Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:58, доклад
Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология
Конфликты подразделяются на структурные и неструктурные. Первые — неотъемлемая часть нормального развития социальных систем, выступающие как фактор социальных преобразований. Без возникновения и разрешения таких конфликтов немыслимы никакие изменения в обществе и его развитие. Результатом таких конфликтов являются переходы, например, от мануфактурного производства к индустриальному, от феодализма к капитализму, от тоталитаризма к демократии. Этот тип конфликтов коренится в объективных тенденциях общественного развития. Второй тип конфликтов — неструктурных— носит характер событий случайных или субъективно обусловленных, не связанных с объективными процессами развития социальных систем.
В зависимости от сферы действия конфликты подразделяются на соц.-экон., политические, культурные, национально-этнические, религиозные, бытовые и т.д. Соц.-экон. конфликты — это конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, уровня цен, доступа к благам общества и т.д. соц.-экон. конфликты в современной России имеют объективную основу. Они стимулируются переходом народного хозяйства от планово-командной экономики к рыночной и связанной с этим борьбой за перераспределением собственности между различными социальными слоями, обнищанием широких слоев населения, безработицей и т.д. значительную роль в этих конфликтах играет и субъективный фактор: ошибки руководства, перекосы в экон. политике, злоупотребления в экон. сфере.
Политический конфликт — это конфликт по поводу распределения власти. Этот конфликт может носить скрытый характер или открытый. Примером может служить затянувшийся на многие годы конфликт исполнительной и законодательной власти, если до осени 93г он носил скрытый характер, то в 93 вылился в кровавые события.
Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты — конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего они связаны со статусными или территориальными претензиями. Значительную роль в таких конфликтах играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей. В современной России национально-этнические конфликты чаще всего носят полит. характер.
В зависимости от субъектов конфликта они подразделяются на несколько типов: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, внутригрупповые, межгрупповые, государственные и глобальные.
80.ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
Качество жизни — это понятие, включающее в себя целый комплекс показателей, с помощью которых оценивается: уровень жизни населения, т.е. степень удовлетворения рациональных потребностей в благах и услугах, условиях для полноценного развития и т.д.); образ жизни (образовательный уровень, содержание труда, участие в культурных мероприятиях и т.д.); уровень качества жизни (измеряется через состояние здоровья, культурного уровня и т.д.). Итак качество жизни является комплексным показателем, характеризующим состояние общества. Критерием качества жизни является продолжительность жизни. В нашей стране продолжительность жизни в 70-х гг. составляла 72г — это самый высокий показатель в мире. Хотя биологически возможно — 110-120 лет. В настоящее время наиболее высокий показатель по продолжительность жизни у американцев, японцев и некоторых европейцев — выше 70 лет. В нашей стране — 60 лет. В странах слаборазвитых (Африки, Ближнего Востока) 47-48 лет. Существенное сокращение продолжительности жизни в этих странах связано прежде всего за счет высокой детской смертности, массовых инфекционных заболеваний. Накладывает свой отпечаток кризисная ситуация в экономике, военные действия и т.д. Только за 1998г реальные денежные доходы в России снизились на 16,3%. Неблагоприятные условия жизни способствуют повышению смертности и падению рождаемости. За 1990-1998гг по России рост смертности составил 22%, а падение рождаемости — 33%. Важный показатель качества жизни населения — уровень самоубийств. В 1997г по сравнению с 1990 г уровень самоубийств в России вырос на 42%.
В США существует система показателей — индексов, их несколько сотен, характеризующих качество жизни. Последнее десятилетие на основе этих индексов разработана и реализуется программа исследования при Организации Объединенных Наций (ООН) по более чем 500 показателям, характеризующим качество жизни населения разных стран. В начале 90-х проводятся исследования по этим методикам. Весь массив показателей можно сгруппировать в 12 групп: 1) наследственность; 2) место, время рождения, образование; 3) условия и культура дыхания; 4) водно-питьевой режим; 5)физическая культура; 6) питание; 7) нравственно-психологическое состояние; 8) очищение и сон; 9) социальное положение и условия жизни; 10) условия труда; 11) медицинское и лекарственное обеспечение; 12) вредные привычки и воздействия.
По данным мы отстаем от американцев на 14 лет. Американцы выше по двум причинам: а) высокое качество и комфортность медицинского обслуживания, б) система социального страхования покрывает значительную часть расходов на медицинское обслуживание (80% американцев получает медицинское обслуживание за счет страховок). Нас выручает наследственность и экология.
Начиная с 1990г ООН рассчитывает индекс человеческого развития, который позволяет расширить базу сравнительных показателей уровня жизни за счет включения данных как о здравоохранении и образовании, так и о реальных доходах. На основании индекса 1991 г исчисленного за 85-90гг СССР занимал 31 место в рейтинге 160 стран, что позволило ей оказаться в середине списка стран с «высоким уровнем человеческого развития». По результатам последнего доклада, основанного на данных за 95г Россия занимает 72 место в рейтинге 173 стран, что позволило ее отнести к странам со « средним уровнем человеческого развития». Обошли Россию в числе этих стран — Болгария, Польша, Мексика, Турция. Эксперты считают что данные последних лет предполагают дальнейшее ухудшение ситуации и для России не исключена ситуация включение ее в категорию стран с «низким уровнем человеческого развития».
81.ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ. О.КОНТ И Г.СПЕНСЕР
Хотя социология как самостоятельная наука оформилась в 19в, но до того эти же проблемы рассматривались многими философами. Вопросы социальной философии (или социологии в широком смысле этого слова) рассматривались еще в работах Платона и Аристотеля. Социально-философские идеи античности имели явно выраженные мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью. И эта борьба как бы была лейтмотивом всей истории человечества. Поэтому каждому новому поколению философов приходилось создавать новые концепции гармонизации человеческого общества.
В средние века складывается теологический тип культуры и произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка. Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Но к 13в, когда стали пробиваться ростки нового позитивного (научного) знания, иррационализм стал утрачивать свое значение.
В Новое время старые идеи иррационально-схоластических концепций человека и общества утрачивают свое значение, складывается концепции рационального характера, ориентированные на принципы научного (позитивного) познания. Хотя в целом, социальные теории философов того времени представляли собой пестрый спектр различных воззрений, в которых сочеталось рациональное и иррациональное. Одной из ветвей рационального направления социальных теорий явилось марксистское учение — с их точки зрения теории общественного развития основывались на принципах материализма и революционных преобразований общества. С совершенно других позиций подходили к анализу общества позитивисты, которые обращали большее внимание на духовные аспекты социальной жизни.
Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество, лог — знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, в управлении обществом. Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, об общего к специфическому. Конт выдвигал к социологии требование — изучать законы явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации. У Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все познание проходит три стадии : теологическую, метафизическую и позитивную стадию (научную). Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентируется на методы биологии, физики и т.д. последователи его также пытались понять социальное через биологическое. Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в этом разделе рассматриваются основные общественные институты (семья, государство, религия и т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в обществе. При этом основным законом Конт считал закон социальной гармонии. Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие —это теория общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал — закон смены социальных состояний. Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.) Основной тезис Конта — необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента. Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентации на методы биологии, физики и т.д. нашли последователей. Большинство социологических школ 19в стремились понять социальное через биологическое и поэтому это направление получило название в истории социологии название — натуралистической социологии. Конт значительно ускорил процесс научного познания. Но у Конта наука оставалась все еще разновидностью социальной философии. Несомненно, что наука об обществе обрела свое название благодаря Конту. Однако социология обрела свое достойное место только спустя почти целый век.
Ярким представителем новой науки являлся Герберт Спенсер, провозгласивший новую идею развития (эволюцию). Спенсер, отмечая, что общество как сложный организм имеет для каждой потребности или функции имеет определенный орган, и развитие обществ происходит через дифференциацию или деление существующих органов. Но развитие происходит не только делением имеющихся социальных институтов, но и путем отмирания некоторых и появление абсолютно новых социальных институтов. Спенсер обосновал идеи либерализма с позиций социологии. Он выступил с мнением, что государство по своей сути есть акционерное сообщество для защиты интересов его членов. Он впервые ввел понятия социальная система, социальная структура, социальный институт. Он различал три типа институтов: продолжающие род (брак, семья), экономические и регулирующие (религия, полит. институты, мораль и т.д.). Две идеи Спенсера: описание структуры общества как особого организма и идея эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: организма и эволюционизма. Спенсер на 7 лет раньше Дарвина пришел к мысли о наличие эволюции в биологическом мире и распространяет эти идеи на все без исключение явления в природе и обществе. Спенсер считал, что и общество и культура и психология естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы и следовательно — эволюции.
82.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ СОЦИОЛОГИИ 19 в.
1.Натуралистическое направление в социологии 19в включали в себя многие школы, но они все были по сути дела последователями Огюста Конта. Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентации на методы биологии, физики и т.д. нашли последователей. Большинство социологических школ 19в стремились понять социальное через биологическое и поэтому это направление получило название в истории социологии название — натуралистической социологии. Натурализм — социальные концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естествознания. Положительной стороной натурализма выступает стремление выработать объективную и стройную систему знаний (аналогичной естественным наукам), но это направление игнорировало сложности общественного развития и сознательный характер человеческой деятельности.
Социологический позитивизм стал доминирующим в социологии 19в. Его основные концепции разработаны Миллем, Спенсером, Дюркгеймом и др. Основой всех их концепций являлся эмпиризм, и строились концепции на принципах научной рациональности, но они не раскрывали всей сложности социального объекта.
В 19в появляется множество различных направлений и школ социологии. В пределах социологического натурализма развиваются школы: органистическая школа, социальный дарвинизм, расово-антропологическая, географическая и др.
Органистическая школа в социологии рассматривала общество (по аналогии с биологическим объектом) как сложный организм, исходным элементом которого выступает индивид. В основе концепций этой школы лежали две идеи: идея общества как организма и органического целого, и идея эволюционизма. Две идеи Спенсера: описание структуры общества как особого организма и идея эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: организма и эволюционизма. Спенсер на 7 лет раньше Дарвина пришел к мысли о наличие эволюции в биологическом мире и распространяет эти идеи на все без исключения явления в природе и обществе. Спенсер считал, что и общество и культура и психология естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы и следовательно — эволюции.
Школа социального дарвинизма. Сторонники этих идей пришли к выводу, что основные законы биологии (приспособления, естественного отбора и борьбы за существование) продолжают действовать в общественной истории. Ярким представителем этой школы был Людвиг Гумплович. С точки зрения Гумпловича основным элементом общества является не индивид, а группа (раса). Антагонистические отношения между группами (расами) и составляют суть общественного развития. Эти отношения характеризуются состоянием постоянной борьбы, стремлением к подавлению и порабощению одной группы другой. С их точки зрения люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить свой индивидуальный интерес, но борьба вынуждает их объединяться (борьба — групповая, а интересы — индивидуальны). Предметом социологии с точки зрения его является изучение структуры социальных групп и их взаимоотношений.
Расово-антропологическая школа. Ее основатель — Гобино. Основное положение его теории — биологической наследственностью определяется социальное поведение (т.е. взаимодействие с другими) Социальное поведение он считал результатом действия расовых и антропологических факторов. Гобино считал, что социальные институты, культура вытекают из расовых, биологических источников. Эта школа пытается объяснить превосходство одной расы над другой и вредность расового смешения. Он считал, что чистота расы — источник развития цивилизации, чем чище раса биологически, тем значительнее ее врожденные способности, тем интенсивнее она развивается. Многие идеи были взяты на вооружение фашистскими идеологами, приверженцами идеи «чистоты арийской расы». Французский социолог, антрополог Жорж Ваше де Ляпуж разработал концепцию социальной антропологии, где рассматривал расовый фактор решающим в истории развития общества, разделяет расы на высшие и низшие.
Географическая школа развивалась в рамках натурализма. В ее основе лежит концепция жизненного пространства. Поведение человека, социальных групп объясняются в зависимости от ландшафта, климата, мест обитания. Существовало несколько ветвей этой школы: одна — близка к антропологической школе, друга — разрабатывает теории зависимости здоровья от места обитания (климата и др. природных условий). Представители этих направлений считали, что характер человека и его поведение формируется под влиянием территории: немцы живут на маленькой территории — отсюда бережливость, педантичность; русские живут на огромных территориях — отсюда широта души, расточительность.