Общая характеристика преступлений, совершаемых на почве межнациональных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:15, контрольная работа

Краткое описание

Данная контрольная работа состоит из двух глав, в первой главе будем рассматривать, изучать преступность в межнациональных конфликтах, а во второй главе национальную политику России. Актуальность темы исследования. Наличие кризисной ситуации во всех взаимосвязанных сферах общественного бытия не могло не отразиться на крайнем осложнении межнациональных отношений. Насильственная преступность, обусловленная межнациональными конфликтами, стала крайне распространенной в нашей стране.
Цель данной контрольной работы изучить преступность совершаемых на почве межнациональных отношений, и национальную политику России, и сделать краткие выводы.

Вложенные файлы: 1 файл

соц. и пол..docx

— 45.59 Кб (Скачать файл)

Этот перечень типов конфликтов можно расширить. По мнению

Л. Дробижевой, сегодня в Российской федерации в основном прослеживаются три типа конфликтов этнополитического характера[10].

Во-первых, это конституционные  конфликты.

Второй тип конфликтов — территориальные конфликты. Спорных  зон час на территории России 180. Вокруг некоторых из них уже идут локальные военные действия.

Третий тип конфликтов — межгрупповые конфликты. Социальная нестабильность, экономическая депривация, политические противоречия внутри республик и между республиками и Центром стимулируют такие конфликты, напряжение существует в отношениях между чеченцами и казаками, ингушами и осетинами, кабардинцами и балкарцами, в молодежных группах в Якутии, Тыве и др. Недостаточное внимание к этническим конфликтам чревато тем, что конфликтов будет больше.

Безработица среди молодежи, малоземелье, люмпенизация значительной части населения, все - это может быть причинами социальной нестабильности и этнических конфликтов, национализма, политических спекуляций, укрепления позиций консерватизма и традиционализма.

Оно не прекратится даже при некотором улучшении социально-экономического развития республик.

В Российской Федерации в  ряде регионов по-прежнему будет сохраняться  межэтническая напряженность в  силу того, что до сих пор не решены вопросы федеративного устройства, уравнивания прав субъектов федерации. Учитывая то, что Россия сформирована как по территориальному, так и  по этнонациональному признаку, отказ от этнотерриториального принципа российского федерализма в пользу экстерриториальных культурно-национальных противоречий и может привести к конфликтам. Но эта проблема требует также отдельного рассмотрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Национальная политика России

Российская Федерация  представляет собой многонациональное  государство, в котором проживают  представители более 160 народов. Данный факт привносит свои коррективы в  формирование российской государственности  и политическое развитие страны. Многообразие наций, различие их ментальности, уровней  их этнонационального развития, принадлежность к разным историко-культурным средам мировой цивилизации, взаимное культурное влияние в процессе длительного пребывания в едином государстве предопределило уникальность российского федерализма как формы государственного устройства.

Высшая цель национальной политики Российской Федерации состоит  в том, чтобы создать всем народам  России на основе соблюдения прав человека и народов, необходимые условия  для их полноценного социального  и национального культурного  развития в составе единого многонационального государства.

Несмотря на трудности, которые  были и есть, у народов России выработались традиции сотрудничества и содружества. Кроме того, принцип  толерантности — и национальной, и религиозной — стал центральным  в формировании российской государственности. В определенном плане можно сказать, что Россия представляет собой не государство-нацию, а государство народов. На сегодняшний день одной из актуальных проблем является дальнейшее укрепление единства и целостности страны, формирование межнациональной гражданской общности — многонационального народа России. Без осознания себя гражданами новой, современной России решить ее сложные проблемы во всех сферах общественной жизни будет весьма проблематично, поскольку проблема гражданской идентичности, государственной определенности сегодня является одним из ключевых и актуальных вопросов.

Государственная национальная политика Российской Федерации основывается: на конституционных принципах единства и целостности Российской Федерации, на равноправии и праве наций на самоопределение, является составной частью политики государства по укреплению безопасности Российской Федерации и руководствуется целью построения и развития гражданского общества.

Основные цели государственной  национальной политики Российской Федерации  состоят: в обеспечении условий  для полноправного социального  и национально-культурного развития всех народов России, в упрочении  общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и  свобод человека и гражданина.

Основным государственным  документом в этой области до сих  пор была Концепция государственной  национальной политики от 1996 года. Она  была направлена, прежде всего, на предотвращение распада России как единого государства. Когда-то эта концепция во многом критиковалась из-за расплывчатости формулировок, а также из-за того, что там не были определены основные понятия и проблемы этой сферы. Что  касается регулирования национальной политики на уровне исполнительной власти, то до 2001 года в федеральном правительстве  под разными названиями существовало соответствующее министерство, еще  несколько лет — специальный  министр-куратор, а в 2006 году эта  должность была окончательно упразднена. Остался один департамент в структуре  Минрегионразвития.

Год назад российские власти снова обратили внимание на национальную политику. Во время президентской  избирательной компании 2012 года Владимир Путин посвятил ей одну из программных статей. Он констатировал рост межэтнической напряженности, назвал основные причины этого и заявил о необходимости выработки стратегии нацполитики, а также создания специального органа в структуре правительства. Сразу после возвращения в Кремль Путин приступил к реализации собственных предложений: создал президентский совет по межнациональным отношениям и поручил разработать стратегию. Проект документа, определяющего государственную национальную политику аж до 2025 года, был готов 27 сентября, принят за основу, после чего подвергся общественному обсуждению.

19 декабря 2012 президентом  РФ  был подписан указ «О СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА».

Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 15  июня  1996 г.  N 909  "Об  утверждении Концепции     государственной национальной политики Российской Федерации"  (Собрание   законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 3010).

На основе государственной  национальной политики во всех субъектах  Российской Федерации разрабатываются  комплексные целевые программы  национального развития и межнационального сотрудничества народов, живущих на территории того или иного региона. В программах должны быть учтены социально-психологические  изменения, происходящие в национальном самосознании, реальное состояние национального  самочувствия разных народов.

Таким образом, национальная политика - это целенаправленная деятельность по регулированию национальных отношений, содержащая в своей основе теорию, принципы, главные направления, систему  мер и механизмов по реализации. Разработка научно обоснованной национальной политики - сложный процесс, требующий  внимательного, взвешенного подхода.

 

Заключение

Сотни тысяч жизней стоили национальные конфликты по всему  миру. Национальная политика должна быть тщательно продуманной и проводиться  с большой деликатностью и  терпением. Истинного баланса можно  достичь, только если все страны мира, все люди будут воспринимать других такими, какие они есть.

Вышеизложенное позволяет  не только понять основные тенденции  нашего национального бытия, его  вероятные перспективы, но и сделать  некоторые общие выводы, сформулировать конкретные предложения, касающиеся межнациональной  консолидации россиян, укрепления государственности  и единства России:

  • общий рост недовольства существующим положением (социально-экономическим в первую очередь) выступает как мощный ускоритель форм “протестного реагирования” в различных областях общественной практике, в том числе и национальных взаимосвязях. Неудачи и провалы экономического реформирования усиливают неприятие проводимой Центром политики и обуславливают низкий рейтинг принимаемых правительством решений. Это стимулирует в конечном счете центробежные процессы, национальный и региональный сепаратизм, создающий угрозу единству и целостности российского национального федеративного государства.
  • явственно ощущается необходимость разработки научной теории гармонизации национальных отношений и соответствующей ей программы жизнедеятельности общества на переходный период и отдаленную перспективу. Фундамент концептуального подхода должны составить идеи национального центризма(избавление от крайностей в национальном вопросе во всех его аспектах) и демократического федерализма(обеспечение всем национально- и административно-территориальным единицам подлинного равноправия).
  • программа практических действий обязана исходить из юридического и практического соблюдения национальных и региональных интересов каждого субъекта Федерации. Лишь благодаря этому может быть преодолена асимметричность нынешнего федеративного устройства. Особое значение приобретают согласование и разграничение полномочий по линиям: Центр - республики, Центр - регионы (края, области, города), а также освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями, регионами с учетом опыта стран, входящих в СНГ, других европейских государств.
  • важно обратить серьезное внимание на массовое ущемление потребностей и нужд этнического характера, выявленное в большинстве регионов. Данное обстоятельство, если ситуация не изменится, очевидно, активизирует как титульные нации, так и национальные меньшинства в отстаивании первыми своих прерогатив, а вторыми элементарных прав, причем любыми способами, не исключая насилие. Низкая оценка собственного национального статуса русскими, их озабоченность своим будущим в отдельных регионах чреваты возникновением синдрома социальной обиды, расширением масштабов русского национального движения, более жестким противодействием антирусским настроениям и акциям.
  • государственная политика призвана стать в большей мере, чем когда бы то ни было, национально-региональной, учитывающей специфику и Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от по существу унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи - возродить великую и сильную державу с демократическими порядками и социально ориентированной экономикой.

 

 

Литература

  1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. В 2 ч. Ставрополь, 2002.
  2. «Соотечественник» общественно –политический ,  научно популярный и художественный журнал. №10, 2011 г.
  3. Дробижева Л.М. Этнические конфликты //Социальные конфликты в меняющемся российском обществе (детерминация, развитие, разрешение) // Полис.-2000-№2.
  4. Политология; Учебник для вузов / Под ред. М. А. Василика. – М.: Юристъ, 1999 – 600 с.
  5. Политическая социология: Учебник для вузов / Под ред. чл.-корр. РАН Ж. Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 495 с.
  6. Пугачёв В. П., Соловьёв А. И., Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учебн. Заведений. – 3-е изд, перераб. и доп. – М.: Аспект – Пресс, 1999. – 447 с.
  7. «Российская газета» федеральный выпуск №5928(255)
  8. Сабитов, Р. А. Преступность на почве межнациональных конфликтов и уголовно-правовые мерыборьбы с нею. Хабаровск, 1991
  9. Лунеев, В. В. Преступность XX века. М., 1997.
  10. http://www.garant.ru

 


  1. Криминология / под ред. А. И. Долговой. М.,1997. С. 633.
  2. Сабитов, Р. А. Преступность на почве межнациональных конфликтов и уголовно-правовые меры борьбы с нею. Хабаровск, 1991. С. 8.
  3. Кудрявцев, В. Н. Проблемы конфликтологии //Социс. 1993. № 9. С. 54.
  4. Calvert, P.A. Study of Revolution. Ocford, 1970.
  5. Рогачевский, Л. А. Эмоции и преступления. Л., 1984. С. 15.
  6. Пральников, А. Нуждается в дополнительном расследовании // Моск. новости.1988. 20 нояб.; Сумгаит: прокуратура продолжает следствие // Нагорный Карабах: разум победит. Документы и материалы. Баку, 1989. С. 180–181.
  7. Известия. 1989. 5 января.
  8. Доронченков А.И. Русские между прошлым и будущим // Русская ментальность как социально-философская проблема на рубеже XX–XXI веков. Материалы Междун. науч.-теорет. конф. 13–15 мая 1998. Орел, ГТУ, 1998.
  9. Старовойтова Г. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев. СПб., 1999.

 


Информация о работе Общая характеристика преступлений, совершаемых на почве межнациональных отношений