В системе
социально-психологических функций
инновационного менеджмента мотивация
выполняет важную задачу стимулирования
сотрудников к качественному
выполнению делегированных задач в
пределах принятых ими полномочий.
Известно,
что позитивное или негативное отношение
сотрудника к работе влияет на характер
результатов его труда. В инновациях
персонифицированный характер труда
разработчиков естественным образом
усиливает значение психологических
факторов в управлении. Менеджер при
организации инновационной деятельности
кроме распорядительных решений
должен создать условия, побуждающие
всех участников к продуктивному
сотрудничеству и достижению наивысших
результатов.
Отсутствие стимулов к совместной
деятельности или недостаточное
внимание к мотивации труда
способно разрушить самые современные
и перспективные организационные
построения.
Конкретное
решение задач мотивации в
инновационной деятельности зависит
от принятой концепции её построения
на предприятии, моделей поведения
участников инноваций в трудовом
процессе, форм стимулирования труда
и ряда других факторов.
Содержательные
концепции мотивации, основы которых
развиты в работах Абрахама Маслоу, Дэвида
Мак-Клелланда, Фредерика Герцберга, исходят
из классификации потребностей, побуждающих
людей к мотивационному поведению, связанному,
прежде всего с объемом и содержанием
работы. Содержательные концепции мотивации
исходят из того, что потребности и связанные
с ними факторы определяют поведение людей
и их отношение к работе.
Сложность
реализации содержательной концепции
мотивации в инновационном менеджменте
связана, прежде всего, со специфическим
характером труда в инновационной
сфере.
Процессуальные
концепции мотивации, отраженные в
работах Виктора Врума, Лаймана Портера,
Эдварда Лоулера, Ричарда А. Гендерсона
и др., основываются на том, что поведение
личности определяется не только потребностями,
но и восприятием ситуации и ожиданиями,
связанными с возможными последствиями
выбранного типа поведения.
Современные
процессуальные концепции в большей
степени соответствуют специфике
инновационной сферы и используют
мотивационные механизмы, стимулирующие
достижение целей и получение
удовлетворяющего вознаграждения.
В соответствии
с процессуальной концепцией мотивации
люди по-разному и сугубо индивидуально
оценивают одинаковое вознаграждение
за равную работу в зависимости от
индивидуальных потребностей и ожидаемой
ценности вознаграждения.
Мотивация
инновационной деятельности представляет
собой постоянно повторяющийся
процесс, содержащий три основные стадии:
выбор и характеристика объекта
мотивации, построение альтернативных
вариантов мотивации и принятие
мотивационного решения.
Характеристика
объекта мотивации должна выявить
существенные аспекты мотивационного
механизма, связанные с определением
системы ценностей для него. При
этом необходимо выделить два аспекта
деятельности: индивидуальные, личностные
мотивы труда сотрудника и условия
его труда, предоставляемые ИП при
проведении инноваций.
Трудовые аспекты должны отражать
характер поручаемых задач, подчиненность
сотрудника, режим и пространственные
условия работы. В случае выявления
противоречий в трудовых и
персональных аспектах деятельности
сотрудника следует принять меры
к их сочетанию. В противном
случае в дальнейшем не удастся
создать гармоничный механизм
мотивации.
Последствия
уже случившихся инноваций – следует помнить, что инновация является
не только конкретным изменением, но и
социально-культурным феноменом сама
по себе. Суть его в изменении существующих
форм и структур. Последствия реализации
инноваций определяют отношение и к инновациям
как таковым, то есть к необходимости и
допустимости изменения. И, соответственно,
влияет на восприятие последующих инноваций
во всех сферах.
Поскольку
инновации открывают новые перспективы
изменения гибкости на изменение
спроса и предложения, т.е. идет замена
старого — новым, это объективно
порождает социальные противоречия.
Дело в том, что преобразования, как
правило, затрагивают интересы людей,
их планы, ожидания. Чем радикальнее и
масштабнее проводимые изменения, тем
чаще они вызывают противоречия и конфликты,
порождаемые борьбой старого и нового.
Всякое нововведение связано с разработкой,
«пробиванием», распространением и использованием
новшеств в производстве. При этом возникает
противоречие между сторонниками и противниками
нововведения. Причина этого кроется в
различии результатов и последствий нововведений
для социальных групп работников с одной
стороны, и организации в целом — с другой.
Объективно между ними будут возникать
достаточно противоречивые взаимоотношения.
Так, возможны ситуации, когда нововведение
выгодно предприятию (организации в целом),
но не отвечает интересам отдельных групп
его работников, или наоборот — невыгодно
предприятию, но устраивает те или иные
группы работников. Конфликты, которые
возникают в результате нововведений
в организации, как и все остальные, могут
носить частично функциональный, а частично
дисфункциональный характер. Конфликты
могут, как облегчать, так и затруднять
внедрение новшеств. При этом работники,
активно сопротивляющиеся нововведению,
становятся участниками конфликта. Инновационный
конфликт можно трактовать как противодействие
между сторонниками нововведения (новаторами)
и противниками (консерваторами), что сопровождается
переживаниями отрицательных эмоций по
отношению друг к другу. В настоящее время
глубокому всестороннему исследованию
инновационных процессов в экономической
науке уделяется большое внимание. Вопросы
степени влияния инноваций на продолжительность
инновационных процессов, цикличность
возникновения инновационных конфликтов
рассматривались в трудах С. Кара-Мурзы,
Н. Кондратьева, Г. Менша [1]. Так как в вопросах
повышения эффективности деятельности
инновации являются неизбежным процессом,
чем значительнее при их реализации организационные
изменения на предприятиях, тем сильнее
заявляют о себе психологические охранные
механизмы сотрудников. Эти механизмы
запускают процесс, противоположный изменениям
– сопротивление, которое является причиной
конфликта. Вероятность конфликта во время
введения инновации растет пропорционально
масштабности инноваций. Масштабные инновации
включают большое количество людей с различными
интересами в инновационный процесс, что
увеличивает частоту конфликтов. Радикальность
инноваций повышает вероятность и остроту
конфликтов. Быстрый процесс инноваций,
как правило, сопровождается возникновением
конфликтогенов. В процессе инновационного
конфликта новаторы рассчитывают на улучшение
работы предприятия и личной жизнедеятельности
в результате внедрения инновации. Консерваторы
опасаются того, что жизнь и работа станут
хуже. Позиция каждой из этих сторон может
быть достаточно обоснованной. В борьбе
новаторов и консерваторов могут быть
правы и те, и другие. Большинство конфликтов
между новаторами и консерваторами (66,4%)
происходит во время осуществления управленческих
инноваций, каждый шестой - педагогических,
а каждый десятый - материально-технических
инноваций. Чаще всего (65,1%) эти конфликты
возникают на стадии внедрения новшеств
[2]. Технические инновации наиболее благополучны
с точки зрения возникновения негативных
последствий их внедрения. В социальных
инновациях не столь очевидны и доказательны
преимущества, как в случае с техническими
нововведениями. Для социальных инноваций
существует сложность с подсчетом их эффективности.
Также для них расходы денежных средств
могут быть относительно небольшими, по
сравнению с техническими или другими
видами инноваций, но это не означает подлинной
дешевизны социальных нововведений. Одним
из ключевых факторов успеха и неудачи
при внедрении инноваций является скорость.
Планирование изменений предполагает
определение сроков и бюджета, распределение
ответственности. Очень часто из-за отсутствия
постоянного мониторинга по ключевым
показателям, позволяющего понять, как
идет процесс внедрения, инновации затягиваются.
И чем больше растягивается инновация,
тем меньше шансов на то, что она будет
успешна.
Информационные
и коммуникационные процессы – с одной стороны влияют на координацию
управленческих решений, являются базой
для обучения и познания, координировать
восприятие инноваций. С другой стороны
интенсивность коммуникации и обмена
информацией в обществе облегчает внедрение
любых инноваций.
Коммуникационный процесс –
это обмен информацией между
отдельными людьми или группой лиц.
Основная цель коммуникационного процесса
- это обеспечение понимания посланного
сообщения. В процессе обмена информацией
есть четыре основных обязательных элемента:
отправитель, лицо, собирающее информацию
и передающее ее;
сообщение, сама информация, представленная
в той или иной форме;
канал, или средства передачи информации;
получатель, или лицо, которому предназначена
информация и который интерпретирует
её.
Научные концепции общественного
развития на современном этапе ориентированы
на исследование различных подходов
к оценке возможностей и перспектив
инновационных трансформаций в
конструировании коммуникативной
реальности, в развитии духовного
потенциала личности в условиях информационного
общества [17], информационной цивилизации, общества
знаний.
Последнее понятие довольно часто
используется в современной философской
и научной литературе для конкретизации
всего объема количественных и качественных
изменений социальной среды под
влиянием информационно-коммуникативных
процессов постиндустриальной цивилизации.
Особая роль в становлении общества
знаний принадлежит университетам
как центрам науки и культуры,
конструирующим новый образ социальной
реальности с целью усиления положительного
эффекта инновационных трансформаций
в науке, образовании, производстве
и т.д. Формирующиеся тенденции
в развитии современных коммуникационных
процессов способствуют изменению
духовно-нравственной регламентации
поведения человека в зависимости
от особенностей и потребностей цивилизационного
развития общества.
Культура, общество и личность, условием
существования и воспроизводства
которых является коммуникативное
взаимодействие, не могут существовать
в полном соответствии с требованиями
своего времени без приобретения
опыта коммуникативного поведения;
последнее осваивается под влиянием
социокультурных факторов и ценностных
установок, порождаемых совершенно
новыми цивилизационными условиями.
Особенностью коммуникационного
пространства современной цивилизации
является разрушение былой замкнутости
его систем под влиянием формирующегося
общедоступного информационного поля
и усиление тенденций виртуализации
социальной реальности.
Особенность
инновационной системы и структуры – то есть
сама структура институтов порождающих
инновации, из детерминированность другими
институтами общества, внутренняя организация,
связь с институтами, реализующими инновации.
Создание
и развитие национальной инновационной
системы является ключевым этапом современной
модернизации экономики и оценивается
как одно из приоритетных направлений
государственной экономической
политики. В то же время слабость
современной национальной инновационной
системы является основным барьером
для повышения уровня инвестиций
в инновации как белорусского,
так и зарубежного происхождения.
В процессе
создания и развития национальной инновационной
системы основные усилия государства
и хозяйствующих субъектов должны
быть сосредоточены на формировании
эффективного нормативного обеспечения,
в первую очередь, в вопросах защиты
интеллектуальной собственности, а также
на создании действенных механизмов трансформации
научных исследований в инновационно
привлекательные инвестиционные проекты.
Роль государства для решения данной проблемы
выражается в разработке программ стимулирования
научных исследований и разработок, создания
инновационных центров и кластеров, формирования
благоприятной правовой и фискальной
среды для развития инновационных предприятий
и повышения их инвестиционной привлекательности.
Субъекты инновационной деятельности
решают вопросы оценки и управления собственным
инновационным потенциалом, человеческим
капиталом.
Только
государство располагает достаточным
объемом ресурсов для стимулирования
инновационной деятельности и создания
3 предпосылок для перехода национальной
экономики на путь модернизации. В
современных условиях, роль государства
не сводится только к регулированию
отношений и бюджетному финансированию
проектов. В настоящее время роль
государства существенно шире, причем
не только из-за набора решаемых задач,
но и за счет существенной диверсификации
инструментов поддержки инновационной
деятельности. Также существенно
возрастает значимость государства
как системы трансформации социальных
вызовов в стратегические задачи
развития экономики. Представители
инновационного бизнеса получают стратегические
установки в форме целевых
макроэкономических индикаторов и
ориентиров развития.
Проблемам
формирования и развития инновационной
инфраструктуры были посвящены труды
многих современных отечественных
и зарубежных авторов, однако в данных
исследованиях основное внимание авторов
было сосредоточено на уточнении
функций государства по формированию
и развитию инновационной инфраструктуры,
оценке эффективности государственной
политики стимулирования инновационной
деятельности.
Можно
сделать вывод о том, что на
сегодняшний день проблема создания
и развития современной национальной
инновационной системы в Беларуси
является крайне актуальной и малоизученной
проблемой национальной экономики.
Национальную
инновационную систему целесообразно
рассматривать в рамках нескольких
подходов: институциональный, субъектный,
процессный, административный. В рамках
институционального подхода основой
построения национальной инновационной
системы являются отношения, возникающие
на макроуровне при создании и
внедрении инноваций в национальную
экономику. Субъектный подход позволяет
анализировать конкретных участников
инновационных отношений. Процессный
подход дает возможность рассматривать
последовательность создания и внедрения
инноваций, а административный - отношения
между государством и участниками
инновационной системы.
В соответствии
с субъектным подходом национальную
инновационную систему целесообразно
рассматривать как совокупность
субъектов, участвующих в разработке,
продвижении и последующей модернизации
нововведений, а также других субъектов,
вовлеченных в этот процесс. Процессный
подход предполагает, что национальная
инновационная система представляет собой
последовательность активностей различных
субъектов, учреждений, юридических и
физических лиц, основной деятельностью
которых является участие в научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и коммерческих
работах по созданию инноваций.
В рамках
административного подхода национальную
инновационную систему можно
рассматривать как систему взаимодействия
государственных и коммерческих
субъектов для установления в
соответствии с законодательством
условий бюджетного, налогового, таможенного,
антимонопольного и технического регулирования
инновационной деятельности.
Выявление
сущности ключевых элементов и структуры
общего механизма национальной инновационной
системы позволяет представить
обобщенную модель взаимосвязи основных
субъектов в рамках инновационной
инфраструктуры. Масштаб и уровень
развития отдельных составляющих, характер
прямых и обратных связей между ними
определяют различия в инновационных
системах разных стран. Очевидно, формирование
национальной инновационной системы
происходит индивидуально для каждой
страны и определяется сложившимися
социально-экономическими отношениями.
Однако в каждом конкретном случае
могут быть использованы отдельные
подходы и инструменты, доказавшие
свою эффективность в других странах.
Непременным
участником инновационного процесса является
государство, выполняя одну из важнейших,
ответственейших и квалифицированных
функций, требующих высочайшего
профессионализма, стратегического
мышления и усилий со стороны руководителей
государства, его органов и государственных
служащих, инновационно-стратегическую
функцию.