Объяснение современных процессов в сфере управления через призму социологических идей Гербера Спенасора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2014 в 08:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является объяснение современных процессов в сфере управления через призму социологических идей Г.Спенсера.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
-анализ формирования мировоззрения Спенсера; социальных, естественнонаучных и идейно-политических.
-анализ проблемы власти через труды Г.Спенсера.
-анализ преломлений теорий управления классика в современном российском обществе

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая на Пять!!)).docx

— 57.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность изучаемой темы.

В современной России происходит процесс демократизации общественной жизни. Основная цель изменения российского социума заключается в том, чтобы создать необходимые условия для его постепенного органического соединения в общее русло мирового постиндустриального развития. В наше время становится все более очевидным, что методы, несущие революционное решение социального прогресса, исчерпали себя. Более того, они несут в себе угрозу тяжелых  конфликтов, как международных, так и в рамках одной общины.

Большое влияние на общественно-политическую мысль своего времени, оказали идеи Г.Спенсера. Своей уникальной научной эрудицией, убежденностью в непреодолимости закономерностей социальной эволюции и историческом возвышении гражданского статуса человека, нравственной личности, разработкой конкретных поисковых социологических технологий Г.Спенсер внес существенный вклад в становление и развитие социологии.

Его творческое наследие составили труды, включающие в себя: «Основные начала» (1862), «Основная биология» (1864-1867), «Основная психология» (1870-1872), трехтомный труд «Основная социология» (1876-1896), «Грехи законодателей» (1884), «Основание этики» (1879-1893), Социология, как предмет изучения»(1903).

Его теоретические подходы в области форм механизмов управления, не утратили значимость и в наше время. Между тем, специальному исследованию социологических идей Г.Спенсера в последние годы не подвергались в России. Этим и обусловлена актуальность предлагаемой работы.

 

Цель и задачи исследования.

Целью курсовой работы является объяснение современных процессов в сфере управления через призму социологических идей Г.Спенсера.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

-анализ формирования мировоззрения  Спенсера; социальных, естественнонаучных и идейно-политических.

-анализ проблемы власти через  труды Г.Спенсера.

-анализ преломлений теорий управления  классика в современном российском  обществе

Объектом исследования выступает научное творчество Спенсера, его теоретические разработки о процессах  в сфере управления.

Предметом исследования является преломление этих теорий в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ГЛАВА. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГЕРБЕРА СПЕНСЕРА

 

Герберт Спенсер - английский философ и социолог, один из родоначальников позитивной социологии1. Его взгляды сформировались под влиянием идей Ч. Дарвина2. В свете эволюционно-органического подхода главной задачей индивидов являлось самосохранение и адаптация к социальным системам. Согласно Спенсеру, своеобразие социальных макроорганизмов заключается в том, что каждый из них состоит из определенного количества относительно автономных элементов и этим отличается от биологических организмов. Данное обстоятельство рождало важное требование, суть которого заключалась в том, что социальная система не должна поглощать и растворять в себе отдельную личность.

 Спенсер в целом не настаивал на необратимости развития общества над предопределенным этапам. Наоборот, он придерживался мнения, что они развиваются как ответ на их социальное и естественные, природное окружение.

Человек становится социальным существом в ходе длительной эволюции первобытных сообществ в надорганические социальные системы. Спенсер считает численный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальной организации, которая в свою очередь способствовала бы выработке и развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков.

 Эволюционная  теория Спенсера благодаря включению  в нее факторов застоя и  регресса становится, несомненно, более  гибкой, хотя и теряет свою  цельность. Спенсер, особенно в ранних своих работах, изображает процесс эволюции неослабевающим, неизменным и постоянно присутствующим.

 Г. Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Англии. Получив техническое образование, он почти десять лет проработал инженером на железной дороге. В свободное от работы время Спенсер продолжил самообразование и начал публиковать научные работы. В 1848 году он становится редактором журнала «Экономист», в котором публикует ряд своих работ. Так началась его карьера как  ученого. Однако Спенсер никогда не защищал диссертаций и не имел ученых степеней.  Особый интерес для Спенсера представляло сравнительно-историческое изучение стадий развития различных обществ. Результатом чего стало многотомное исследование, как древних, так и современных ему обществ. Среди других наиболее известных работ ученого: «Социальная статика», «Синтетическая философия», трехтомный труд «Принципы социологии», «Изучение социологии», «Грехи законодателей», “Личность и государство”, «Принципы этики». Спенсер подобно О. Конту3 был очень трудным человеком для окружающих. Ч. Дарвин упрекал его в нежелании читать труды других исследователей. Сам Спенсер по этому поводу говорил: «Всю мою жизнь я был мыслителем, а не читателем». Это, несомненно, сказалось на характере ряда высказанных идей ученого. Некоторые из них столь радикальны, что не могут быть приемлемы современными социологами.

 Умер Г. Спенсер 8 декабря 1903 г.

 

1.1 ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИ

По словам Г. Спенсера, социология есть наука об «изучении структурных и функциональных изменений, которые проходят общества». По существу ученый предопределил зарождение и становление структурного функционализма4 в социологии. В принципе Спенсер воспринял позитивизм О. Конта. Однако противоположность Конту он сделал акцент не на использовании достижений физики, но, прежде всего, биологии и психологии. Так, ученый исходил из того, что все социальные действия, в конечном счете, детерминированы основными биологическими законами, которые предопределяют жизнь и поведение людей. По его мнению, биологические и социальные организмы развиваются по общим принципам, что проявляется в тенденциях их развития, в характере взаимовлияния структур и функций. Из психологии Спенсер взял постулат о том, что процесс обучения индивида одновременно способствует развитию контроля над его чувствами и желаниями.

На этом основании ученый делает вывод, подтверждая его  и эмпирическими данными, о том, что современные люди более альтруисты, чем люди, жившие в примитивных обществах. Социолог особо изучал пристрастия, которые невольно могут проявляться при проведении эмпирических исследований. В частности, он отмечал, что пристрастие может быть вызвано следующими факторами: образованием, патриотизмом (или антипатриотизмом), социальным положением исследователя, политическими предпочтениями, религиозными взглядами. В этой связи Спенсер сформулировал и обосновал, по его мнению, основополагающий принцип социологии – «свободы от оценочных суждений», который предполагал разделение того, что есть в действительности, что подтверждается фактами и может быть эмпирически перепроверено другими исследователями, от того, что желательно с позиций социальных групп, политических движений или религиозных (идеологических) воззрений. С момента своего возникновения социология формировалась как ценностно-нейтральная наука.

Последователи Спенсера исходили из того, что ученые-социологи должны быть беспристрастными исследователями, т.е. независимыми от каких-либо идеологических или моральных соображений. За этот принцип до сих пор ратует большинство социологов, видя в нем залог научной объективности, беспристрастного изучения социальных и культурных предметов.

 

1.2 ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕОРИИ СПЕНСЕРА

По мнению Спенсера, все элементы Вселенной – неорганические, органические и надорганические (социальные) эволюционируют в единстве. Социология же призвана изучать, прежде всего, надорганическую эволюцию, которая проявляется в развитие обществ, в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность политических, церковных, профессиональных, обрядовых учреждений. Она исследует то, как “постоянно накапливающиеся и усложняющиеся надорганические продукты, вещественные и духовные, образуют новый класс факторов, которые становятся все более и более влиятельными причинами изменений”5

По Спенсеру, эволюция предполагает прогрессивное изменение, развивающееся по трем направлениям:

1) менее связанные формы  общественной жизни становятся  более сцепленными, иными словами, происходит их интеграция;

2) одновременно осуществляется  движение от однородности к  разнородности, т.е. увеличивается дифференциация;

3) наконец, эволюция предполагает  движение от неупорядоченности  к порядку, от неопределенности  к определенности.

 Через призму этих трех критериев – интеграции, дифференциации и определенности – Спенсер рассматривает эволюцию конкретных обществ и их структур. Причем, по его мнению, эволюция одновременно приводит к изменениям, как в структурах, так и в их функциях. Дифференциация структур, например, сопровождается увеличивающейся дифференциацией функций.

Так, на основе этих трех критериев Спенсер выделяет четыре типа обществ. “Общества могут быть распределены, прежде всего, по степени их сложности,

– пишет он, – как простые, сложные, двойной сложности и тройной сложности”6

Для простых обществ характерна несвязность социальных реальностей (отношения между дикарями, которые по существу ничем не отличаются от отношений у животных).

Вторые – сложные общества, в которые присутствует иерархическая система управления, дифференцированная социальная структура, разделение труда.

Третьи – общества двойной сложности. Здесь в политической сфере можно наблюдать более развитые и стабильные правительства. Право отделяется от религии и традиций: “…возникает собрание законов, несомненно, человеческого происхождения; хотя эти законы и обретают авторитет, основанный на уважении к людям, издавшим их, и к поколениям, одобрившим их, однако они не имеют священного характера законов божественного происхождения: закон человеческий дифференцируется от закона божьего”7. Углубляется экономическое разделение труда, что находит проявление в росте сфер научного знаний, искусств и т.д.

Четвертые – общества тройной сложности. По Спенсеру, это наиболее развитые современные страны мира, а также будущие общества, в которых функции государства сведены до “охраны членов общества от возможности нанесения вреда друг другу, причем здесь принимается во внимание не только непосредственный вред, но и вред отдаленный: всякое нарушение равенства”8.

В рамках данной классификации Спенсер подразделяет общества на военные и промышленные. По мере возрастания структурной сложности общества, его военные характеристики уступают место промышленным. Однако принципиально важно подчеркнуть, что Спенсер не допускает однолинейной эволюции от военного к промышленному обществу. Социолог признает возможность общественной регрессии – промышленное общество может приобретать параметры военного, особенно при международных столкновениях. В военном обществе армия и народ слиты воедино, для него характерен тотальный контроль над индивидами, жесткая социальная иерархия, принудительное участие граждан в общественном производстве, которые должны выполнять определенные функциональные обязанности. Все социальные структуры, задействованные в них люди, подчинены, в конечном счете, выполнению военных функциям общества: “Подобно тому как воля солдата настолько подавляется, что он во всех обстоятельствах является простым исполнителем воли своего офицера, так и воля гражданина во всех видах деятельности, как общественной, так и частной, руководится волею правительства” В промышленном обществе структуры и функции более интегрированы, дифференцированы и упорядочены. Принципиально иная система социального контроля предполагает, что люди более свободны в исполнении социальных функций и лишь не должны делать определенные вещи. Управление более децентрализовано и демократично. Общественные отношения основываются на “добровольной кооперации, при котором взаимный обмен услугами не имеет принудительного характера и ни один индивид не подчиняется другому”9 промышленных обществах усиливается социальная и профессиональная дифференциация людей. Вместе с тем, “потребности промышленного типа исключают возможность деспотически контролирующего деятеля”10

Замечу, что в самых общих чертах Спенсер поставил вопрос о непредвиденных негативных последствиях, о латентных (скрытых) функциях политической организации, которая, с одной стороны, “прямо способствует благосостоянию, удаляя те препятствия для сотрудничества, которые возникают из-за антагонизма индивидов”11. Однако, продолжает социолог, с другой стороны, “организация предполагает известные ограничения индивидов, и эти ограничения могут достигнуть таких крайних пределов, что сделаются хуже анархии со всеми её бедствиями. Политический контроль косвенно сопряжен с невыгодами как для тех, в руках которых он находится, так и для тех, над кем он практикуется”12

 

1.3 ЗАКОН ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТИ  ОБЩЕСТВА

В рамках эволюционной теории Спенсер обосновывает закон детерминированности общества усредненным уровнем развития его членов, согласно которому основополагающие структурно-функциональные изменения происходят в обществе лишь по мере того, как адекватные изменения происходят в среднем уровне всестороннего развития его членов. Иными словами, люди в своей массе должны адекватно дорасти до этих изменений в культурном, научном, интеллектуальном, демократическом отношениях. И особенно – в плане жизни в условиях большей интеграции и дифференциации социальных структур, большей упорядоченности общественных отношений посредством неукоснительного следования законам. Также адекватно должна измениться природа человека в направлении смягчения нравов. Закон выживания сильнейших и лучших. Спенсер распространял его не только на отдельных индивидов, но на общества в целом, их структуры и функции. Так, индустриальное общество как более совершенное приходит на смену военному. Социолог приводит многочисленные эмпирические свидетельства тому, что моногамная семья заменила полигамные формы брака именно благодаря утверждению более совершенных отношений между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ГЛАВА. ПРОБЛЕМА ВЛАСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ СПЕНСЕРА

 

«Говорят,  что  человек  состоит  из  беззаконий  и  зачат  в  грехе.  Правда  это  или  нет,  сказать трудно, но несомненно, что правительство создано  для насилия  и с помощью насилия»13

Спенсер абсолютно скептическое имел отношение к законам правительства и законотворчеству: "Закон, приложенный к столь сложному механизму, как общество, редко или даже почти никогда не производит того прямого эффекта, которого ожидали и непременно производит косвенный эффект".14

Взгляды Спенсера на государство и личность основывались на идее справедливости, где он различал два элемента:

Информация о работе Объяснение современных процессов в сфере управления через призму социологических идей Гербера Спенасора