Общая характеристика преступлений, совершаемых на почве межнациональных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:15, контрольная работа

Краткое описание

Данная контрольная работа состоит из двух глав, в первой главе будем рассматривать, изучать преступность в межнациональных конфликтах, а во второй главе национальную политику России. Актуальность темы исследования. Наличие кризисной ситуации во всех взаимосвязанных сферах общественного бытия не могло не отразиться на крайнем осложнении межнациональных отношений. Насильственная преступность, обусловленная межнациональными конфликтами, стала крайне распространенной в нашей стране.
Цель данной контрольной работы изучить преступность совершаемых на почве межнациональных отношений, и национальную политику России, и сделать краткие выводы.

Вложенные файлы: 1 файл

соц. и пол..docx

— 45.59 Кб (Скачать файл)

Введение

Данная контрольная работа состоит из двух глав, в первой главе  будем рассматривать, изучать преступность в межнациональных конфликтах, а  во второй главе национальную политику России. Актуальность темы исследования.  Наличие кризисной ситуации во всех взаимосвязанных сферах общественного бытия не могло не отразиться на крайнем осложнении межнациональных отношений. Насильственная преступность, обусловленная межнациональными конфликтами, стала крайне распространенной в нашей стране. Межнациональные конфликты негативно сказывались и сказываются на положении дел в экономике, политике, идеологии, культуре и других областях общественной жизни. Так, и сегодня в республиках РФ раскручивается этноклановая борьба за сферы власти и управления, практикуется протекционизм по национальному признаку при приеме на работу, все более основательно укореняется этническая безработица.

Очаги межнациональной напряженности  возникали в целом ряде регионов страны. Они развивались по –  разному, и соответственно по – разному влияли на криминологическую обстановку.

Цель данной контрольной работы изучить преступность совершаемых на почве межнациональных отношений, и  национальную политику России, и сделать краткие выводы.

 

 

 

 

Глава 1. Общая  характеристика преступлений, совершаемых на почве межнациональных отношений.

Преступность в сфере  межнациональных отношений многопланова. В узком смысле этим понятием охватываются преступления, совершаемые по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти и вражды либо кровной мести. В широком – все преступления, совершаемые в сфере межнациональных отношений, в области национально-государственного и социального управления.

Российское уголовное  законодательство предусматривает  ответственность за деяния, направленные на нарушение принципа равенства  граждан по их национальной или расовой  принадлежности, на возбуждение межнациональной, расовой, религиозной вражды, полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной  группы. Однако преступность, порождаемая  межнациональным, расовым или религиозным  конфликтом, в настоящее время  недостаточно исследована. В криминологии этот вид преступности специально не выделяется, хотя в правоохранительных органах уже ведется статистический учет такого вида преступлений.

Ю. Н. Демидов относит преступность на почве межнациональных и религиозных  конфликтов к преступности в экстремальных  ситуациях, включая и массовые беспорядки, и террористические акты, и групповые  драки, а также все преступления на почве межнациональной розни. Экстремальные события и их последствия  можно подразделить на локальные, региональные и глобальные. Критерием данной классификации считается степень пораженности той или иной местности негативными последствиями события[1].

Р. А. Сабитов отделяет преступность на почве межнациональных и религиозных конфликтов от других ее видов по признаку направленности против лиц другой национальности или расы, принадлежности к религии, мотиву совершения преступления: ненависть, неприязнь, враждебность, нетерпимость к лицам другой национальности и расы[2].

В. В. Лунеев объединяет преступления, причиной которых явились межнациональные и межплеменные конфликты, в отдельный вид преступности, называя ее преступностью в межнациональных конфликтах: 1986 г. — Алма-Ата; 1988 г. — Сумгаит, Нагорный Карабах; 1989 г. — Тбилиси, Ашхабад; 1990 г. — Баку, Душанбе, Ташкентская область; 1991 г. — Южная Осетия, Северная Осетия, Нагорный Карабах; 1992 г. — Абхазия, Грузия, Северный Кавказ; 1993 г. —Абхазия, Грузия, Нагорный Карабах; 1994 г. — Абхазия, Азербайджан, Нагорный Карабах, Чечня; 1995–1996 гг. — Абхазия, Таджикистан, Чечня3. Не вызывает сомнения тот факт, что такой вид преступности порождают межнациональный, религиозный конфликты, освобождая негативную энергию людей, демонстрируя безнаказанность и воплощая идею так называемой «справедливости».

В отечественной научной  литературе понятие конфликта однозначно не определено, существует неясность  и в таких понятиях, как религиозные  явления, религиозные процессы, которые  близки к конфликту, но таковыми не являются.

Конфликт — это противоборство сторон, которое обусловлено противоположностью или существенными различиями интересов, взглядов и ценностных ориентаций4, то есть ситуация, когда обе стороны совершают определенные действия, направленные друг против друга4. Для начала конфликта, как показывает мировой опыт, требуется наличие трех условий.

Во-первых, нужна конфликтная  ситуация. Речь идет об объективном  сочетании разных обстоятельств, которые  предшествуют конфликту и обуславливают, как правило, несовместимые требования к различным лицам. Одни и те же, но с противоположным знаком требования, притязания или возможности открываются  для двух сторон, причем удовлетворение интересов одной стороны препятствует удовлетворению интересов другой. Во-вторых, нужны конфликтные личности (конфликтные  группы). Наличие одной конфликтной ситуации еще недостаточно для конфликта, если стороны миролюбивы. В-третьих, нужно иметь повод для конфликта, то есть такое внешнее обстоятельство, которое является «спусковым механизмом», порождающим развитие событий[3].

Исследования, проведенные  П. Сорокиным, свидетельствуют о  том, что на протяжении более чем 24-х веков истории развития человечества в среднем приходилось лишь четыре мирных года на каждый год, сопровождающийся различными конфликтами серьезных масштабов (войнами, революциями, восстаниями)6. Так, например, за период с 1900 по 1961 гг. в мире произошло 363 революции[4].

Значительную помощь при анализе насилия в межнациональных конфликтах может оказать опыт зарубежных исследований, которые стали актуальны в конце 60-х гг. прошлого столетия. Это объясняется тем, что в это время резкий всплеск гражданского насилия в странах Европы и Америки проявился, в частности, в возникновении и деятельности массовых общественных движений, в студенческих выступлениях, расовых волнениях и беспорядках в городах США.

Необходимо отметить, что преступные деяния совершаются зачастую агрессивной толпой или в толпе. В ней в условиях непосредственного общения происходит процесс эмоционального заражения, в результате чего возрастает число людей, охваченных общей эмоцией. С повышением внушаемости уменьшается степень критического отношения человека к самому себе и способность рационально перерабатывать воспринимаемую информацию. В толпе возникает ощущение собственной анонимности, безнаказанности и чувство силы. Под влиянием толпы субъект совершает то, на что он никогда бы не решился в одиночку[5]. Как правило, межнациональные и религиозные конфликты сопряжены с противодействием власти и силам правопорядка.

В подтверждение существования преступности на почве межнациональных и религиозных конфликтов и в целях выявления ее признаков приведем некоторые примеры преступлений.

В декабре 1986 г. студенты алма-атинских вузов вышли на улицу, протестуя против того, что вместо первого секретаря ЦК КП Казахстана Д. Кунаева был назначен первый секретарь Ульяновского обкома КПСС Г. Колбин (по национальности русский). В результате столкновений два человека погибли, тысячи получили различные травмы. Для восстановления порядка впервые со времени начавшейся перестройки были применены войска. Это был первый случай открытого выступления против московских властей, положивший начало межнациональным конфликтам в годы перестройки. Уроки из этих событий не были извлечены, и поэтому уже через год с небольшим в феврале 1988 г. начались кровавые столкновения в Нагорном Карабахе, а затем произошел погром в Сумгаите, в котором приняли участие граждане азербайджанской национальности, в основном молодежь. Они участвовали в погромах квартир, поджогах, избиениях, изнасилованиях и убийствах ни в чем не повинных жителей армянской и других национальностей[6].

В ноябре 1988 г. произошла новая вспышка межнациональной вражды. В Кировобаде, Закаталы, Шеки и других населенных пунктах Азербайджана во время массовых беспорядков были совершены многочисленные преступления на национальной почве[7].

Межнациональная напряженность повлияла на отношение населения к армии, военнослужащим и на взаимоотношения между ними. Национальную окраску стали приобретать случаи неуставных взаимоотношений между военнослужащими. В 1989 г. по национальным мотивам в армии было совершено 60 преступлений.

Повышенная общественная опасность деяний, связанная с посягательствами на жизнь, здоровье, достоинство граждан, в том числе преступлений, совершаемых на почве межнациональных и религиозных конфликтов, обусловлена:

    1. использованием виновными условий общественного бедствия как фактора, облегчающего совершение преступлений;
    2. совершением преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии (женщин, стариков, детей);
    3. преобладанием низменных мотивов поведения виновных;
    4. увеличением объема общественных отношений, одновременно подвергаемых противоправным посягательствам;
    5. массированным и интенсивным противодействием правоохранительным органам.

Таким образом, преступность на почве межнациональных и религиозных конфликтов — социально-правовое явление, которое состоит из совокупности преступных посягательств на социальные отношения в сфере развития и самоуправления наций как этнических общностей, обеспечения целостности их территорий, культурно-исторического достояния, равноправия граждан всех национальностей, проживающих на определенной территории, а равно преступных посягательств на права, законные интересы, свободы граждан и правопорядок, осуществленных с использованием обстановки межнациональных и религиозных конфликтов.

Межнациональные конфликты  по причине и характеру происхождения могут быть:

  • социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);
  • культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);
  • этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т.е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);
  • этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);
  • историческими (взаимоотношения в прошлом – войны, былые отношения политики «господство – подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);
  • межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);
  • сепаратистскими (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно-исторической точки зрения государством).

Существуют цивилизованные и нецивилизованные формы межнациональных  конфликтов:

  • локальные войны (гражданские, сепаратистские);
  • массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, грубыми и многочисленными нарушениями прав и свобод личности;
  • религиозный фундаментализм.

В зависимости от мотивов (причин), особенностей субъективного  состава, межнациональные конфликты  могут быть представлены следующим образом[8]:

  • национально-территориальные конфликты. Во многих случаях данные конфликты содержат попытки решения проблем «исторической родины» (исконные территории проживания или воссоединения разных этнических общностей);
  • конфликты, связанные со стремлением национальных меньшинств реализовать право на самоопределение;
  • конфликты, источником которых является стремление депортированных народов восстановить свои права;
  • конфликты, основанные на столкновении правящих национальных элит в экономической и политической сферах;
  • конфликты, связанные с дискриминацией какой-либо нации, этноса, нарушением её прав либо прав, свобод и законных интересов её представителей;
  • конфликты, обусловленные принадлежностью (по национальному признаку) к разным религиозным общинам, течениям, т. е. на конфессиональной почве;
  • конфликты, имеющие в своей основе расхождения и столкновения национальных ценностей (правовых, лингвистических, культурных и др.).

Зачастую конфликты возникают  в результате целого комплекса противоречий: этнических, территориальных, политических, экономических, религиозных. Для России сегодня типичны следующие конфликты:

  •    "статусные" конфликты российских республик с федеральным прави- тельством, вызванные стремлением республик добиться большего объема прав и стать вообще независимыми государствами — субъектами международного права;
  • территориальные конфликты между субъектами федерации;
  • внутренние (происходящие внутри субъектов федерации) этнополитические конфликты, связанные с реальными противоречиями между интересами различных этнических групп. В основном это противоречия между называемыми титульными нациями и русским (русскоязычным), а также и "нетитульным" населением в республика).

Информация о работе Общая характеристика преступлений, совершаемых на почве межнациональных отношений