Огюст Конт основоположник социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:58, доклад

Краткое описание

Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология

Вложенные файлы: 1 файл

Социология билеты=.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

Классификация конфликтов. Межнациональные конфликты делятся на внутренние и внешние. Внешние конфликты:

  • с вовлечением аборигенных меньшинств;
  • с вовлечением пришлого населения;
  • с вовлечением насильственно перемещенных меньшинств;
  • возникающие в результате попыток пересмотра отношений между бывшими автономиями и правительствами (Татарстан - РФ);
  • связанные с актами обществ насилия (Ош - Фергана).

Все конфликты можно подразделить:

  • насильственные;
  • насильственные, но поддающиеся контролю;
  • чреватые насилием, т.е. готовые вылиться в насилие;
  • потенциально насильственные, т.е. непроявившие себя, но имеющие в глубине предпосылки к насилию;
  • ненасильственные.

Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические проблемы. Когда эти проблемы не находят разрешения, то возникают этнические конфликты — конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего они связаны со статусными или территориальными претензиями. Значительную роль в таких конфликтах играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей. В современной России национально-этнические конфликты чаще всего носят полит. характер.

 

41.ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В МОРДОВИИ

Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические проблемы. Когда эти проблемы не находят разрешения, то возникают этнические конфликты — конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего они связаны со статусными или территориальными претензиями. Значительную роль в таких конфликтах играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей. В современной России национально-этнические конфликты чаще всего носят полит. характер. Современная социально-этническая ситуация в Мордовии определяется прежде всего тем, что основные проблемы — территориальные и статусные разрешены. Мордовский народ является титульной нацией республики Мордовия.  Мордовия является равноправным субъектом федерации и ее территория закреплена Конституцией РФ и Мордовии. Мордовский язык является одним из двух государственных языков. Но остаются проблемы культурного самоопределения. За долгие годы произошла частичная потеря в популярности мордовского языка, обычно им пользовались только в быту, и в основном в сельской местности. В последние годы открываются школы с изучением мордовского языка. Возрождаются традиции культурных связей со странами угро-финской языковой группы. Приобретают популярность национальные танцевальные и песенные коллективы. Расширяется время вещания на мордовском языке на радио и телевидении, издаются мордовские газеты и журналы, работает национальный театр. Но республика Мордовия — многонациональная республика, в ней проживают русские, татары, мокша, эрзя и многие другие. Представители всех народов имеют равные права. В последние годы в республике открыто несколько мечетей, начато вещание и на татарском языке. Но из-за исторически сложившейся ситуации, например, получить высшее образование на мордовском языке не возможно. В.К. Абрамов считает, что: «мордовская интеллигенция, воспринимая через русский язык и в значительной мере через призму русского менталитета традиционные стереотипы европейской культуры, по сути дела, весьма далеки от мордовского народного мировосприятия, обусловленного особенностями его национального типа. Но тем не менее Мордовия и ее все народы сохраняют политическую и культурную перспективу этнической консолидации.

 

42.СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ, КАТЕГОРИИ, ОТНОШЕНИЯ

Соц. демографическая структура является 3-й среди дополнительных или вторичных видов стратификации (после соц. территориальной и этнической). Она базируется на том, что в любом современном обществе люди имеют разный возраст или разный пол. На все виды стратификации накладывается еще неравенства, связанные с этими признаками. Их 2 — пол и возраст. Социально-демографическая структура складывается из категорий, относящихся к разным поколениям: дети, молодежь, зрелое поколение, старики. Кроме того выделяют женщин и мужчин. По сути социально-демографическая структура состоит из 2 подструктур: возрастной и половой. Люди не равны между собой потому, что они делятся на женщин и мужчин, стариков и детей — в этом заключается стратификация, основание для выделения неравных категорий.

В социологии применительно к возрастным категориям используют 2 термина — поколение, или возрастная когорта. Когорты бывают 3 видов:

  1. люди, родившиеся в каком-то году,
  2. люди, родившиеся в каком-то десятилетии (децильная),
  3. четыре основных поколения.

Термином поколение пользуются говоря о возрастной группе, связанной с каким-либо историческим событием в жизни общества (военное поколение). Но социологи говорят о 4 основных поколениях имея в виду возрастные поколения, различимые по соц. положению и несущих в себе и разные формы культуры, традиций, мировоззрений. Еще в древние времена естественно было, что каждое поколение играло в обществе свою соц. роль. Древнекитайская соц. возрастная градация:

  • до 20 лет — молодость,
  • до 30 — вступление в брак,
  • 30-40 — выполнение гражданских обязанностей,
  • до 50 — возраст познания собственных заблуждений,
  • до 60 — последний творческий период,
  • 60-70 — желанный возраст,
  • после 70 — старость.

В этом не научном, но философском делении проявилась специфика соц. роли занятости, мировоззрения каждой возрастной группы.

В настоящее время выделяют 4 группы, значительно различающиеся между собой по условиям существования, по той роли какую они играют в обществе и по своим ориентациям, предпочтениям, ценностям:

  1. Дети до 15-16 лет. Это поколение соц. зависимое, не способное обеспечивать свою жизнедеятельность самостоятельно. Они обеспечивают себя либо за счет родителей или за счет общества, либо за счет того и др. Дети живут в качестве соц. иждивенцев, но обществом учитывается, что вырастая они возместят затраты. Детство необычайно ответственный момент в жизни любого человека, потому что именно в этом периоде в основном формируются моральные, физические и соц. качества, которые наиболее полно проявляются в зрелые годы.
  2. Молодежь до 30лет, но в разных странах разный предел. Молодежь объективно находится в самом сложном соц.-экон. положении. В этом возрасте разница между объективно возникающими потребностями и объективно доступными возможностями очень велика. Потребности: образование, вступление в брак, создание своего дома, обеспечение семьи и родившихся детей. С другой стороны низкие возможности решить эти проблемы, нет достаточно опыта, не сделана карьера. Это период самых низких доходов и возможностей. Старшее детство и младшая молодость носители и особой молодежной субкультуры. Это время отрыва от родителей, стремления к самостоятельности, что порождает стремление самостоятельности в наиболее доступной сфере — культуре. Молодежная субкультура — это инновационное (новаторское) поведение в моде, лексике, пристрастиях в области искусства, причесок, моды и нередко носит характер контр-культуры, в субкультуре много радикализма. Это возраст конфликта с более старым поколением.
  3. От 30до пенсии — зрелость или среднее поколение. Это главное поколение каждой эпохи, т.к. в его руках все основные рычаги полит., экон. и соц. жизни в свои руки. Это наиболее продуктивный возраст. С одной стороны расплачиваются за детство, с другой — создают резерв на старость. Это наиболее благополучный период из всех 4 возрастов, максимально благополучие достигается именно в этом периоде. Среднее поколение в основном обеспечивает и определяет жизнь общество и жизнь всех поколений.
  4. Старость. Поколение наиболее консервативное, имеется жизненный опыт, старики живут за счет того что наработали за свою жизнь. В разных общество имеются разные традиции и условия для обеспечения жизни стариков. В развитых странах кроме гос пенсий они получают еще страховые пенсионные фонды.

 

43.СОЦИОЛОГИЯ ПОКОЛЕНИЙ

Социология поколений — отрасль социологической науки, исследующей проблемы поколений, исследует поколения как социальную общность. Проблемы различных поколений имеют огромные различия. Например при изучении поколения молодежи рассматриваются проблемы социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процессы социальной преемственности знаний и опыта старших поколений, особенностей образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентацией, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей ее различными группами и т.д.

Типы возрастных поколений в обществе изучаются и демографией и социологией поколений. Существует несколько представлений о типах возрастных когорт:

  1. Первый тип возрастных когорт. Если графически представить нормальное общество, то оно должно представлять собой крутой конус. Внизу — те, кто родится последними. Но практически в таком идеале не существует ни одно общество, и графически возрастные структуры могут изображаться самыми разными фигурами. Это помогает осознать, что проблема рождаемости, количество возрастных когорт имеет многообразные социальные последствия. Еще одной стороной этой проблемы является так называемое эхо рождения — расширенного или суженного. Каждое поколение вступает в детородный возраст или фертильный. Здесь сказывается его численность на численность следующих поколений. Отслеживание годичных возрастных когорт играет очень большую роль, потому, что позволяет прогнозировать за несколько лет и десятилетия вперед. Фертильный возраст играет большую роль.
  2. Вторая категория типа возрастных когорт. Общество особенно в 20в. довольно бурно развивается. И каждые 10 лет рожденные дети попадают в несколько иные условия социализации. Например, — другой образовательный уровень. В 40-е гг. обязательным было только начальное образование, в 50-е — 7-8-летнее образование, в 60-е — обязательное среднее. В разное время в школах вводились разные новации. Существовали различные материальные условия жизни, разная идеологическая система. В 70-е гг. видный американский футуролог Тоффлер написал книгу на эту тему. Интересно изучение с т. зр того, какую социальную память несет каждое поколение.

Традиция нашей отечественной социологии — изучение 4 основных поколений. В настоящее время выделяют 4 группы, значительно различающиеся между собой по условиям существования, по той роли какую они играют в обществе и по своим ориентациям, предпочтениям, ценностям:

  1. Дети до 15-16 лет. Это поколение соц. зависимое, не способное обеспечивать свою жизнедеятельность самостоятельно. Они обеспечивают себя либо за счет родителей или за счет общества, либо за счет того и др. Дети живут в качестве соц. иждивенцев, но обществом учитывается, что вырастая они возместят затраты. Детство необычайно ответственный момент в жизни любого человека, потому что именно в этом периоде в основном формируются моральные, физические и соц. качества, которые наиболее полно проявляются в зрелые годы.
  2. Молодежь до 30лет, но в разных странах разный предел. Молодежь объективно находится в самом сложном соц.-экон. положении. В этом возрасте разница между объективно возникающими потребностями и объективно доступными возможностями очень велика. Потребности: образование, вступление в брак, создание своего дома, обеспечение семьи и родившихся детей. С другой стороны низкие возможности решить эти проблемы, нет достаточно опыта, не сделана карьера. Это период самых низких доходов и возможностей. Старшее детство и младшая молодость носители и особой молодежной субкультуры. Это время отрыва от родителей, стремления к самостоятельности, что порождает стремление самостоятельности в наиболее доступной сфере — культуре. Молодежная субкультура — это инновационное (новаторское) поведение в моде, лексике, пристрастиях в области искусства, причесок, моды и нередко носит характер контр-культуры, в субкультуре много радикализма. Это возраст конфликта с более старым поколением.
  3. От 30до пенсии — зрелость или среднее поколение. Это главное поколение каждой эпохи, т.к. в его руках все основные рычаги полит., экон. и соц. жизни в свои руки. Это наиболее продуктивный возраст. С одной стороны расплачиваются за детство, с другой — создают резерв на старость. Это наиболее благополучный период из всех 4 возрастов, максимально благополучие достигается именно в этом периоде. Среднее поколение в основном обеспечивает и определяет жизнь общество и жизнь всех поколений.
  4. Старость. Поколение наиболее консервативное, имеется жизненный опыт, старики живут за счет того что наработали за свою жизнь. В разных общество имеются разные традиции и условия для обеспечения жизни стариков. В развитых странах кроме гос пенсий они получают еще страховые пенсионные фонды. Пенсионеры являются социальными иждивенцами, но в большинстве стран существует разветвленная система социального страхования и пенсионного обеспечения.

Социология изучает различные аспекты взаимодействий между поколениями. Например, у поколений разные покупательные способности и запросы. Молодежь охотнее покупает мелочи, но покупает много. Зрелое поколение предпочитает покупать вещи фундаментальные (дом, машину, мебель и т.д.). У стариков самые низкие покупательные интересы, в основном продовольственные. Результатом разных ориентиров, интересов, потребностей поколений являются разные действия в экономической, политической и культурной и социальной сфере. Эту мысль в социологии формулируют и по-другому — разные поколения в обществе играют разную социальную роль. Социальная роль — это набор действий, которые общество ожидает от разных возрастных слоев.

Отношения между поколениями имеют двойной характер. В отечественной социологии их называли обычно преемственностью и конфликтом поколений. В западной социологии — сохранение и передача традиций с одной стороны и инновации с другой стороны. Для нормального развития общества необходимо накапливать опыт самый разнообразный и передавать его следующим поколениям. Если этого не происходит, то каждому следующему поколению придется начинать с нуля. Но если только передавать опыт прошлого, то прогресс не возможен. Необходимо кроме опыта прежних поколений дальнейшее развитие прежнего опыта. Важную роль в передаче опыта предыдущих поколений играет передача мировоззрений и моральных ценностей. Если представить, что в обществе остались только дети, то оно не смогут выжить не только потому, что не обладают знаниями и не смогут пользоваться материальными ценностями (техникой, технологией), но и потому, что не обладают необходимыми моральными качествами, ценностями и мировоззрением (попросту передерутся). В этом заключается ценность старших поколений.

Реально в жизни это противоречие между необходимостью сохранить традиции и вносить новации производит конфликты, которой в конфликте конкретных людей, в производстве между инициатором инноваций и в политике и др. конфликт поколений — неизбежная реальность.

Социальная роль закреплена за поколениями, но иногда отдельные представители выходят за эти рамки.

 

44.СПЕЦИФИКА ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Гендерные исследования пришли из западной социологии и означает исследование групп различающихся по половому признаку или анализом социальной стратификации по половому признаку на макро-, мезо-, и макроуровнях. В рамках самой гендерной социологии существует множество различных теоретических эмпирических подходов, однако их объединяют признание того, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами считаются одним из решающих принципов общества. На западе первой проблемой в области гендерных исследований является проблема гендерной идентификации, т.е. проблема полового самоотождествления. С какого возраста ребенок начинает ощущать и вести себя как мальчик или девочка. Долгое время господствовала теория, согласно которой гендерная идентификация является следствием воспитания. То есть общество постепенно формирует человека, готовит его к определенной роли, т.к. в обществе быть мужчиной или женщиной значит играть определенную социальную роль. Мужчина — сильной, защитник, добытчик, глава семьи, распорядитель, руководитель. Веками мужчины был экономически главой семьи, владельцем богатств семьи. Соц. роль женщины — хранительница домашнего очага, хозяйка, распорядительница по дому, родительница и воспитательница детей, а кроме того еще и украшение дома, показатель определенного престижа. Вторая сторона этой проблемы возникла в связи с вопросом: а есть ли в физиологии человека что-то, что учитывает или предопределяет четкую гендерную идентификацию. Дети, воспитывающиеся вне общества не имеют гендерной ориентации, не идентифицируют себя с определенным полом. Казалось бы, что гендерная идентификация связана с воспитанием, но на самом деле она определяется физиологией человека. Это подтверждается и примерами из жизни свободных обществ, где существуют легально сексуальные меньшинства.

Вторая сторона гендерных исследований заключается в исследовании реальных неравенств между мужчинами и женщинами. Это неравенство очевидно во всех сферах жизни. По данным ООН из 100% частного богатства немногим более 1% принадлежит женщинам, зарплата работающих женщин не превышает 2/3 зарплаты мужчины. Этому есть много причин — разные соц. роли, работа не связанная с большими физическими нагрузками, женщины имеют в мире более высокий образовательный уровень, но рождение ребенка прерывает карьеру женщины в самый важный период.

Социологические и гендерные исследования выявляют многие различия между женщинами и мужчинами в разных сферах и формах общественной жизни, у них разная потребность, ориентация. Для мужчин и женщин выход за пределы традиционных социальных ролей называется феминизацией мужчин и маскулинизацией женщин. Для женщин это связано прежде всего с большей озабоченностью материальным положение семьи, для мужчин — со стремлением найти того, кто бы заботился, опекал его.

 

45.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Одна из сторон гендерных исследований заключается в исследовании реальных неравенств между мужчинами и женщинами. Социологические и гендерные исследования выявляют многие различия между женщинами и мужчинами в разных сферах и формах общественной жизни, у них разная потребность, ориентация. Для мужчин и женщин выход за пределы традиционных социальных ролей называется феминизацией мужчин и маскулинизацией женщин. Для женщин это связано прежде всего с большей озабоченностью материальным положение семьи, для мужчин — со стремлением найти того, кто бы заботился, опекал его.

Неравенство женщин и мужчин очевидно во всех сферах жизни. По данным ООН из 100% частного богатства немногим более 1% принадлежит женщинам, зарплата работающих женщин не превышает 2/3 зарплаты мужчины. Даже в развитых странах Европы, Северной Америки и Азии женщины получают на 7-27% меньше мужчин. Хотя в этих странах уже отсутствуют законы согласно которым за равный труд женщинам платят меньше. Этому есть много причин — разные соц. роли, работа не связанная с большими физическими нагрузками, женщины имеют в мире более высокий образовательный уровень, но рождение ребенка прерывает карьеру женщины в самый важный период. Хотя в большинстве стран уже отменены законы, которые закрепляли неравенство женщин, но происходит столкновение социальных ролей — женщина-мать и женщина-работница. С одной стороны 53% женщин обладают высшим и средним специальным образованием, с другой стороны после замужества их карьера приостанавливается из-за детей или прекращается совсем. Им закрыты многие престижные сферы деятельности (политика, армия, церковь), но в последнее время происходят попытки потеснить мужчин и в этих сферах.

Информация о работе Огюст Конт основоположник социологии