Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ видения смерти людьми разных культур и влияние этого видения на развитие личности человека.
Задачи:
.Сформулировать представление о смерти.
.Расширить свои знания в понимании смерти в разных религиях и народах мира.
.Проявление осмысления феномена смерти в поведении человека.
.Оценить влияние осмысления человеком возможности существования «жизни после смерти» на формирование личности.
Введение
Глава 1. Образ смерти
.1Феномен смерти
.2Смерть в представлениях древнего человека
.3Вестники смерти
Глава 2. Смерть и загробный путь в разных религиях
.1 Христианство
.2 Ислам
.3 Буддизм
.4 Индуизм
Глава 3. Поклонение умершим
.1 Поклонение предкам
.2 Обряды похорон
.2.1 Православный обряд похорон
.2.2 Мусульманский обряд похорон
.2.3Буддийский обряд похорон
.2.4 Индуизский обряд похорон
Заключение
Список используемой литературы
С момента появления Корана в исламе закрепилось представление о существовании барзаха (преграды) - промежуточного состояния, возникающего между смертью и Судным днем. Во время этого состояния тело умершего человека все еще продолжает все чувствовать, даже находясь в могиле. Душа каждого мусульманина в это время попадает на небеса, а всех неверных - в колодец Барахут, который находится в Хадрамауте.
Ислам говорит о могильном наказании - «азаб алкабр». Оно представляет собой своего рода предварительное наказание, а могила является аналогом чистилища в христианстве. Там происходит предупредительное воздаяние: награда или наказание. Наградой становится превращение могилы в луг райского сада, а наказанием - в яму ада. В могиле умершего допрашивают ангелы Накир и Мункар. Они также оставляют тела истинных мусульман наслаждаться покоем, за которым последует День воскрешения. Иноверцев беспощадно избивают, а грешников придают мучительному давлению.
Все, кто попадет в рай, будут иметь там один возраст - 33 года.
В исламе нет единого мнения по поводу того, когда наступит загробная жизнь: сразу после смерти или после воскрешения из мертвых и божьего суда. У этого вопроса существуют разные толкования.
По одной версии, душа человека после смерти в течение года находится около тела и наблюдает за тем, как его наследники и родственники исполняют свои обязанности.
После смерти или воскрешения одни души мертвых попадают в рай, другие в ад, третьих помещают между раем и адом в своеобразных мусульманских чистилищах.
.3 Буддизм
Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского. Сам Будда отказывался отвечать на вопросы: "Бессмертен ли познавший истину или смертен он?", а также: может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно? В сущности, признается только один вид "дивного бессмертия" - нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов.
Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, т.е. веру в то, что после смерти любое живое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т.д.). Однако буддизм внес в учение брахманизма существенные изменения. Если брахманы утверждали, что путем различных для каждого сословия ("варны") обрядов, жертв и заклинаний модно достичь "хороших перерождений", т.е. стать раджей, брахманом, богатым купцом и т.д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны, т.е. небытия.
Учение буддистов предполагает особое отношение к смерти. Зародившись в Индии, буддизм раскрыл перед непосвященными смысл понятия жизни и смерти. Согласно этому учению, человеческое сознание проходит долгий путь от смерти к рождению. Как рождение, так и смерть нельзя считать событиями, которые только однажды происходят на протяжении всей жизни человека.
Согласно буддистским понятиям о жизни и смерти, человек должен безропотно нести бремя земных обязанностей, тягот и лишений на протяжении всего периода своего нового воплощения. Когда же он приблизится к совершенству, он покинет телесную оболочку и устремится к высшим мирам.
Период жизни человека на земле, то есть биологическое существование его телесной оболочки, буддисты рассматривали как цепь мучений и страданий, которая должна прерваться после смерти. Завершение земного пути значило для человека долгожданное освобождение духа, готового к новым воплощениям.
Как смерть, так и рождение нового существа - это всего лишь отдельные этапы непрерывного процесса жизни, состоящего из шести определенных состояний. Три этапа человек переживает в период между рождением и смертью, а три остальных - в период между смертью и новым рождением. Эти шесть особых состояний получили в буддистской теории название "бардо". Иными словами, бардо - это видение того мира, появлению в котором человек обязан своей карме.
В буддизме есть четыре основных истины, которые открылись Будде:
.Миром правит страдание.
.Причиной страдания становятся искушения, с которыми человек сталкивается на протяжении всей своей жизни, ведь мир полон всяких страстей и желаний.
.Избежать страданий человек может только после того, как достигнет состояния нирваны (высшего просветления)
.необходимо искать в жизни ту верную дорогу, двигаясь по которой человек, познавший великую истину, сумеет уйти от страданий и погрузиться в нирвану.
В философии ламаизма (ответвление буддизма) есть место для рая и ада, представление о которых она переняла от буддизма Махаяны. Рай и ад предназначены лишь для временного местонахождения души и не избавляют человека от колеса перерождений.
С точки зрения буддистов, смерть - это не столько трагедия, сколько гармоничный переход из одного состояния в другое. Буддист готовится к смерти загодя, стараясь обеспечить себе удачное перерождение или, если особенно повезет, соскочить с колеса сансары и погрузиться в вечную нирвану.
.4 Индуизм
Реинкарнация в индуизме составляет целую доктрину. В Индии она так сильно укоренилась в сознании людей, что стала его неотъемлемой частью. Одни из первых упоминаний о сансаре сообщают: "Подобно тому, как гусеница, достигнув одной травинки, взбирается на другую, сжимаясь, точно так же этот Атман, сбросив свое тело, изгоняет свое незнание, сжимаясь, начинает другое восхождение".Другими словами, душа переходит в новое тело и начинает новую жизнь в этом мире.
Действия и поступки человека определяют его будущее в каждом перерождении. Конечная цель каждого индуиста - выход из круга перерождений и воссоединение с Брахманом, высшей реальностью. Этого можно достигнуть при стремлении к приемлемому поведению и особому познанию.
Учения брахманов гласят: " Мы - души, вечно возвращающиеся на землю".
Со временем учение о реинкарнации избавилось от мифической окраски и соединилось с доктриной нравственного миропорядка. Согласно ей, после смерти "я" человека растворяется в океане Абсолюта, иначе нарушилась бы вся справедливость. Ведь во время пребывания на земле каждый человек по-своему проходит жизненный путь.
После смерти существует только один Атман, точнее Брахман. Он в результате великой Игры или своего падения вновь выталкивает из себя бытие. В прямом смысле слова, перевоплощения не происходит, так как в нем участвует только один Атман. Это он входит в мир, разделяется на индивидуумы, чтобы потом вновь вернуться в первоначальное Единство.
Смерть не означает в брахманизме свободу. Поэтому человеку необходимо постоянно помнить, что его поступки, невежество не пройдут даром. Закон кармы повергнет Атман в новую жизнь, вероятно, даже в тело животного.
В этом учении не существует свободы выбора, духа и личной ответственности, в нем много противоречий. Например, если бы душа перевоплощалась, то после смерти и перед новым воплощением она должна была бы сбросить с себя все земное. Осталось бы только чистое, лишенное всяких качеств "я". Но в таком случае, ни о каких возрастающих от жизни к жизни способностях не может быть и речи.
Согласно доктрине индуизма вечная индивидуальная душа стремиться к слиянию с Мировой душой. На пути к конечному спасению Атман переживает непрерывные перевоплощения, каждая форма которых определяется кармой.
По индуистским традициям кремация должна быть совершена как можно скорее, чтобы после смерти прошло не более суток. Родственники наголо бреют головы в знак траура и дают обет 13-дневного молчания.
В Японии в прежние времена знатных богачей хоронили вместе с друзьями и слугами, охотно делавшими себе харакири. В Индии и Непале на костер отправляли не только умершего мужа, но и его вполне живую жену. Любопытно, что в Японии раньше не кремировали мертвые тела, а хоронили их в сидячем положении в круглых гробах - вплоть до XIX века. Похороны обязательно должны были быть пышными и богатыми - это залог "легкой жизни" на том свете.
Глава 3. Поклонение умершим
.1 Поклонение предкам
Поклонение умершим родственникам или предкам как божествам.
Такое поклонение может принимать различные формы. Наиболее часто оно выражается просто в оставлении еды и питья для умерших, что должно означать просьбу живых приносить на землю добро, а не зло. У многих народов считалось, что духи предков могут влиять на плодовитость женщин и урожаи. Умиротворение предков является отличительной чертой анимизма, которого в той или иной мере придерживалось большинство племенных сообществ по всему миру. Однако, поскольку предки все же далеко не всегда считались богами, вряд ли правомерно называть это отношение "поклонением".
В Китае почитание предков приняло несколько иную форму. Там считалось, что после физической смерти часть духа умершего вселяется в особую дощечку. Эти дощечки помещались в специальной церемониальной комнате, куда родственники приходили, чтобы выразить ушедшим свое уважение, поговорить с ними и принести еду (что делалось регулярно). Таким образом, общение с усопшими происходило так, как если бы они оставались живыми людьми. Целью всех этих действий было то же самое, что и у других племенных сообществ: задабривание предков с тем, чтобы те продолжали как-то "присматривать" за живыми родственниками и их домашним очагом.
В некотором смысле промежуточный тип поклонения предкам получил распространение в Западной Африке. Там каждый род имеет свою святыню, где, как считается, живет основатель данного рода. Как правило, такие святыни представляют собой вырезанные из дерева изображения человека, основавшего род. Этому деревянному изображению подносится еда, о нем заботятся и обращаются с просьбами о содействии (особенно в том, что касается продолжения рода)
.2 Обряды похорон
.2.1 Православный обряд похорон
Тело человека, по воззрению Церкви, - «освященный благодатию таинств храм души». Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Господа нашего Иисуса Христа. Православный обряд приготовления тела усопшего к погребению сохранился с ветхозаветных времен и выражается в омовении тела, облачении его, положении во гроб.
Омовение тела водой преобразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности.
Тело христианина одевают в новые чистые одежды светлых оттенков. В некоторых областях России усопшего, помимо обычных одежд, облачают в саван - белый покров, напоминающий о белой одежде крещения. На усопшем непременно должен быть нательный крест. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно (правая поверх левой) в знак веры в Распятого Христа. В руки влагают икону Спасителя или Распятие.
Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка. Раньше, как правило, покойника готовили в последний путь только пожилые женщины.
Гроб перед положением тела окропляют святой водой. Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует венец Царства Небесного. Под голову кладут подушку, которую обычно делают из ваты или сухой травы.
Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед иконами. Вокруг него зажигают свечи. Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи суть пережитки язычества.
.2.2 Мусульманский обряд похорон
Над умершими совершается обряд омовения и обмывания водой. Если мусульманин был облачен в одежду паломника и умер во время паломничества, не успев обойти вокруг Каабы, то его омывают и обмывают чистой водой без примеси кедрового порошка и камфоры.
Особое значение придается погребальной молитве. Она совершается имамом мечети или лицом, его заменяющим.
Без чтения молитвы над покойным похороны считаются недействительными. Если умер ребенок или новорожденный, имеющий жизненные признаки (крикнул, например, перед смертью), то молитва обязательна. Если ребенок родился мертвым, молитва нежелательна.
Шариат не запрещает оплакивания умершего, однако строго запрещается делать это громко. Недопустимо также, чтобы близкие родственники покойного царапали себе лицо и тело, рвали на себе волосы или наносили себе телесные повреждения. Пророк сказал, что умерший мучается, когда его семья оплакивает его. По Шариату от всех требуется соблюдение следующего: если плачут мужчины, особенно молодые или среднего возраста, их окружающие должны упрекать, а плачущих детей и стариков следует нежно успокаивать. Ислам строго запрещает и профессию плакальщиков по мертвым, хотя вопреки запретам Ислама, во многих мусульманских странах все-таки существуют профессиональные плакальщицы, обладающие особенно трогательными, голосами. Их нанимают на время похоронных обрядов и поминок по умершему. Ислам не одобряет это и выступает против профессиональных плакальщиц.
3.2.3Буддийский обряд похорон
Служители культа (священнослужители) перед смертью человека учат его, как встретить смерть, как определить первые ее признаки, о чем думать в это время. Согласно этому учению, буддист должен в последний день своей жизни лечь на правый бок, положить руку под голову и думать о прекрасном. Согласно буддийскому учению, вся жизнь человека связана с окружающей природой, точнее - с изменением лунных фаз, с ходом Солнца и Земли. В день смерти очень важно знать время до сотой доли минуты, чтобы правильно вычислить все данные, необходимые для обряда погребения. Первые три дня нельзя двигать тело умершего, чтобы не спугнуть душу. Во время обряда погребения кто-то из родственников обязан дотронуться до его тела, а кому то вообще нельзя принимать участие в погребение. Все это говорит астролог. В день погребения проводится специальная служба, читают молитвы и проводят "обряд погребения". Непременным условием для обряда погребения является момент, когда священнослужитель проводит освящение места погребения, или, говоря простым языком, просит землю для умершего. Если захоронение будет поведено без данного обряда, могут быть плохие последствия для родственников умершего.
Женщинам строго запрещалось посещать кладбища, особенно беременным и тем, у кого были маленькие дети.
Информация о работе Образы смерти в культурах разных народов