Общественное мнение: функции и методы изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:40, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотрение приемов и методов изучения общественного мнения.
Задачи работы рассмотреть следующие вопросы:
Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения
Современное состояние, ресурсы и некоторые аспекты механизмов массового влияния

Содержание

Введение
I. Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения
1.1 Определение общественного мнения
1.2 Социальная установка
1.3 Социальное и общественное настроения
II. Методы изучения общественного мнения
2.1 Прямое наблюдение
2.2 Документальные источники
2.3 Оценка метода документального анализа.
2.4 Опросы
III. Общественное мнение в России: перспективы становления в качестве института гражданского общества
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 47.55 Кб (Скачать файл)

Общественное мнение: функции  и методы изучения

Содержание

 

Введение

I. Общественное мнение  как социальный феномен. Функции  общественного мнения

1.1 Определение общественного  мнения

1.2 Социальная установка

1.3 Социальное и общественное  настроения

II. Методы изучения общественного  мнения

2.1 Прямое наблюдение

2.2 Документальные источники

2.3 Оценка метода документального  анализа.

2.4 Опросы

III. Общественное мнение  в России: перспективы становления  в качестве института гражданского  общества

Заключение

Список литературы

Введение

 

Значение общественного  мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным. Общественное мнение - это некий общественный позитив, регулирующий отношения между людьми, формулирующий общественные представления  о должном и недолжном. Прототипом понятия общественного мнения считается  понятие здравого смысла. Происхождение  идеи общественного мнения связывается  с необходимостью осмысления публичной, или общественной, сферы и ее функций. 1 Общественное мнение может быть как  высоким, так и низким, ограничивающим человека как в его злых, так  и в его добрых проявлениях. Общественное мнение как элемент культуры налагает на общество определённые ограничения, нормирует общественную жизнь. Ещё  Платон подчёркивал важность общественного  мнения как единственного общественного  регулятора морального поведения человека, а в качестве критерия указывал стыд общественного порицания за аморальный поступок. Действительно, если правовые отношения в обществе регулирует закон, то моральные отношения могут  регулировать только неписаные законы общественного мнения. Поэтому в  обществах, где общественное мнение не регулирует мораль, разнузданность, бесстыдство и чувство безнаказанности  достигают огромных размеров.

Важнейшим инструментом формирования общественного мнения, считаются  средства массовой информации (СМИ) - печать, радио и телевидение.

Общественное мнение может  формироваться как стихийно, так  и целенаправленно. Однако в поле зрения общественного мнения как  правило попадают лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, затрагивают интересы и  потребности сейчас живущих людей.

Все это говорит о том, что эта тема актуальна и значима. В данной работе рассматривается  вопрос что такое общественное мнение, что влияет на общественное мнение, общественное настроение

Цель работы - рассмотрение приемов и методов изучения общественного  мнения.

Задачи работы рассмотреть  следующие вопросы:

Общественное мнение как  социальный феномен. Функции общественного  мнения

Современное состояние, ресурсы  и некоторые аспекты механизмов массового влияния

Рассмотреть методы изучения общественного мнения.

I. Общественное  мнение как социальный феномен.  Функции общественного мнения

 

1.1 Определение  общественного мнения

 

Общественное мнение - специфическое  проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в  устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или  скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства  народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

Дело в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма  тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу  семьи или друзей.

Ядром работы PR работы является воздействие на состояние общественного  мнения. Большинство акций PR проводятся с целями:

1) убедить людей изменить  свое мнение по какому-либо  вопросу, продукту или организации,

2) сформировать общественное  мнение, когда его нет,

3) усилить уже существующее  мнение общественности.

Общественность - это группа людей, во-первых, оказавшихся в аналогичной  неразрешенной ситуации, во-вторых, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации, и, в-третьих, реагирующих  определенным образом на создавшуюся  ситуацию2.

Общественное мнение - это  такое состояние общественного  сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.

Общественное мнение - это  совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Общественное мнение - это  консенсус.

Сформированное отношение  человека к чему-либо проявляется  в форме мнения.

Отношение можно рассматривать  как оценку человеком какой-либо конкретной проблемы или вопроса. Отношение  определяется рядом факторов:

1) личные - физические и  эмоциональные компонента индивидуума,  включая возраст, общественный  статус, физическое состояние

2) культурные - жизненный  стиль конкретной страны (Россия, США или Япония) или географического  района (городского или периферийного). Политические кандидаты национального  масштаба обычно апеллируют к  культурным характеристикам конкретных  регионов страны.

3) образовательные - уровень  и качество образования человека. Апеллирование, обращение к современной  образованной аудитории требует  все более сложных коммуникаций.

4) семейные - учитывающие  происхождение людей. Дети часто  приобретают мировоззренческие  особенности родителей еще в  раннем возрасте и сохраняют  их в дальнейшем.

5) социальный класс - позиция  в обществе. Изменение социального  статуса людей влечет изменение  их отношений. Так, студенты  учебных заведений могут изменить  свое отношение к общественным  явлениям после вхождения на  рынок труда и начала профессиональной  деятельности.

6) этническая принадлежность  как стиль жизни3.

Научная традиция, связывающая  существование в обществе института  общественного мнения со свободой в  общественной жизни, идет еще от Гегеля, который, в частности, писал в "Философии  права": "Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что  единичные лица как таковые имеют  и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется  в той совместности, которая называется общественным мнением"4. Подобная свобода  возникает лишь в обществе, в котором  существует не зависящая от государства  сфера частных (индивидуальных и  групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество.

Общественное мнение в  его современном значении и понимании  появилось с развитием буржуазного  строя и формированием гражданского общества как сферы жизни, независимой  от политической власти. В средние  века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением  буржуазного общества на смену сословиям  пришли открытые классы, состоящие  из формально свободных и независимых  индивидов. Наличие таких свободных, независимых от государства индивидов, индивидов-собственников (пусть даже это собственность только на свою рабочую силу) - необходимая предпосылка  формирования гражданского общества и  общественного мнения как его  особого института.

В условиях тоталитарного  режима, где все социальные отношения  жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как  субъекта независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет  и не может быть общественного  мнения. В этом смысле наше общественное мнение - это дитя эпохи гласности, имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы перестройки  наше общество очень быстро прошло путь от приказного единомыслия через  так называемые гласность и плюрализм  мнений к реальному политическому  плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и независимое  в своих оценках и суждениях  общественное мнение.

Работа организаций, - как  крупных, так и небольших в  области общественного мнения должна учитывать следующие его особенности:

1) общественное мнение  меняется - недостаточно его однократно  сформировать - с ним надо работать  постоянно,

2) потенциальная направленность  поведения общественности определяется  реальностями действительности,

3) не существует единой  и унифицированной широкой общественности  в работе с ней - влияние  на общественное мнение должно  ориентироваться на конкретные  группы, или сегменты общественности,

4) общественное мнение  обычно меняется в большей  степени событиями, чем словами,

5) мнение общественности  определяется её интересами.

Работа организаций с  общественным мнением на пороге XXI века становится все более профессиональной. Знание эволюционного пути становления  ПР как области знаний и сферы  деятельности даёт специалисту ориентиры  в решении сегодняшних проблем.

 

1.2 Социальная установка

 

Говоря об общественном мнении, о настроении больших социальных групп, нельзя не сказать о таком  явлении, как социальная установка.

Начало исследования социальных установок было положено работой  У. Томаса и Ф. Знанецкого об адаптации  польских крестьян-эмигрантов в США  в 1918 г. Были выявлены две зависимости, описывающие процесс адаптации: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида. Для объяснения значимости социальной организации  для индивида было предложено понятие  социальная ценность, а для объяснения психологического состояния индивида по отношению к группе - социальная установка.

Было осуществлено много  попыток измерения социальной установки  как латентного отношения к социальным ситуациям и объектам, характеризующегося модальностью и вербализирующегося. С этой целью в социальной установке  выделяются функции и структура.

К деятельности личность побуждают  потребности и мотивы. Социальная установка объясняет почему люди в определенных ситуациях поступают  тем или иным образом, почему они  выбирают конкретный мотив. Это понятие  объясняет особое состояние личности, предшествующее ее реальному поведению.

Социальная установка  возникает в результате активного  освоения личностью всей системы  социальных связей. В отличие от кратковременных эмоциональных  реакций, социальная установка достаточно долго сохраняется. Понятие социальной установки широко используется при  изучении общественного сознания и  политического поведения избирателей  в ходе выборов (выяснение устойчивости социальных установок избирателей, механизмов влияния средств массовой информации на изменение социальных установок избирателей).

Что же представляет собой  социальная установка?

В современной социальной психологии есть два определения  этого явления:

устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к  действию, ориентированному на социально  значимый объект;

психологическое переживание  индивидом ценности, значения социального  объекта, организованное на основе предшествующего  опыта, оказывающее направляющее влияние  на поведение5.

Опросы общественного  мнения представляют собой распространенные исследования социальных установок  массового сознания. У социальной установки, в аспекте удовлетворения потребностей человека, есть четыре функции:

приспособительная (адаптивная) - направление деятельности на объект, удовлетворяющий потребности индивида;

знания - дает упрощенные указания относительно способа поведения  по отношению к какому-либо объекту,

выражения (саморегуляции) - как средство освобождения индивида от внутреннего напряжения, выражения  себя как личности;

защиты - способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Говоря о социальной установке, важно отметить, что у индивида может существовать одновременно иерархия социальных установок. Кроме того, в  конкретной ситуации может происходить  конфликт между социальной установки  на объект и социальной установки  на ситуацию, а также в зависимости  от ситуации может проявляться (доминировать) когнитивный или же аффективный  компоненты структуры социальной установки.

Изменение социальной установки  может происходить под влиянием убеждения, массовой пропаганды, членства в новой социальной группе или  же благодаря более глубокому  знакомству с объектом установки. Существует две теоретических моделей, объясняющие  изменение социальной установки6.

Бихевиористская: основана на принципе научения. Предполагается, что  социальные установки индивида изменяются в зависимости от того, каким образом  организуется подкрепление какой-либо социальной установки. Изменение социальной установки зависит от системы  вознаграждений и наказаний.

Когнитивистская (теория соответствия). Социальная установка изменяется, когда  в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие. Стимулом для изменения социальной установки  является потребность в восстановлении упорядоченного восприятия внешнего мира.

 

1.3 Социальное и  общественное настроения

 

Но не стоит забывать, что  важнейшей, если не определяющей характеристикой  реально функционирующего сознания, его доминантой является феномен  социального настроения. Принципиально  важно подчеркнуть, что оно одновременно является и реальной формой поведения, вернее. вероятностной формой выражения  общественного сознания в процессе превращения его в общественную силу. Говоря о феномене социального  настроения, необходимо отметить ряд  его сущностных черт7.

Информация о работе Общественное мнение: функции и методы изучения