Общественное воспитание по Наторпу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 22:44, реферат

Краткое описание

1 Жизнь и педагогические труды П. Наторпа
2 Понятие «социальная педагогика» по П. Наторпу
3 Индивид и общность в понимании П. Наторпа

Вложенные файлы: 1 файл

Наторп Общественное воспитание.docx

— 49.63 Кб (Скачать файл)

     Воплощение  идей социализации в практике западного  образования происходило на волне  «свободной школы». Это не случайно. В конце XIX — начале XX веков практически  во всех странах Западной Европы установился государственный контроль над школами и утвердилось требование воспитания законопослушных граждан. Государственная школа успешно решала эту задачу, но в ущерб свободному социальному развитию личности ребенка.

     Поэтому в начале XX века как альтернативные государственной системе в разных европейских странах возникают  новаторские педагогические системы: М.Монтессори, С.Френе, Р.Штайнера. Их авторы стремятся дать детям шанс достичь социальной идентичности, быть счастливыми и даже видят в развитии альтернативных школ способ изменения общества.  

     5 Влияние взглядов  П. Наторпа на развитие социальной педагогики в России 

     Особую  актуальность социально-педагогические подходы обретают в России со второй половины XIX – начала XX веков, что  соответствовало общемировой тенденции  становления социальной педагогики как области самостоятельного научного знания. И отсутствие термина «социальная  педагогика» в широком общепедагогическом употреблении в России не мешает определению  основных особенностей отечественного оригинального опыта решения проблемы сознательного взаимодействия в воспитании всех сил общественной жизни. Это нашло свое отражение в обосновании идеи общественного воспитания П.Ф. Каптеревым, В.П. Вахтеровым, В.И. Чарнолусским; во взглядах Е.Н. Медынского на внешкольное образование; в разработке методических вопросов призрения и попечительства у В.И. Герье, К.В. Рукавишникова; в социально-педагогических аспектах теории «свободного воспитания», конкретизирующих и развивающих социально-педагогическую теорию по вопросам понимания роли среды и общественности в целостном процессе развития личности, а также в создании механизмов реализации поставленных задач.

     В данном контексте особую роль приобретают  следующие элементы социально-педагогической традиции, представляющие интерес в  современных условиях.

     1. Главным системообразующим элементом социально-педагогических подходов в России выступает гуманистическая и демократическая ориентация, направленная на повышение эффективности возможностей социума в интересах каждой личности. Это стало действенной методологией, которая и определяла цели и задачи отечественной социальной педагогики. На рубеже веков Е.Н. Медынский характеризует воспитание в качестве непрерывного процесса, сопровождающего развитие и формирование личности на протяжении всей жизни человека и включающего в себя весь комплекс положительных и отрицательных влияний. При таком понимании речь идет о воспитании, не ограниченном пределами конкретного возраста, пола, сословной принадлежности, учитывающем всё многообразие факторов социализации и воспитания.

     2. Традиция отечественной социальной  педагогики опирается на серьёзное  рассмотрение социальных аспектов  воспитания, акцентируя внимание  на социальной среде, как важнейшем  факторе развития личности. При  постановке воспитательных задач  социальная среда понималась  не только в узком смысле  как конкретная сфера жизнедеятельности,  ближайшее окружение, но и в  широком смысле как социокультурный, исторический контекст развития и формирования личности (П.Ф. Каптерев). Причем, отношения среды и воспитанника должны быть двусторонние - отмечали последователи «свободного воспитания»: следует не только создавать вокруг ребенка соответствующую среду, но и готовить его к жизни в окружающем мире.

     3. Потребность общества в педагогике, исследующей социальную функцию воспитания и актуализирующей воспитательный потенциал общества находит свое выражение в идее общественного воспитания, определяя ведущий принцип, положенный в основу всех социально-педагогических концепций: принцип общественности. Суть последнего - необходимость соотнесения педагогических задач с потребностями общества путем установления гармонии интересов личности и общества. В соответствии с данным принципом во главу угла ставилась проблема участия различных сил в решении воспитательных задач. Вопросами социального воспитания были заняты как государственные структуры, так и общественно-педагогические организации, различные институты общества, для которых воспитательная деятельность не являлась основной. Оптимальный характер взаимодействия мог быть достигнут на основе общего понимания целей и строгого разделения участников социально-педагогического процесса по задачам, которые они могли решать. Ведущая роль отводилась общественности в лице органов земского, городского самоуправления, различных общественных организаций, частных лиц, родителей.

     4. Особенность социально-педагогической  стратегии в России неразрывно  связана с образовательной сферой. Необходимость скорейшего, повсеместного  осуществления всеобщего начального  образования стало основным условием  для решения всего комплекса  российских задач, в том числе и сугубо педагогических. Основным средством достижения данной задачи, оправдавшим себя в истории, стала активизация воспитательных возможностей общества (деятельность земств, общественно-педагогических организаций). Причём следует учитывать, что понятие «образование» в социально-педагогических подходах понималось традиционно широко: не только как непосредственная деятельность по ликвидации неграмотности, но и как привнесение основ культуры в народную жизнь.

     5. Социально-педагогическая деятельность  в сфере оказания социальной  помощи – призрения и благотворительности  – также имела в России свою  традицию. На протяжении своей  истории призрение имело различный  характер (церковный, государственный,  общественный), формы своего осуществления  (милостыня, богадельня, попечительство). Но неизменной оставалась установка  на то, что оказываемая помощь  важна не столько материально,  сколько – нравственно. Помимо  решения чисто социально-политических  задач (смягчение социальной напряжённости  и т. п.), система призрения решала  задачи сугубо воспитательные: утверждение  в правилах доброй нравственности, создание условий для достойного  существования.

     Любое обращение к историко-педагогическим аспектам имеет помимо теоретико-познавательной, эвристической, доказательной, в том числе, и прогностическую функцию. Опора на российскую социально-педагогическую традицию способна стать методологическим основанием для данного, не претендующего на исчерпывающий характер, прогноза. [10]

     Перспективы сегодняшней социальной педагогики в большей степени связаны  либо с надеждами на заимствование  оправдавшего себя западного опыта, либо с ожиданием решающего слова  и дела государства. Тогда как  традиционно главным элементом  социально-педагогической стратегии  прошлого было формирование общественного  сознания и ориентация складывающегося в России начала XX в. гражданского общества на решение социально-педагогических проблем. Игнорирование этого требования приводит к тому, что престиж современной социальной педагогики невысок. А её цели, задачи связывают, в основном, с решением проблем крайне дезадаптированных, девиантных слоев населения (прежде всего детского), сужая тем самым предметное поле социальной педагогики как общественного явления, так теории и практики воспитания.

     Логика  развития всей отечественной педагогики (предложенная П.Ф. Каптеревым на рубеже веков) связана с характером участия общественности в решении педагогических задач, эволюционирующая от церковной через государственную к общественной. Данная объективная национально-культурная традиция может стать основанием для эволюции и современной отечественной социальной педагогики от чисто государственнической модели, восходящей к педагогическим подходам советской педагогики, к возрождению исконно русских традиций общественного воспитания, призрения.

     Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный  институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений  и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к  неуклонному изменению в жизни  усвоенных правил» (Г. Сент-Джон). В различные времена содержание этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, личностную направленность. В отечественной педагогике также неоднократно изменялся. От общего принципиального положения – воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни – сохранилось мало. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его статусов, органов власти, формирование гражданских и остальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. У воспитателя недостает конкретного фактического материала для полноценного воспитания. Школа – не государственное учреждение, а социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общее и личности. Нарушение этого взаимодействия приводит к застою школы. Школа как общественно-государственный институт не может жить только на государственном дыхании, рано или поздно общество вновь должно прийти к ней на помощь. Должна быть преодолена отчуждённость общества от школы и школы от общества, изолированность школы от процессов, происходящих в общественной жизни, а также узость и корпоративность профессиональных педагогов. Педагоги должны осознавать себя не монополистами, а лишь уполномоченными народа в деле воспитания.

     Научное представление о социальной природе  и социальной функции воспитания было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Классики марксизма показали общественную детерминированость воспитания и отвергли утопические претензии на разрешение всех социальных противоречий с его помощью. В тоже время они подвергли глубокой критике представление о том, что духовный мир человека – пассивный обстоятельств жизни. Преобразуя своей деятельностью природу и общество, человек преобразует и свою психику. Воспитание становится великой силой, если оно направлено на решение задач, поставленных самой жизнью, ходом истории.

     Советская педагогика в первые послеоктябрьские годы разрабатывалась в тесной связи  с марксистской социологией. Тем  не менее, научное соотношение между  педагогикой и социологией было найдено не сразу. В период становления  советской педагогики боролись крайние  точки зрения. В.Н. Шульгин и М.В. Крупенина пытались свести педагогику к социологии и политике, сторонники «свободного воспитания» совсем игнорировали их связь и выводили закономерности воспитания из психологии ребенка. И та и другая точка зрения были подвергнуты резкой критике. Советская педагогика, признающая, что проблема школьного советского воспитания не могут быть выведены ни из биологии, ни из психологии, ни из каких либо других положений, стоящих вне советской общественной жизни и советской политической истории, не сводится ни к социологии, ни к политике, т.к. она имеет свой предмет и свои задачи. [13]

     Советские педагоги четко различают воспитание как специально организованную деятельность и социальное формирование личности, происходящее под воздействием всей жизни. Марксистская педагогика считает, что нет такой области образования  и воспитания, которая не была так  или иначе связана с жизнью общества и что поэтому вся  педагогика социальна. Вот почему создание социальной педагогики как особой отрасли  педагогической науки не правомерно. В то же время имеются пограничные  области знания между педагогикой  и социологией, которые изучаются  специальными отраслями педагогической науки – сравнительной педагогикой, социология и воспитание, педагогической социологии и экономико-народного  образования.

     Почему  же мы сегодня выделяем социальную педагогику и к ней обращаются самые разные категории общества? Ответ заключается в том, что  сейчас особенно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности. Она включает в себя семейное, гражданское, религиозное и правовое воспитание. Это целенаправленное воздействие  на человека. Это и есть социальное воспитание, многоуровневый процесс  усвоения знаний, норм поведения, отношений  в обществе, в результате которого личность становится полноправным членом общества. Следовательно, социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом  и прикладном аспектах. Она рассматривает  отклонения или соответствия поведения  человека под влиянием среды, то, что  принято обозначать социализацией  личности.

     По  утверждению ученых, социальная педагогика – это «отрасль педагогики, рассматривающая  социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий  людей, в организациях, специально для  этого созданных» (А.В. Мудрик). [10]

     По  мнению В.Д.Семенова, «социальная педагогика, или педагогика среды, является научной  дисциплиной, которая интегрирует  научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного  воспитания».

     Социальная  педагогика опирается на историю  педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и  обучения в других странах.

     Социальная  педагогика является основой для  отраслей педагогики, которые представляют отрасли социальной педагогики.

     - дошкольную педагогику,

     - педагогику школы,

     - педагогику профессионального образования,

     - воспитания в закрытых учреждениях,

     - детских и юношеских организациях,

     - педагогику клубной работы,

     - педагогику среды,

     - военную педагогику,

     - производственную педагогику,

     - педагогику временных объединений,

     - педагогику социальной работы.

     Каждое  из этих направлений социальной педагогики имеют свои особенности, свои методы и может рассматриваться как  самостоятельное направление.

     Социальная  педагогика «вступает в междисциплинарные  контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической социальной психологией, психологией  управления».

     Она включает в себя изучение философии  воспитания, особенностей воспитания в современном обществе.

     Поэтому в условиях кризисного состояния  общества она выступает ведущей  отраслью знаний.

     Особенностью  современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, то есть сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.

     Гуманизм  социального воспитания проявляется  в том, чтобы личности помочь, а  не заставить. Помочь быть самим собой, убедится в своей исключительности, уникальности как человека и быть ответственным за свою жизнь. Гуманизм социального воспитателя проявляется  в том, чтобы принимать человека, его поступки без осуждения, поддержать оступившегося в критической  ситуации.

Информация о работе Общественное воспитание по Наторпу