где на следующий день появится покойник. Другие фантомы, к примеру, лодок, автомобилей, поездов, также могут рассматриваться людьми как предзнаменование смерти. Их появление означает, что они прибыли за душами умерших. Сюда же относятся и призрачные черные псы и другие животные.

Предвестниками смерти считаются и различные явления, так или иначе связанные со свечением (к примеру, "блуждающие огоньки" - голубоватое свечение, иногда наблюдающееся на кладбищах).

Имеются свои дурные предзнаменования и в различных ритуалах, имеющих своей целью определение будущего.

 

 

Глава 2. Смерть и загробный путь в разных религиях

 

.1 Христианство

 

В христианстве двойное отношение к смерти. Христос смертью смерть попрал. В почитании креста мы почитаем смерть, освобождающую, побеждающую смерть. Чтобы ожить, нужно умереть. В кресте смерть преображается и ведет к жизни, к воскрешению.

Целью жизни человека является обожение, движение к жизни вечной. Без осознания этого, земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту, мыльный пузырь. В сущности, она есть только приготовление к жизни вечной, которая не за горами для каждого. Поэтому и сказано в Евангелии: "Будьте готовы: ибо, в который час не думаете, приидет сын Человеческий".

Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит себе, его жизнь и смерть " в воле Божьей".

Ученые установили, что идея существования ада и рая существовала уже у древних греков. Они говорили об аде и рае, где душа человека уже навечно поселяется после суда.

Одним из главных утверждений христианства сводится к тому, что душа после смерти покидает физическое тело и предстает перед Богом на частичный суд, где определяется посмертная участь в соответствии с основным устремлением ко злу или добру. Но будет и второй страшный суд. Каждый поступок, совершаемый человеком при жизни, имеет свою духовную цену. Еще при жизни на земле человек ответствен за каждое свое деяние. За умерших нужно молиться, это влияет на загробную участь души.

Человек живет на земле всего лишь один раз и после смерти не возвращается на землю. Таким образом, человек получает один шанс, что бы проявить свою истинную сущность. И поэтому он должен в течение всей жизни стремиться к духовному совершенству, избегая греха. Только тогда он будет вознагражден Господом и попадет в царствие небесное.

По христианству, после смерти человеческая душа отправляется обратно, к Богу, который и вложил ее в человеческое тело при рождении. Ангелы могут являться человеку, когда он стоит на пороге смерти. Таким образом, они выполняют волю Господа Бога, поскольку их святое предназначение - сопровождение души покойного в иную жизнь. Освобождаясь от телесной оболочки, душа, ведомая ангелами, должна смиренно проследовать в загробное царство. Ангелы, имеющие человеческий облик, забирают с собой полупрозрачное облачко души умершего, легко перенося его в потусторонний мир - мир духов.

 

.2 Ислам

 

В отличие от христианства, земная жизнь в исламе расценивается высоко. Тем не менее, в Последний день все будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой, поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не с точки зрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы. Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда предполагает творение совершенно нового мира. О каждом человеке будет представлена "запись" деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующий приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов морали и разума над физическими закономерностями. Морально чистый человек не может находиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство.

Основные идеи Ислама пророк Мухаммед заимствовал из Библии (например, идею Страшного суда, представления о аде и рае, о Сатане, бесах и пр.)

Описание рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы праведники могли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам. Рай - это прекрасные "сады вечности, внизу которых текут реки из воды, молока и вина"; там же "чистые супруги", "полногрудые сверстницы", а также "черноокие и большеглазые, украшенные браслетами из золота и жемчуга". Сидящих на коврах и опирающихся на зеленые подушки обходят "мальчики вечно юные", предлагающие на блюдах из золота "мясо птиц". Ад для грешников - огонь и кипяток, гной и помои, плоды дерева "заккум", похожие на голову дьявола, а их удел - "вопли и рев".

Согласно Корану, дорога в рай ведет через мост толщиной в волос. Но самостоятельно через него умерший может перейти только с помощью животного (барана, осла, верблюда и др.), которого он еще при жизни принес в жертву Аллаху.

Информация о работе Образы смерти в культурах разных народов