Объединительные парадигмы Э.Гидденса и П.Бурдье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:19, контрольная работа

Краткое описание

Усложненную структуру постнеклассической социологии конца XX-начала XXI в. можно объяснить общим процессом развития теоретического социологического знания, усиливающейся его дифференциацией. Число теорий и концепций в рамках этого периода развития постнеклассической социологии резко возрастает. Каждая из названных парадигм включает в себя целый ряд хорошо известных и популярных в научном мире теорий.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………3
1.Интегральные и объединительные парадигмы современной социологии……..5
2.Теория структурации Э.Гидденса……………………………………7
3.Структуралистский конструктивизм П.Бурдье ………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………… 15
Список использованных источников……………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

социология контр.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Республики Татарстан

Альметьевский государственный нефтяной институт 
 

Кафедра ГОС 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

По  дисциплине: «Социология»

На  тему: «Объединительные парадигмы Э.Гидденса и П.Бурдье» 
 
 
 
 

                                                                                    

  

Выполнил: студент

                                                                 группы 47-73

                                                                                         Гумерова Р.М.

                                  Проверил: КСН, доцент

Иванова Э.А.

                                                                               
 
 
 

Альметьевск 2009

Содержание 

Введение………………………………………………………………………………3

1.Интегральные и объединительные парадигмы современной социологии……..5

2.Теория структурации   Э.Гидденса……………………………………7

3.Структуралистский конструктивизм П.Бурдье ………………………………...10

Заключение………………………………………………………………………… 15

Список  использованных источников……………………………………………...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Усложненную структуру постнеклассической социологии конца XX-начала XXI в. можно объяснить общим процессом развития теоретического социологического знания, усиливающейся его дифференциацией. Число теорий и концепций в рамках этого периода развития постнеклассической социологии резко возрастает. Каждая из названных парадигм включает в себя целый ряд хорошо известных и популярных в научном мире теорий.

        К объединительной или интегративной парадигме принято относить достаточно разные социологические теории (структурации, социального пространства, поля, габитуса, коммуникативного действия, деятельностно-активистские), которые «отстоят» друг от друга дальше, чем теории, рассматриваемые в структуре гуманистической парадигмы. В этом случае становится делом более сложным определение предметного поля постнеклассической социологии.

     Предметом интегративной парадигмы является изучение объединительных движений в социологии, касающихся интеграции объективного и субъективного, макро- и микросоциологического уровней анализа, структуры и действия, социального пространства, поля и габитуса, структурализма и конструктивизма, системы и жизненного мира, культуры и деятельности.

       Эти парадигмы позволяют изучать  непредвиденные, случайные колебания  в социальных и культурных реалиях, вызываемые усиливающимся влиянием социальных агентов, а также эффекты в самоорганизующихся общественных структурах, возникающие из дезорганизации, беспорядка и хаоса.

     «Ядром» предметного поля, вокруг которого осуществляются объединительные движения, стержнем, их скрепляющим, выступают социальные практики, благодаря которым интеграционные составляющие «взаимообразуют» друг друга и, как следствие, должны рассматриваться в единстве, но не порознь.

     Сходство  всех интегративных теорий обусловлено совпадающим (или почти совпадающим) категориальным рядом, в котором ведущие позиции занимают ключевые понятия практики, агента, структуры, действия, объективного, субъективного, макро-, микро-, поля, капитала, социального пространства, социального времени, габитуса, системы, культуры, жизненного мира, коммуникации, ресурсов и др.  При этом в каждое из названных узловых понятий в ряде случаев может вноситься разный смысл. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Интегральные и объединительные парадигмы современной социологии 

            Объединительные парадигмы - это постклассические парадигмы, в которых раскрывается взаимосвязь социальных структур и деятельных социальных агентов.

          Последние десятилетия в развитии современной социологии отмечены, с одной стороны, появлением новых соц. концепций, дальнейшим усилением их многообразия, с другой - все яснее проявляющимся стремлением преодолеть традиционный разрыв макро- и микросоциологии, теоретического и эмпирического подходов к изучению и пониманию соц. реальности. Такое стремление началось в 30-е годы, но именно в 70-90 оно приобретает характер устойчивой, доминирующей тенденции. Значение объединительных попыток состоит не только в том, что они сами по себе несут немалое новое соц. значение, но и в том, что успешное решение этой важнейшей задачи может означать переход к качественно новому этапу в развитии теоретической социологии. Речь идет о тенденции движения не к одной и единственной общесоц. теории, исключающей плюрализм соц. парадигм, а об обеспечении единства и многообразия, при котором сохраняющийся плюрализм не исключал, а предполагал сближение различных методологических подходов к изучению соц. действительности. Речь идет о потребности в создании более широкой и высокой соц. научной системы, способной обобщить лучшие достижения различных направлений современной социологии.

          Объединительные тенденции в современной социологии рельефно проявились в частности в новейших концепциях «коммуникативного действия» Хабермаса, «структуралистского конструктивизма» Бурдье, «структурации» Гидденса, "неофункционализма" Александерса и др. Немецкий соц. философ и социолог Юрген Хабермас в работах «Теория коммуникативного действия», «Фактичность и значимость» и др. сделал попытку соединить концепции структурного функционализма и концепции феноменологии, добиться интеграции теории действия и теории систем. С творчеством этих социологов связан качественно новый этап в развитии социологической науки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.теория структурации   Э.Гидденса 

             После  Второй мировой войны возникла проблема роста и развития социологического знания. Ряд авторов вышел с критикой всех парадигм социологии, с обвинением в однобокости и субъективности. Сторонники интерпретивной парадигмы попытались соединить исследование общества с помощью институтов с исследованиями, отталкивающимися от поведенческой стороны индивидов. Как следствие возникло и название – «объединительная парадигма».

             В этой связи существенный интерес представляет теория структурации британского социолога Э. Гидденса ("Элементы теории структурации").

        Основные положения: функционализм и структурализм исходят из натурализма и склонны к объективизму. Они подчеркивают преобладание социального  целого над его индивидуальными чертами Социальная деятельность является повторяющейся, она не создается социальными интересами, а лишь воспроизводится теми средствами, которыми они расширяют себя. Для описания человеческой деятельности необходимо знать о тех формах жизни, в которых происходит деятельность. Человек, живущий в обществе, имеет цель и действует согласно собственным причинам, его деятельность - это постоянный поток поведения во времени. Теория структурации исходит из временности. Пространство и время создают практики. Гидденс использует понятие рационализация действия - способность индивидов поддерживать понимание оснований своей деятельности. Мотивация - потенциал действия. Мотивы относятся к действию, если они не рутинны, большинство же повседневных действий напрямую не мотивированы. Теория структурации - онтологическое обрамление для изучения социальной деятельности человека. Изучать структурацию социальной системы значит изучать способы, которыми эта система организуется и воспроизводится во взаимодействии. Главная задача- рассмотрение объективных и субъективных сторон социальной реальности или дуальности. Гидденс описывает 3 центральных конструкции:

         1) структура - набор правил, относящихся к трансформации практик. Дуальность структуры заключается в том, что эти правила и результат и условия деятельности индивидов, субъект создает и воспроизводит правила, структура принуждает и дает возможности, внутри и вне субъекта.

        2) система - устойчивые совокупности действий индивидов или групп, представленные как соц. Практики

        3) структурация - условие, которое задает последовательность и изменчивость структуры.

     Субъект действия, действуя намеренно, производит ряд последствий, которые не всегда себе представляет. Эти последствия  становятся условиями следующего действиями индивида, вызывающего очередные непредвиденные последствия. Эти причинные петли, где непредвиденные последствия становятся первоначальными условиями деятельности индивидов.

          В итоге можно сказать, что  его теория исходит из того, что в общественной жизни действия и структуры неразрывно связаны и не существуют друг без друга. Именно социальные действия создают и воспроизводят социальные структуры, а эти последние во многом обуславливают соц. действия. Поэтому социология, как и другие соц. науки, должна иметь дело не с опытом индивида и не со всеобщими социальными формами, а с социальным опытом, упорядоченным во времени и пространстве, в основе которого лежит человеческая деятельность. Соцпрактики "одинаковы" в определенном времени и пространстве благодаря рефлексивности агентов, которая трактуется Гидденсом как "мониторинг течения соц. жизни". В свою очередь индивиды, усваивая в ходе социализации законы и навыки соц. деятельности", обеспечивают повторение соц. практик, что и делает возможным их типизацию и научный анализ.

     И здесь он выступает как против волюнтаристов, отрицающих или принижающих  влияние условий среды, так и  против детерминистов, игнорирующих или  недооценивающих роль и значение воли и желаний субъекта в этой деятельности. Против этих крайностей и была направлена его концепция взаимосвязи и органического сочетания соц. структуры и соц. действия. Гидденс считает, что необходима объединительная парадигма, а не полюсные подходы. 

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ П. БУРДЬЕ 

          Теория Пьера Бурдье возникла из желания преодолеть то, что автор считает ложным противопоставлением объективизма и субъективизма, или, как он выражается, «абсурдной враждой между индивидом и обществом». Как пишет Бурдье, «самый основательный стимул, направляющий мое творчество, заключался в преодолении» оппозиции объективизм/субъективизм.

          В определении и изучении сути социальных отношений Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода:

        1) структурализм - в социальной системе существуют объективные структуры, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления

        2) конструктивизм - действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, "формируют социального агента как истинно практического оператора конструирования объектов".

        Центральными в социологической теории Бурдье являются понятия "габитус" и "социальное поле", посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных реалий. Данная теорема позволяет изучать характер социальных практик в контексте.

     В самом общем виде сам Бурдье представляет её следующим образом:

     Габитус  х   капитал  + поле = практики 

     По  Бурдье, объективная социальная среда производит габитус - "систему прочных приобретенных предрасположенностей"; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов.

     Как правило, эти предрасположенности  не предполагают сознательной нацеленности на достижение определенных целей, ибо на протяжении длительного времени они формируются возможностями и невозможностями, свободами и необходимостями, разрешениями и запретами.

     Габитус позволяет в социальных практиках  связывать воедино прошлое, настоящее и будущее.  Концепция габитуса обосновывает методологические принципы прогнозирования будущего через преодоление антиномии - детерминизма и свободы  сознательного и бессознательного, индивида и общества.

     Для того чтобы обозначить средства, с помощью которых агенты могут удовлетворять свои интересы, Бурдье вводит понятие капитал. Капиталы можно представить как эквивалент понятию ресурсы, используемого Э. Гидденсом.

Информация о работе Объединительные парадигмы Э.Гидденса и П.Бурдье