Общественная палата как институт гражданского общества в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 23:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является: комплексное сравнительное исследование института Общественной Палаты в Российской федерации как особого органа народного представительства в структуре гражданского общества, включающее сопоставление нормативно-правовой базы, истории становления, основных направлений деятельности Общественной Палаты РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
Рассмотреть понятие гражданского общества.
Определить какую роль играет Общественная палата в Российском гражданском обществе.

Содержание

Введение 2
1. Глава 1. Институт Общественной палаты как элемент гражданского общества 6
1.1 Понятие гражданского общества 6
1.2 Образование Общественной палаты и ее роль в Российском обществе 9
1.3 Зарубежные аналоги Общественной палаты РФ 13
2. Анализ и оценка деятельности Общественной палаты РФ 17
2.1 Организационная структура Общественной палаты РФ 17
2.2 Анализ деятельности Общественной палаты РФ 22
2.3 Совершенствование деятельности Общественной палаты РФ 28
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

В 2008 году в сфере  избирательного процесса Российской федерации  Общественная палата предприняла следующие действия. 2 марта 2008 года, прошли выборы Президента Российской Федерации. Общественная палата Российской Федерации еще до начала агитации за кандидатов объявила о своем намерении принять активное участие в наблюдении за выборами, в придании им максимально открытого, публичного характера для того, чтобы эта политическая акция прошла честно, без всяких нарушений, помогла бы выявить настроения и волю избирателей.

Общественная  палата рассматривала вопросы социальной политики, и так же самостоятельно формулировала новые подходы к социальным трудностям, как борьба с бедностью, преодоление демографического кризиса, в том числе предлагала введение единой системы социальных стандартов. Эти инициативы, в частности, были представлены общественности в апреле 2006 года на общественных слушаниях “О стратегии преодоления бедности в России”, организованных Комиссией по вопросам социального развития. На слушаниях рассмотрены вопросы взаимодействия органов власти всех уровней и органов местного самоуправления с общественными организациями в выработке совместной стратегии преодоления бедности, нищеты и отчуждения. А в июле 2006 года была создана и начала действовать рабочая группа по созданию единой системы социальных стандартов качества жизни. В феврале 2007 года она представила первый проект системы социальных стандартов качества жизни. В сентябре 2006 года из Общественной палаты Российской Федерации первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву было направлено обращение по вопросу обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – выпускников интернатных учреждений. Позже была достигнута договоренность об учете предложений Общественной палаты при реализации приоритетного проекта «Доступное жилье».

Комиссия Общественной палаты по вопросам социального развития в июне 2007 года провела общественные слушания на тему Законодательные инициативы в сфере семейного устройства детей сирот и профилактики социального  сиротства.

Слушания по проблемам финансирования здравоохранения и качества оказания медицинской помощи прошли в ноябре 2007 года, а по концептуальным вопросам развития здравоохранения – в декабре 2007 года.

В 2008 году основная деятельность была в рамках направления  Гражданского образования, где в субъектах федерации по инициативе Общественной палаты реализовались различные молодёжные программы, дискуссионные столы, экологические школы. Так же в апреле 2008 в Санкт-Петербурге в рамках общественно-педагогического форума была затронута проблема исторического образования, с точки зрения воспитания и стандартов нового поколения.

В 2009 Палата привлекала внимание к таким проблемам, как  реформа технического регулирования. В результате Государственная дума должна в ближайшие годы утвердить  порядка 40 технических регламентов на различную продукцию. В данных регламентах впервые на законодательном уровне исчерпывающим образом определяются ключевые понятия и классифицируются виды соковой, молочной, рыбной и других видов продукции. Сегодня эта сфера является одной из приоритетных в процессе инновационного развития экономики России. Внимание в этой проблеме даст возможность в максимальной степени обеспечить гармонизацию принципов технического регулирования в Российской Федерации с международно-признанными процедурами и правилами, создав при этом барьеры для выпуска некачественной продукции. Проблемы финансового сектора России обсуждались на протяжении всего 2009 года, первоочерёдными обсуждались проблемы мирового финансового кризиса и его последствий.

В октябре 2006 года члены Общественной палаты Российской Федерации приняли участие в  обсуждении изменений Концепции  государственной национальной политики Российской Федерации, а также проекта  Концепции Федеральной целевой  программы Этнокультурное развитие регионов России на 2007– 2010 годы и до 2015 года. Заключение на проект Концепции программы направлено Председателю Правительства Российской Федерации.

В январе 2007 года состоялось совещание представителей региональных общественных организаций  Этническое и религиозное многообразие России как основа стабильности и развития общества.

В 2008 году Комиссия по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах  массовой информации 18 февраля на заседании  Комиссии определила направления деятельности Комиссии: Свобода слова и права журналистов, юридическая поддержка региональных средств массовой информации, этика СМИ, развитие цифрового телевидения, индекс свободы слова в субъектах Российской Федерации - эти направления назвали приоритетными в своей работе на два года члены Комиссии.

Для изучения одной  из острейших проблем современного общества – коррупции, в Общественной палате была образована подкомиссия  по проблемам противодействия коррупции. Ею создана интеллектуальная основа для формирования базы данных Реестр коррупционных ниш, подготовлены памятки Если у Вас вымогают взятку и Если Вам угрожает рейдерство. Памятки содержали доступное юридическое толкование правовых норм, касающихся вымогательств, насильственных захватов собственности. Целью этих брошюр было то, чтобы, ознакомившись с ними, гражданин был в состоянии юридически грамотно противодействовать попыткам вымогательства, отстаивать самостоятельно свои права.

В январе 2010 года к работе приступил третий состав Палаты, полномочия которого продлятся до конца января 2012 года. На первом, организационном пленарном заседании 25 января 2010 г. члены Палаты обсудили актуальную повестку дня гражданского общества, сформулировали основные направления работы Общественной палаты на предстоящие два года. По итогам дискуссии в качестве основных приоритетов были выделены:

1. Активизация гражданского общества и вовлечение граждан в процессы модернизации

2. Развитие судебно-правовой и правоохранительной системы

3. Развитие системы  образования 

4. Развитие общественного диалога на Северном Кавказе

5. Защита детства и молодежная политика

Члены Общественной палаты третьего состава образовали 11 комиссий, 5 межкомиссионных рабочих  групп, избрали председателей комиссий и руководителей межкомиссионных  рабочих групп, а также избрали Секретаря Палаты и его заместителей и определили состав Совета Общественной палаты.

Основными формами  работы в 2010 году для Палаты стали  слушания и круглые столы по актуальным проблемам развития страны и гражданского общества, общественная экспертиза проектов нормативных актов. В ходе работы комиссиями и рабочими группами готовились различные экспертно-аналитические и информационные материалы, использовавшиеся в дальнейшем во взаимодействии с органами власти и некоммерческими организациями.

В 2010 году Палата также стала площадкой для  проведения значительного количества мероприятий различных общественных объединений и некоммерческих организаций  в различных сферах общественной жизни.

Рассмотрев  основные направления деятельности и их результаты Общественной палаты РФ в период с 2006 по конец 2012 года можно сделать следующий вывод.

Основная работа Общественно палаты РФ была проведена  по проблемам, которые находятся  в компетенции нескольких комиссий. Работа была проведена по 14 сферам: Защита прав человека; Избирательный процесс; Консолидация и развитие институтов гражданского общества; Социальная политика; Здравоохранение; Образование; Местное самоуправление и жилищная политика; Экономика; Энергетическая проблематика; Межэтнические отношения; Реформирование армии; Свобода слова и проблемы СМИ; Коррупция; Вопросы природопользования и охраны окружающей среды;

2.3 Совершенствование деятельности Общественной палаты РФ

 

Такая проблема, как недостаточная информированность населения страны о существовании такого государственного учреждения как ОП РФ ярко выражена в России. Для решения этой проблемы, такому сравнительно молодому институту как Общественная палата РФ необходимо больше афишировать свои заслуги. А для привлечения прессы в члены Палаты привлекать больше известных личностей, представителей Федерального Собрания.

Такая проблема Общественной палаты РФ как пропуски значительным числом членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ пленарных заседаний так же требует решение. Необходимо поднять рейтинг Палаты, для этого необходимо увеличить информацию о ее заслугах, при этом привлекая большее количество СМИ.  

Ситуация в современной России в корень отличается от того что было несколько лет назад. Так четырнадцать лет подряд в России, даже в кризисные 1998 и 2009 годы, быстро росли реальные доходы населения. Но в прошлом году их рост остановился, даже несколько сократился.

Палата пытается сформировать демократическую атмосферу, атмосферу доверия между обществом  и властью. Стремится отлаживать механизмы представительства интересов гражданского общества. Так представители Палаты должны вести систематический анализ проблем развития НКО не только на федеральном уровне, но и на региональном. Т.е. необходимо создать мониторинг положения НКО, разрабатывать предложения по развитию институтов гражданского общества.

"Глухота"  Правительства к настойчивым  уговорам общества не повышать  тарифы страховых взносов в  пенсионный фонд, показывает провал  в диалоге общества и власти. Важно чтобы об успешных взаимодействиях общества и власти было осознано как со стороны общества, так и со стороны власти. И общественные палаты должны больше информировать общество о диалоге общества и власти. И СМИ должны опубликовывать не только информацию о кризисах и провалах, но и об успехах.

 

Заключение

 

В результате проведённого исследования Общественной палаты Российской федерации, было установлено:

Во-первых:

Было выявлено, что это достаточно молодой институт гражданского общества, который существует всего 7 лет, начиная с 2006. Огромную роль при формировании данного института сыграл тогда премьер-министр РФ В. Путин. Он посчитал, что в России необходимо развивать институты гражданского общества и привлекать общественность к государственной политике. К формированию палаты были привлечены различные общественные организации

После подробного изучения Федерального Закона об Общественной Палате РФ, так же была определена роль и место Общественной палаты РФ в  системе органов государственной  власти. Данная организация призвана сотрудничать с органами политической власти, как исполнительной, так и законодательной. Но напрямую на принятие решений Общественная Плата РФ не может влиять. Её решения и результаты экспертизы носят лишь рекомендательный характер, и эффективность её работы зависит, за частую, на прямую от авторитета, которым обладают члены Общественной Платы. Общественная палата не обладает правом законодательной инициативы и политической властью, так же она не обладает правом вето. Но она обладает экспертной функцией и полномочиями общественного контроля.

Во-вторых:

Рассмотрев  основные направления деятельности и их результаты можно сделать  следующий вывод, что работа была проведена по 14 сферам. (Защита прав человека; Избирательный процесс; Консолидация и развитие институтов гражданского общества; Социальная политика; Здравоохранение; Образование; Местное самоуправление и жилищная политика; Экономика; Энергетическая проблематика; Межэтнические отношения; Реформирование армии; Свобода слова и проблемы СМИ; Коррупция; Вопросы природопользования и охраны окружающей среды;)

Так основной формой работы Общественной палаты являются пленарные заседания и различные  слушания по общественно важным проблемам, то чрезвычайно сложно проследить конкретные результаты по различным сферам. По многим вопросам, касающимся различных законопроектов и постановлений были проведены экспертизы и даны рекомендации. которые не всегда учитывались органами власти, что является абсолютно законным.

Члены общественной палаты могут принимать участие в заседаниях парламента и его комитетов. Так как законодательно закреплено, что решения Общественной палаты, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер. Но также имел место и удачный опыт, когда предложения, внесённые Общественной палатой, учитывались при разработке законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Алдаева О. Контроль общества над государством в странах СНГ: исторические и политические аспекты // Актуальные проблемы Украины, России и стран Европы, 2009, № 3 - С. 276
  2. Грудцына Л.Ю. Общественная палата - спектакль национального масштаба // Адвокат, 2006, № 5. - С. 77-87
  3. Кара-Мурза А.А. Общественная палата: ее роль и место в российской политике // Формула права, 2005, № 1 (4). - С. 21-24
  4. О деятельности Общественной палаты Российской Федерации в 2006-2007 гг. - М.: 2008. - 150 с.
  5. О работе Общественной палаты Российской Федерации в 2008 г. . – [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://oprf.ru/files/analitc_rew08.pdf , дата посещения 13.04.2013
  6. Официальный сайт ФГБУ "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.udprf.ru/perechen-organizatsii-finansiruemykh-upravleniem-delami/fgu-apparat-obshchestvennoi-palaty-rf/1244, дата посещения.05.05.2013
  7. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 2004 года. - [Электрон. ресурс].- Режим доступа - http://www.kremlin.ru/sdocs/appears.shtml?stype=63372, дата посещения 15.04.2013
  8. Регламент Общественной Палаты Российской Федерации от 22 января 2006 года. – [Элетрон. ресурс]. Режим доступа http://oprf.ru/ru/about/492/, дата посещения 15.04.2013
  9. Федеральный закон РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32. – [Элетрон. ресурс]. Режим доступа http://www.rg.ru/2005/04/07/obshestv-palata-dok.html, дата посещения. 23.04.2013

Информация о работе Общественная палата как институт гражданского общества в современной России