Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:58, доклад
Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология
Все это и ряд частных вопросов, в том числе и прогнозирование Маркса составляет весьма убедительную фундаментальную марксистскую теорию. Эта теория уже в 19в имела популярность, став теоретической базой массовых промышленных партий в разных странах. В 20в, опираясь на эту теорию было совершена социалистическая революция в России, были попытки совершить ее в Германии. В результате длительного процесса был создан могучий социалистический лагерь, поделивший в 20в мир на почти равные части: капиталистический и социалистический. Такого влияния на умы как у марксистской теории пожалуй не было в истории.
В дальнейшем идеи Маркса развивались в нескольких направлениях. Социал-демократические партии Германии, Швеции, Франции создали либеральный вариант без революции. Самый радикальный вариант развития классовой теории Маркса был предложен Лениным. Ленин впервые сформулировал определение классов как, группы людей различающихся:
В определении Маркса «классы — группы людей, из которых одна могут эксплуатировать другую» — достаточно точно отмечены особенности отличающие эти классы. По теории Маркса конфигурацией общества как бы становился треугольник, в котором массивное основание составлял беднейший класс. Чем дальше к вершине, тем более узким и тонким становился промежуточный класс крестьянства и совсем маленькую верхушку треугольника составлял класс буржуазии, которую требовалось свергнуть. В 20в западные социологи стали эволюционировать от теории Маркса, особенно остро ей противостояла американская социология, в том числе и П. Сорокин и Паркинс, и особенно Уортен, затем Гидденс. По мнению этих социологов классическая теория Маркса уже не отражает реальности, т.к. современное западное общество имеет более разнообразную дифференциацию, чем у Маркса и характерные основания. Вебер рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти.
Признаками современных страт американские социологи считают вид или род деятельности и уровень доходов. Они утверждают, что сегодня нет эксплуатации человека, прибыль достигается от эксплуатации машин или идей. А собственность в Америке и других развитых странах есть у всех. Западные социологи к этим 2 основаниям классового деления добавляют еще несколько: уровень образования, власть, место жительства, престиж профессии и ряд более частных особенностей. Конфигурация общества при этом принимает форму ромба, где невелика доля низшего класса и мало богатых (высшего класса), самая большая доля 50-70% приходится на средний класс.
Американский социолог Уорнер предложил следующую классификацию общества:
Высший класс делится на 2 подгруппы:
Средний класс составляют люди, получающий достаточный доход для обеспечения всех нормальных потребностей (жилье, транспорте, отдыхе, здравоохранении). Но средний класс это люди обязательно имеющие собственность (машину, дом, свою фирму), это люди которые работают и хорошо оплачиваемы. Уорнер предложил 3 категории относящиеся к среднему классу:
Низший класс делится на 2 категории:
Это классовая структура, но в обществе существует категории вне структуры — внеструктурные элементы, деклассированные элементы. Также вне классов оказываются и деклассированные элементы, т.е. категории волей общества или сознательно живущие по другим принципам чем все общество — воры, бомжи, нищие и т.д., у которых нет собственности, нет источника доходов, не редко нет и жилья. Некоторые относят их к низшему классу, но большинство считают их вне общества и вне структуры.
Но многие современные социологи считают, что понятие класса для анализа современного российского общества не применимо. Кроме того классификация затруднена из-за большой динамики социальных процессов. В современном российском обществе трудно вычленить такой крупный элемент социальной структуры как класс, здесь более подходит понятие страта или социальная группа. Эти группы могут быть вычленены по разным критериям: по уровню доходов, по месту в системе власти, по роду занятий и т.д. На сегодняшний день можно выделить 5 крупных групп:
29.ОСОБЕННОСТИ КЛАССОВОЙ СТРУКТУРЫ РОССИИ
Исходя из марксисткой теории выделяются классы рабочих, крестьян и буржуазии. Но многие современные социологи считают, что понятие класса для анализа современного российского общества не применимо. Кроме того классификация затруднена из-за большой динамики социальных процессов. В современном российском обществе трудно вычленить такой крупный элемент социальной структуры как класс, здесь более подходит понятие страта или социальная группа. Эти группы могут быть вычленены по разным критериям: по уровню доходов, по месту в системе власти, по роду занятий и т.д. На сегодняшний день можно выделить 5 крупных групп:
Наряду с этим для сегодняшней ситуации в России существует другое разграничение:
Классовая структура нашей страны на современном этапе отличается от общепринятой особенностями:
Маргинализация большой части общества во всех сферах жизни. Маргинализация — это состояние, когда люди не знают кто они в этом обществе, они не идентифицируют себя ни с чем. Маргинализация большой части общества во всех сферах жизни опасна для самого общества. Она препятствует быстрому становлению гражданского общества, основанного на принятии и защите большинством населения демократических ценностей и свобод.
К маргиналам можно отнести освободившихся из мест заключения (не имеющих место жительства, семьи и работы), бомжей, алкоголиков.
30.СРЕДНИЙ КЛАСС И ПРОБЛЕМА ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ
Средний класс — занимает промежуточное положение между полюсами социальной иерархии. Он характеризуется уровнем доходов, социальным статусом, характером потребления, уровнем образования, стилем жизни, фундаментальными ценностями. На основании различных признаков этот класс в свою очередь также дифференцирован по образованию, роду занятий, доходу, культуре и т.д. Средний класс играет стабилизирующую роль в обществе — чем он больше, тем надежнее нейтрализует крайности противоположных сил.
Идея Аристотеля о связи между многочисленностью среднего класса и законной полит. властью нашла подтверждение историей. Именно средний класс в силу своей компетенции заинтересован в демократических формах власти, в развитии мирового рынка и мировой культуре. Большое внимание среднему классу Макс Вебер, ведь в экономически развитых странах именно средний класс есть опора гражданского общества и социальная основа полит. стабильности. Социолог Франк подчеркивал, что социальная ценность средних классов состоит в осознании того, что нельзя обогатиться с помощью каких-либо революционных мероприятий или механических государственных мероприятий. Суть его духовных устоев: экон. благосостояние зависит от трудолюбия, энергии, предприимчивости и образования.
В основном средний класс формируется из высококвалифицированных, подготовленных людей, выполняющие интеллектуальные функции, это научный и управленческий персонал. Относительно существования среднего класса в России имеются разноречивые мнения: нет среднего класса в западном понимании, средний класс есть. Средний класс — стабилизирующий фактор в развитых странах. Потребительские запросы среднеобеспеченных слоев населения во многом определяют развитие экономик. Этот класс — основной хранитель общественных отношений, носитель господствующей идеологии, всей системы ценностей. Средний класс стратегически нацелен на сохранение сложившейся ситуации в обществе и является стабилизирующим фактором. Главные тактические методы среднего класса — компромисс, конформизм, поиск согласия. С экон. точки зрения средний класс — это преобладающая часть экономически активного населения, у которого есть возможность производительно трудиться и воплощать заработанные средства в материальные блага.
Очень трудно и противоречиво происходит формирование главного среднего класса. Если в развитых странах основу среднего класса составляют интеллигенция, то у нас интеллигенция не получает достаточного дохода чтобы считаться средним классом. Мелкие и средние собственники находятся лишь в стадии становления, активно используя и незаконные способы достижения благосостояния, что не способствует укреплению стабильности их положения.