Объективные факторы восприятия и оценки инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:57, реферат

Краткое описание

Суть инноваций – изменение той среды, из которой они произошли. Готовность к таким изменениям и составляет объективные факторы восприятия и оценки инноваций. Можно привести следующие факторы:
1. Культура.
2. Организационные факторы.
3. Уровень развития науки, техники и технологии.

Содержание

Культура 2
Организационные факторы 4
Уровень развития науки, техники и технологии 6
Состояние экономики 7
Международное сотрудничество и конкуренция 8
Территориальные особенности 10
Система стимулирования и мотивации инновационной деятельности 11
Последствия уже случившихся инноваций 13
Информационные и коммуникационные процессы 14
Особенность инновационной системы и структуры 15
Специфика инновационной политики 18
Использованные источники: 20

Вложенные файлы: 1 файл

doklad.docx

— 55.93 Кб (Скачать файл)

Благоприятный инновационный климат включает определенные преференции для участников инновационного процесса: компенсации повышенных затрат периода освоения принципиально  новой техники и технологий; налоговые  и таможенные льготы для участвующих  в реализации стратегических приоритетов; льготные кредиты для осуществления  инновационно-инвестиционных проектов; систему страхования инновационных  рисков и др.

Поскольку для описания национальной инновационной  системы используются различные  подходы, очень трудно бывает оценить  эффективность системы в целом. Среди множества показателей, используемых в различных методиках оценки эффективности национальной инновационной  системы, можно выделить совокупность основных индикаторов, которые позволяют  составить общую картину уровня и условий развития инновационной  системы страны:

1) показатели  достигнутого уровня научно-технического  развития;

2) качественные  показатели развития рыночных  институтов и законодательства;

3) образовательный  уровень работников;

4) финансовые  показатели;

5) показатели  передачи и использования знаний.

 

Специфика инновационной политики – «вершина айсберга» представляющая собой соединение культурных, организационных, технологических, территориальных и международных факторов, итогом которого является создание правовой базы инновационной деятельности, а также деятельность государства как субъекта инновационного процесса.

В современных  условиях все процессы применения новых  знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации  направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.

Процесс внедрения инноваций охватывает практически все стороны деятельности предприятия. Сам поиск эффективных  организационных форм управления инновациями  основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

Итак, инновационная политика — это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность — целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия (фирмы) к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.

Сама  инновационная политика характеризуется  ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов  в экономике, увеличению размеров рынка  и удовлетворению существующих и  возникающих потребностей.

Перестройка экономики на рыночных принципах  в нашей стране требует обеспечения  мирового класса качества производимых товаров, своевременного обновления продукции  предприятиями и максимальной заинтересованности внедрения нововведений; высокой  инновационной активности на базе собственного развивающегося потенциала. Вместе с  тем мировая практика показывает, что государственная поддержка  инновационной политики объективно необходима.

В настоящее  время эффективность инновационной  политики предприятия определяется прежде всего наличием отлаженной системы  инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно  к инновационной сфере научных  разработок.

В большинстве  развитых стран регулирование и  стимулирование инновационной политики происходит в основном через национальные исследовательские программы и  различные уровни государственного участия. Основополагающим критерием  разработки программ является добровольное участие государства, корпораций и  фирм, при этом каждый участник руководствуется  собственными интересами. Эффективность  использования этих программ для  концентрации национальных ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса особенно показательна на опыте экономики Японии. Поскольку Япония располагает минимумом собственных природных ресурсов, правительство страны рассматривает научно-инновационную политику в качестве важнейшего средства стимуляции общего роста экономики и повышения международной конкурентоспособности страны. Политика Японии концентрируется на экспорте продукции с целью завоевания торгового лидерства в спектре наукоемкой продукции, позволяющей иметь большую долю добавочной стоимости. Следует отметить, что японское правительство не управляет промышленными разработками в директивном порядке, здесь скорее существует взаимное партнерство между звеньями государственного аппарата и секторами промышленности, основанное на прагматических решениях, взаимном уважении, согласованной деятельности, направленной на достижение общих целей.

Опыт  государственной поддержки инновационной  деятельности в развитых странах  показывает, что именно государство  должно разрабатывать такую инновационную  политику, которая обеспечивала бы эволюционный путь к современному рынку.

Преодоление объективной ограниченности рыночного  механизма в интенсификации инновационных  процессов требует усиления роли государства в этой области. Оно  должно обеспечить выбор приоритетов  научно-технического развития и производства новых знаний и технологий. Вне  регулирующей роли государства многие аспекты инновационной деятельности предприятий не в состоянии обеспечить эффективное использование рыночного  механизма.

Возрастание роли государства в развитии инновационной  сферы обусловлено также специфическими условиями окружающей действительности. Глубокий системный кризис, сопровождающийся спадом производства, требует от государства  больших усилий в решении проблем  научно-технического развития, ликвидации хронической нехватки средств у  предприятий, поддержании инвестиционной и инновационной активности. Использование  регулирующей роли государства вызывается в большей мере усложнением объекта  регулирования, активизацией инновационных  процессов — как отличительной  особенности современного этапа  развития инновационной сферы и  их неуклонно возрастающей ролью  в обеспечении экономического роста  и конкурентоспособности микроэкономических агентов и национального хозяйства.

Инновационная политика основывается на таких принципах, как приоритетность инновационного производства; экономичность инновационного производства, предполагающая последовательный учет в практике управления производительного  характера функционирования прикладной науки, определяющей не только самоокупаемость  инновационного производства, но и  его прибыльность, коммерческий успех  на рынке; гибкость инновационного производства, означающая, что управление должно обеспечивать свободу действий субъектов  инновационной деятельности, отказ  от жесткой регламентации, поощрение  предприимчивости.

Существенным  фактором в инновационной политике является, то, что используемые им нововведения ограничены по времени рыночными  циклами, т. е. тем пределом времени, когда это нововведение имеет  рынок сбыта, после которого экономический  и технологический потенциал  нововведения исчерпывается и необходимо своевременное переключение ресурсов для внедрения в производство других нововведений.

В условиях развитых рыночных отношений инновационная  политика характеризуется полной экономической  самостоятельностью и юридической  свободой в принятии хозяйственных  решений, т. е. предприятие само решает, какие ресурсы использовать, само определяет объем производимой продукции  и ее цен). Самостоятельность хозяйственной  деятельности предприятия означает, что оно ни от кого не получает безвозмездной  помощи и несет материальную ответственность  за все свои решения, т. е. действует  и принимает хозяйственные решения  в рамках своего бюджета. Известно, что в условиях рыночной экономики  источником прибыли является не только возможность изменения цен или  экономия затрат, но и своевременное  обновление продукции, появление на потребительском рынке продукции, отличающейся новизной от существующего  товара. В этом случае предприятия  инноваторы получают добавочную прибыль  за монополию на знания (так называемую «научно-техническую ренту»).

Использованные  источники:

 

  1. Кара-Мурза  С.  Куда идет Россия. Белая книга реформ / С. Кара-Мурза, С. Батиков, С. Глазьев. – М.: Политкнига, 2008. – 448с.
  2. Сироткин С.В. Совершенствование методов прогнозирования в инновационной деятельности / С.В. Сироткин // Управление общественными и экономическими системами, 2006. - №2.
  3. Чеченов X. Д. Формирование инновационной системы: реалии и перспективы. // Новая экономика.
  4. Гольдштейн Г. Я. Стратегические аспекты управления НИОКР. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.
  5. Смит А. Теория абсолютных преимуществ.
  6. Портер М.Е. Конкуренция. – СПб., М., Киев: Изд. дом "Вильямс", 2000.
  7. Тычинский А. В. "Адаптивные методы управления НИОКР как конкурентным фактором в условиях глобальной конкуренции". – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002
  8. Глазьев С., "Конкурентные преимущества и слабости России в контексте глобальных тенденций экономического развития: стратегия роста". Доклад, 1997.
  9. Н.И.Иванова Наука в национальных инновационных системах// Инновации - 2005 - № 3
  10. Е.А. Монастырный Структурная модель инновационной системы // Инновации. – 2005. – №8, с. 49-54.
  11. Е.А. Монастырный Методологическое обеспечение процессов формирование региональной инновационной системы // Инновации. – 2006. – №8, с. 98-101.
  12. «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области» (2001 – 2005 гг.). Томск. НТЛ. 2006 г.
  13. А.Ф.Суховей, И.М.Голова.  Сохранение отраслевой науки как необходимого элемента отечественной инновационной системы// Инновации, 2003-№5- с 26-28
  14. Глобальный инновационный индекс ВКГ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.globalinnovationindex.org.
  15. Княгинин В.Н. Возможно ли новое поколение программ инновационного развития регионов? «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.csr-nw.ru/content/library/default.asp?shmode=8&ids=46&ida=2277.
  16. Котов Д.В. Инновационное состояние социально-экономических систем: теория, практика, управление развитием: монография. – Уфа: Изд-во «Нефтегазовое дело», 2010. – 253 с.
  17. Соколов А. В. Три лика информационного общества // Культурологический журнал [Электронный ресурс].2011. 2 (4). URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/55.html&j_id=6

 

 

 


Информация о работе Объективные факторы восприятия и оценки инноваций