Общественная палата как институт гражданского общества в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 23:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является: комплексное сравнительное исследование института Общественной Палаты в Российской федерации как особого органа народного представительства в структуре гражданского общества, включающее сопоставление нормативно-правовой базы, истории становления, основных направлений деятельности Общественной Палаты РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
Рассмотреть понятие гражданского общества.
Определить какую роль играет Общественная палата в Российском гражданском обществе.

Содержание

Введение 2
1. Глава 1. Институт Общественной палаты как элемент гражданского общества 6
1.1 Понятие гражданского общества 6
1.2 Образование Общественной палаты и ее роль в Российском обществе 9
1.3 Зарубежные аналоги Общественной палаты РФ 13
2. Анализ и оценка деятельности Общественной палаты РФ 17
2.1 Организационная структура Общественной палаты РФ 17
2.2 Анализ деятельности Общественной палаты РФ 22
2.3 Совершенствование деятельности Общественной палаты РФ 28
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Общественная  палат РФ так же не обладает законодательной  инициативой и не обладает политической властью. Основная задача Общественной Палаты состоит в организации  «переговорной площадки для проведения общественных экспертиз ключевых законодательных актов». Кроме этого комиссии Общественной Палаты активно участвуют в экспертизе законопроектов, что также можно охарактеризовать как осуществление контрольных функций на стадии принятия решений и обеспечение «обратной связи» органов власти и общественных организаций. В целом всё же можно подчеркнуть большую роль Общественной палаты РФ в формировании гражданского общества в стране. Общественная палата призвана стать посредником в диалоге между властью и обществом.

1.3 Зарубежные аналоги Общественной палаты РФ

 

Общественные  палаты и их аналоги созданы уже  более чем в 40 странах и это  является главным показателем развития гражданского общества. Все Общественные палаты, Экономические Советы и другие общественно-политические организации  состоят в Международной Ассоциации общественно-экономических советов. Она объединяет около 50 национальных и международных консультативных органов, с которыми правительства советуются по проблемам социальной и экономической политики.

Действительными членами Ассоциации могут быть национальные автономные организации, действующие на основании закона, устава или иного документа, признаваемого национальными властями и представляющего реальные социальные и экономические интересы. Если в стране пока отсутствует экономический и социальный совет, то действительным членом может стать одна из региональных организаций. В случае, если в стране существуют несколько экономических и социальных советов, эти советы представляют одна делегация с правом одного голоса.

Именно Ассоциация является главным центром, где все Общественные палаты и их аналоги получают возможность широко обмена информацией и опытом с подобными организациями. Провозглашаемой целью работы МАЭСССИ является поощрение и развитие диалога и обмена опытом между ее членами а также, в более широком смысле, развитие диалога между экономическими и социальными партнерами по всему миру. Именно по этим причинам вступление России 15 октября 2006 года в Ассоциацию является неоспоримым достижением, из которого для нашей страны вытекает немалое количество плюсов.

Многолетний международный  опыт показывает эффективность таких  институтов как Общественная палата и их высокую ценность для общества. По образцу российской Общественной палаты подобные структуры были созданы  в центрально-азиатском регионе. Первой из них стала Общественная палата Казахстана. Идея создания прототипов Общественной палаты в странах бывшего СССР, в том числе в Центральной Азии, появилась именно после аналогичной инициативы в Российской Федерации.

Так, например, в Узбекистане, когда в 2005 г. Региональные центры поддержки гражданского общества выступили с инициативой создания общественных советов при региональных органах государственной власти, идея не нашла поддержки у руководства страны. Более того, в стране началась кампания по ликвидации некоммерческих организаций. В 2006 г. Усилиями общественности в Узбекистане был основан Общественный Фонд поддержки некоммерческих объединений и других институтов гражданского общества, аналогичный Общественной палате Российской Федерации.7

Структуры, подобные российской Общественной палате, существуют в 70 зарубежных странах - как в развитых европейских странах (Германия, Швейцария, Италия, Дания), так и в "транзитных", посткоммунистических странах Центральной и Восточной Европы и Азии, находящиеся в процессе трансформации и становления демократических институтов (Венгрия, Болгария, Казахстан, Узбекистан и др.).

2. Анализ и оценка деятельности Общественной палаты РФ

2.1 Организационная  структура Общественной палаты  РФ

 

Работа Общественной палаты осуществляется в соответствии с планом работы Общественной палаты, подготовленным в соответствии с Положением об организации планирования деятельности Общественной палаты Российской Федерации, утвержденным советом Общественной палаты. В плане работы на соответствующий год определяются приоритетные направления деятельности в соответствии с решениями пленарного заседания, и Аппарат Общественной палаты организовывает работу по обеспечению плановых мероприятий. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Общественной палаты и оформляется протоколом. Перспективный план работы Общественной палаты формируется на срок полномочий действующего состава Общественной палаты с учетом общественно значимых интересов граждан Российской Федерации в сфере экономического и социального развития государства и развития институтов гражданского общества. План работы формируется на текущий год, полугодие, квартал, исходя из планов работы комиссий и предложений членов Общественной палаты по реализации гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение. При формировании планов работы используются информационно-аналитические материалы, материалы статистических, научных и социологических исследований, публикации средств массовой информации. Совет Общественной палаты по предложениям комиссий Общественной палаты вносит в План работы необходимые изменения.

Общественная  палата состоит из сорока двух граждан  российской Федерации, утверждаемых Президентом  российской Федерации, которые избирают сорок двух представителей общероссийских общественных объединений, которые совместно избирают из сорока двух представителей межрегиональных и региональных общественных объединений.

При этом выделяют органы Общественной палаты:

– совет Общественной палаты – постоянно действующий орган, состоит из 15 человек;

– секретарь Общественной палаты (1 человек);

- заместители секретаря  Общественной палаты (2 человека);

– комиссии Общественной палаты (12 комиссий);

– рабочие группы Общественной палаты (33 группы).

 

В состав совета Общественной палаты, который осуществляет свою деятельность в период между пленарными заседаниями Общественной палаты, входят: секретарь Общественной палаты; заместители секретаря Общественной палаты; председатели комиссий Общественной палаты.

Сегодня действует четвертый состав комиссии (2012-2013гг):

  • Комиссия Общественной палаты по развитию благотворительности и волонтерства (6 человек);
  • Комиссия Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества (12);
  • Комиссия Общественной палаты по экономическому развитию и поддержке предпринимательства (11);
  • Комиссия Общественной палаты по региональному развитию и местному самоуправлению (12);
  • Комиссия Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы (13);
  • Комиссия Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации (10);
  • Комиссия Общественной палаты по развитию образования (7);
  • Комиссия Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести (11);
  • Комиссия Общественной палаты по социальным вопросам и демографической политике (12);
  • Комиссия Общественной палаты по науке и инновациям (9);
  • Комиссия Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры (15);
  • Комиссия по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта (8).

В состав комиссий входят только члены Общественной палаты, кроме секретаря ОП РФ и его  заместителей. Основной формой работы комиссии Общественной палаты является ее заседание. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание комиссии Общественной палаты правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии. Заседание комиссии проводит председатель комиссии.В своей деятельности комиссии формируют планы комиссий и на их основании вносят предложения по формированию плана работы Общественной палаты.

Учреждением, обеспечивающим деятельность ОП РФ является Федеральное государственное учреждение "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации". Руководитель Аппарата назначается и освобождается от должности Правительством РФ по представлению совета ОП. Общее руководство деятельностью аппарата осуществляет секретарь ОП, который назначается советом ОП РФ.

В Аппарат Общественной палаты РФ входят следующие подразделения:

  1. помощники руководителя Аппарата ОП РФ;
  2. руководство Аппарата ОП РФ;
  3. отдел организованного обеспечения деятельности ОП РФ;
  4. аналитический отдел;
  5. правовой отдел;
  6. отдел международных связей;
  7. пресс-служба;
  8. отдел по взаимодействию с органами государственной власти и местным самоуправлением;
  9. отдел по взаимодействию с региональными Общественными палатами и некоммерческими организаций;
  10. отдел финансового обеспечения, учета и отчетности;
  11. отдел финансового планирования и размещения государственных заказов;
  12. отдел по работе с персоналом;
  13. документационный отдел;
  14. секретариат;
  15. отдел информационных технологий;
  16. отдел материально-технического обеспечения;
  17. отдел по работе с обращениями граждан.8

Структура и  штат Аппарата Общественной палаты, определяются руководителем Аппарата Общественной палаты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об условиях оплаты труда работников ФГУ "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации".

Таким образом, организационная структура ОП РФ четко сформулирована и практически  не допускает дублирования полномочий.

2.2 Анализ деятельности Общественной палаты РФ

 

Деятельность  Общественной палаты Российской Федерации  подробно отражена в документах, посвящённых итогам работы за 2006-2009 г. и 2010-2012 г. а так же подробно освещена средствами массовой информации. Так же Аппаратом Общественной палаты Российской Федерации публикуются ежегодные доклады о состоянии гражданского общества и своей деятельности, сборники материалов общественных слушаний. Общественная Палата стремиться к наибольшему освещению своей деятельности для максимальной информированности граждан.

Среди основных приоритетных направлений деятельности Общественной Платы Российской Федерации выделяется защита прав человека. Это находило свое отражение и в экспертной работе многих комиссий и в прямом контакте с общественными организациями и органами государственной власти, и в «быстром реагировании» на возникавшие конфликтные ситуации в тех или иных регионах страны. Так, в феврале 2006 года Комиссия по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы рассмотрела ситуацию вокруг нарушения прав военнослужащих в армии. Итогом стало заявление о системном и массовом характере «дедовщины» в Российской армии на примере трагедии рядового Андрея Сычева. Была создана рабочая группа по изучению проблемы неуставных взаимоотношений в воинских подразделениях, которая, в том числе, выступила с инициативами о создании системы общественного контроля в Российской армии. Члены рабочей группы пришли к общему выводу, что наиболее эффективным инструментом контроля со стороны общества за ситуацией в Вооруженных Силах могут стать общественные советы при воинских частях. Инициатива Палаты была поддержана Министерством обороны России. В ноябре 2006 года министр обороны Российской Федерации объявил о создании в воинских частях родительских комитетов. При Минобороны образован Общественный совет, куда вошли и члены Общественной палаты Российской Федерации.

2007 год стал  активным периодом в работе  Общественной палаты по проблематике  защиты прав человека. Именно  тогда состоялась встреча членов  Комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно правовой системы и членов рабочей группы по вопросам соблюдения законности при проведении публичных массовых мероприятий с руководством и сотрудниками ОМОНа, участвовавшими в обеспечении общественного порядка во время уличных шествий в Москве 14 апреля 2007 года. Далее на первый план вышли проблемы, связанные с защитой прав российских граждан за рубежом, защитой прав иностранных граждан в Российской Федерации, защитой прав граждан России в непризнанных республиках.

В 2008 году деятельность Общественной палаты в сфере защиты прав человека связана с Грузинско-Осетинской войной. Общественная палата РФ принимала  активное участие по вопросам объективного освещения данной ситуации в СМИ. По их инициативе в Цхенвал были приглашены западные журналисты, что бы они могли лично удостовериться в повсеместном нарушении прав человека. Так же членами Общественной палаты РФ были открыты счета по сбору средств для оказания помощи, пострадавшим в этой войне, главы различных комиссий выезжали на территорию Осетии, были созданы проекты по оказанию помощи пострадавшим и восстановлению нормальной жизни региона.

Информация о работе Общественная палата как институт гражданского общества в современной России