Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:20, контрольная работа
Цель данной работы – анализ социологии общественного мнения на базе современной научной литературы по курсу «Социология».
Введение.
1. Общественное мнение как фактор социального развития.
2. Роль средств массовой информации в социальном процессе.
3. Общественное мнение информации в технологии.
Заключение.
Литература.
Содержание.
Введение.
Заключение.
Литература.
Введение.
Социальный институт — определенная организация деятельности и социальных отношений. Это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения людей в определенных ситуациях. Характеризуется наличием цели, конкретными функциями, набором социальных позиций и ролей, а также определенной системой поощрения (или наказания).
Социальные институты обеспечивают устойчивость социальных связей и отношений в обществе. В зависимости от видов (политические, экономические, культуры и т.д.) институтов определяются и их функции. Функция (в переводе с латинского — исполнение, совершение) в рамках социологии понимается как:
1)
роль, которую выполняет тот или
иной элемент социальной
2) зависимость между различными социальными процессами, выражаемая в функциональных взаимосвязях переменных;
3)
социальное действие, ставшее стандартизированным,
регулируемое определенными
Цель данной работы – анализ социологии общественного мнения на базе современной научной литературы по курсу «Социология».
1. Общественное мнение как фактор социального развития.
В данном контексте общественное мнение в структуре общественных отношений и может рассматриваться через категории: 1) «деятельность» и 2) «социальный институт».
В первом случае под общественным мнением в широком смысле понимается коллективная заинтересованно ценностная, оценочная и практическая деятельность субъектов, а также результат этой деятельности.
Во втором случае общественное мнение рассматривается как- социальная сила, которая через механизмы общественного воздействия, передачу норм, ценностей, традиций участвует в регулировании общественных отношений. Следовательно, его (общественное мнение) можно определить как специфический социальный институт, обладающий своими функциями.
Можно
выделить следующие функции
— адаптирующая (включая функции социализации и воспитательную). Возможность прививать индивидам нормы, ценности, правила поведения в изменяющихся условиях;
— регулятивная. Обеспечивает реализацию определенных норм общественных отношений;
— консультативная. Общественное мнение может давать советы, рекомендации другим социальным институтам по выбору способов разрешения тех или иных проблем;
— контрольная. Контролирует деятельность органов власти и управления по вопросам, затрагивающим интересы субъектов общественного мнения;
— защитная. Общественное мнение «берет под опеку» либо отдельных лиц, либо официальные институты;
— директивная. Через референдум или путем прямого давления, предписывает способы проведения политики в интересующих общественное мнение вопросах;
— номенклатурная. Возможность общественного мнения участвовать в формировании политической и управленческой номенклатуры.
Общественное мнение, реализуя совокупность функций, действует во всех сферах жизни общества.
Наиболее значимыми
Степень распространенности зависит от субъекта общественного мнения, т.е. той социальной общности, которая инициирует это общественное мнение и зависит от актуальности, остроты проблемы.
Стабильность общественного
Интенсивность — со степенью выражения оценки (от остроты проблемы).
Можно утверждать, что общественное мнение — сложное социальное явление, которое вполне может быть отнесено к системным объектам. Оно, в основном, отвечает большинству признаков и критериев, принятых в системном анализе: целостность; наличие различных типов внутренних связей; иерархичность структуры; наличие цели и целесообразный характер существования; самоорганизация; функционирование и развитие.
Рассматривая общественное мнение как целостное, способное институализироваться, имеет цель — удовлетворение определенных потребностей и интересов. Оно не появляется неожиданно и так же вдруг исчезает, т.е. имеет свой цикл развития. Общественное мнение имеет свою внутреннюю структуру и иерархическое построение, функционирует как социальный институт.
Исходя из того, что общественное мнение — система, то следует рассмотреть его структуру, его содержательные и сущностные начала.
Сущностная структура включает три компонента — рациональный, эмоциональный и волевой.
Рациональный (познавательный, интеллектуальный) компонент- это знания людей о событиях, явлениях, фактах, являющихся объектом общественного внимания. Во многом зависит от уровня образованности, информированности субъекта. Следует согласиться с Рукавишниковым В.О. в определении этого компонента: «Заключение насчет рационально мыслящей общественности можно делать при соблюдении следующих условий: 1) Люди получили достаточно информации по данному вопросу, ибо нельзя обсуждать вопрос, ничего не зная, либо зная очень мало, так что практически валидный вопрос здесь — это вопрос о корректности и количестве информации, необходимой для формирования мнения; 2) Готовность отвечать на вопросы без эмоций; 3) Если детальный анализ ответов на взаимосвязанные вопросы выявляет некоторую связь в ответах» 1
Эмоциональный компонент тесно связан с рациональным. Это настроения, чувства, образующиеся по поводу объекта общественного мнения. По соотношению рационального и эмоционального в общественном мнении можно говорить о возможности им манипулировать. Преобладание эмоциональной составляющей делает общественное мнение более доступным для психологического давления.
Результатом взаимодействия этих двух компонентов (относящихся к духовной части феномена) является социальная оценка. Но общественное мнение — не только оценка, но и практическая деятельность по удовлетворению потребностей и интересов. Поэтому третьей составляющей будет волевой компонент, т.е. определенные действия субъектов общественного мнения.
Все эти компоненты взаимосвязаны и дополняют друг друга, наделяя общественное мнение качеством специфической духовно-практической целостности.
Если же рассматривать внутреннюю
структуру общественного
Внутри этой структуры выделяют несколько стадий: — зарождения: проявление широкого интереса множества людей к проблеме и активный поиск информации. У человека появляется потребность выразить свое мнение (оценку), обменяться им с другими людьми и, таким образом, уже складывается групповое мнение;
— формирования: в ходе обмена мнениями, словами между группами с различными оценками формируются уже большие группы (массы) людей. Идет активная работа по поиску и сплочению единомышленников; выявляются доминирующие противоположные мнения, вокруг которых и концентрируются основные силы;
— функционирования: доминирующее мнение узаконивается и способно выступать партнером (противником) управляющих органов и организаций, создавших какую-либо проблему. Она (проблема) в фокусе внимания. Позиции большинства четко очерчены;
— спад: это снижение массового интереса к проблеме (она становится для большинства людей не актуальной (либо решение проблемы на данный момент невозможно, либо решена, либо появилось что-либо, перекрывающее данную проблему). Сужается социальный состав, теряется острота противостояния. Но проблема еще вызывает интерес;
— отмирание: мнение теряет качество общественного (массового), превращается в разрозненные суждения отдельных людей и групп. Социальная оценка сходит «на нет».
Границы между этапами подвижны, размыты. Одновременно может существовать несколько общественных мнений по разным проблемам (имеют различные объекты) и находиться на разных этапах.
2. Роль средств массовой
СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты – публичность, то есть неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.
К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино - и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем ( видео --, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации ( кассет, дисков, дискет, принтеров).
Общественное мнение имеет свои каналы выражения:
— поведение во время выборов (всех уровней);
— участие в законодательной деятельности через референдумы, плебисциты, сходы, собрания и т.п.;
— посредством средств массовой информации и коммуникации (включая и слухи);
— митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т.д. (т.е. массовые поведенческие проявления общественного мнения);
— через лоббистские структуры и группы давления. И есть еще один, специфический, специально организованный — социологический.
Распределение по каналам зависит от социально-политической ситуации и определяется закономерностью самокомпенсации. Ее смысл состоит в том, что в случае перекрытия какого-либо из множества каналов выражения общественного мнения, происходит перераспределение потоков по оставшимся каналам. Даже при наличии жесткого репрессивного режима, сделавшего все для подавления негативного (для режима) общественного мнения, оно продолжает функционировать по таким каналам как:
И если «народ безмолвствует», то идет просто процесс накопления потенциала общественного мнения. Это его особая и крайне опасная форма из-за невозможности прогнозировать поведенческую составляющую, с одной стороны, и место социального (политического, экономического) «взрыва», с другой. 2
Выявление тенденций изменения общественного мнения, системный анализ его изменения и возможность прогноза реакций на внедрение тех или иных управленческих решений, в первую очередь, относятся к самим основам жизни людей – экономической, политической и социальной.
Социологическое исследование – это
система логически
В зависимости от цели и задач исследования (т.е. в зависимости от глубины требуемого анализа, масштабности и сложности поставленных в нем задач) различают три вида социологического исследования:
1. Разведывательное (пилотажное, зондажное)
— наиболее простой вид, так
как решает ограниченные по
своему содержанию задачи. Используется
либо в качестве
2. Описательное — предполагает
получение эмпирических данных,
дающих относительно целостное
представление об изучаемой
3. Аналитическое — самый
В зависимости от метода исследования можно выделить еще три вида исследования: опрос, наблюдение, анализ документов. Мы остановимся подробнее на первом виде: опрос — наиболее распространенный и широко используемый метод (основа мониторинга). Обращен непосредственно к носителю информации (респонденту), дает информацию о внутренних побуждениях людей, их склонностях и мнениях. Не заменим при исследовании тех содержательных характеристик общественного, группового и индивидуального сознания, общественных, групповых и межличностных отношений, скрытых от «внешнего взгляда» и дающих о себе знать только в определенных условиях и ситуациях.