Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:40, контрольная работа
Цель работы - рассмотрение приемов и методов изучения общественного мнения.
Задачи работы рассмотреть следующие вопросы:
Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения
Современное состояние, ресурсы и некоторые аспекты механизмов массового влияния
Введение
I. Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения
1.1 Определение общественного мнения
1.2 Социальная установка
1.3 Социальное и общественное настроения
II. Методы изучения общественного мнения
2.1 Прямое наблюдение
2.2 Документальные источники
2.3 Оценка метода документального анализа.
2.4 Опросы
III. Общественное мнение в России: перспективы становления в качестве института гражданского общества
Заключение
Список литературы
Раскол существенно ослабил позиции общественною мнения в его взаимоотношениях с органами власти. Общественное мнение перестает быть сколько-нибудь заметным фактором социально-политической жизни и власть все в меньшей мере считается с ним. Ярким свидетельством безразличия власти к общественному мнению является то обстоятельство, что многочисленные политические скандалы последних лет, которые в странах с развитым и сильным общественным мнением привели бы к крушению не одной политической карьеры, обычно очень мало отражаются на судьбе лиц, дискредитированных в глазах общественного мнения. И лишь в периоды избирательных кампаний по выборам в органы государственной власти общественное мнение становится объектом усиленного внимания и массированного воздействия со стороны как властных структур, так и их противников.
С другой стороны, нельзя не признать, что качество нашего общественного мнения во многих отношениях оставляет желать лучшего. Современное общественное мнение в России в силу вполне понятных причин отличается большой подверженностью манипулированию, готовностью впадать в крайности, низкой способностью к поиску компромиссов, мартинальностью оценок в суждении. Очевидно, что качественное состояние общественного мнения, перспективы его становления как полноценного социального института во многом будут зависеть от общего хода преобразований в стране, от успехов на пути к гражданскому обществу и правовому государству10.
Заключение
Делая выводы мы можем сказать, что значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным.
Это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической культуры, демократических институтов и свобод. Общественное мнение находит выражение в выборах органов власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения и др.
В условиях тотальной нестабильности системы, резкого политического противостояния все более серьезным фактором борьбы за власть, фактором политики становится и борьба за влияние на СМИ, своего рода "синдром четвертой власти", который перерастает в борьбу за моновлияние как на СМИ-систему, так и на отдельные средства массовой информации. Неудивительно, что при этом проблемы удовлетворения собственно информационных запросов общества уже (или вновь) не являются определявшими и преобладающими в деятельности СМИ и коммуникации.
В то же время для формирования
общественного мнения, основанного
на информации, адекватной происходящим
событиям, важно существование не
только разнообразных источников информации,
но и условий доступа к ним.
В Конституции Российской Федерации
(ст.29) закреплено право граждан искать,
получать, передавать, производить
и распространять информацию. Однако,
как уже отмечалось выше, реальных
и законодательно обеспеченных условий
для реализации права на информацию,
в частности доступа к
В силу особенностей отечественного экономического и политического развития в России монополия на оперативное распространение информации по-прежнему принадлежит в основном телевидению и радио. Однако она уже не столь безусловна и не носит исключительного характера, как прежде. Многократное повышение стоимости жизни, введение платы за услуги, предоставляемые учреждениями культуры, постоянный рост подписных цен на газеты и журналы ведут к резкому падению уровня информированности, культурной активности населения. Основным каналом приобщения к информации и культурным ценностям для абсолютного большинства населения все больше становится телевизор.
В поле зрения общественного мнения как правило попадают лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, затрагивают интересы и потребности сейчас живущих людей. Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и целенаправленно.
В данной работе мы рассмотрели понятие "общественное мнение", функции и методы изучения общественного мнения, и перспективы становления общественного мнения в России в качестве института гражданского общества.
Список литературы
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 1997
Бутенко И.А. “Анкетный опрос как метод общения социолога с респондентом", Москва, 1989 год.
Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт=Public opinion as sociological cathegory and social institution. - СПб., 2005. - 235 с.
Гегель. Философия права.М., 1990, с.352.
Герасимов В.М. Проблемы познания общественного мнения. - Алматы: Жибек Жолы, 1992. - 141 с.
Герасимов В.М. Общественное мнение в зеркале политической психологии. - М.: Луч, 1994. - 134 с.
Липпман У. Общественное мнение - М., 2004. - С.10
Методика изучения общественного мнения: Сб. науч. трудов - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 91 с.
Ноэль Э. “Массовые опросы. Введение в методику демоскопии", Москва, 2005 год.
Общественное мнение населения крупного города - СПб., 1992. - 180 с.
Основы социологии. М., 1993, с.130.
Рабочая книга социолога. М., 1983, с.100.
Сафаров Р.А. Политический статус общественного мнения. Социологические исследования, 1979, № 4, с.14.
Социология в России. М., 1996, с.515-540.
Тощенко Ж. Харченко С. Социальное настроение - М.: 1996 с. 19-21.
Философский энциклопедический словарь. М., 1983., с.448.
Ядов В.А. “Социологические исследования: методология, программы, методы”, Москва, 2001 год.
1 Липпман У. Общественное мнение- М., 2004.- С.10
2 Коновченко С.В. Общество – СМИ - власть. – Ростов-на-Дону: СКАГС, 2001с.8-9.
3 И.В. Алешина. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. – М.: Ассоциация Авторов и издателей «Тандем», 1997.
4 Гегель. Философия права. М., 1990, с. 352.
5 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. с. 54.
6 Андреева Г.М. Социальная психология. М., Наука., 1994. С. 251-265.
7 Тощенко Ж. Харченко С. Социальное настроение – М.:1996 с. 16-18.
8 Тощенко Ж. Харченко С. Социальное настроение – М.:1996 с. 16-18.
9 Тощенко Ж. Харченко С. Социальное настроение – М.:1996 с. 19-21.
10 Ноэль Э. “Массовые
опросы. Введение в методику
Информация о работе Общественное мнение: функции и методы изучения