Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:58, доклад
Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология
Марксистская социологическая школа была основана крупным экономистом и видным представителем социологии Карлом Марксом. Им была разработана классовая теория стратификации общества; концепция отчуждения труда; материалистическая концепция развития общества (основывается на приоритете экон. факторов в развитии общества —исторический материализм); Маркс и Энгельс представляли историю как смену общественно-исторических формаций. Маркс выделял 5 типов общества, которые сменяли последовательно друг друга и представляли собой следующие формации: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистическое). Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы. Общественно-экономические формации включают в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейные и т.д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на данном этапе его развития и вместе с тем — это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей.
2.Психологическое направление в социологии появилось в конце 19в. В нем выделилось 2 ветви: психологический эволюционизм и групповая психология, которые внесли массу разнообразных теорий.
Один из основоположников социальной психологии — Тард, который рассматривал все с трех точек зрения: повторения, противопоставления и приспособления. На этой основе он построил общую теорию законов и общества. Закон повторения применительно к обществу получил название закона подражания. Именно этот закон, с точки зрения Тарда определяет отношения людей друг к другу, раскрывает диалектику традиций и инноваций.
Свой вклад в развитие внес Кули, автор теории «зеркального Я». Основным объектом социологии с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп. Эта идея была развита в теории интеракционизма.
Представитель психологического эволюционизма Гиддингс видел специфику общественного развития в проявлении осознанных актов человеческой психики. Он считал, что общественная эволюция отличается от природной тем, что в ней заложена ясно осознанная цель, которая и является двигателем общественного прогресса. Эта цель проявляется как на уровне индивидуального, так и коллективного сознания.
Однако не все сторонники психологического направления разделяли идею о четко осознанных актах человеческого поведения. Постепенно складывалось направление на основе идей о таких актах психики, которые оставаясь за порогом сознания, оказывают влияние на поведение человека. Парето, а за ним и инстинктивисты, опираясь на психологические модели социального поведения, стали утверждать, что история движется не благодаря осознанным актам людей, а благодаря скрытым биоимпульсам. Эта идея получила свое развитие в психоаналитической концепции Фрейда. Фрейд считал, что индивиды образуют группы и остаются в них отчасти потому, что у них формируются чувства преданности и покорности лидерам группы. Согласно теории Фрейда это происходит не потому, что лидеры обладают какими-то особыми чертами, но обусловлено тем, что члены группы отождествляют лидеров с могущественными, богоподобными личностями, какими в детстве казались им их отцы.
84.СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОРОКИН П.А.
Крупнейший социолог мирового уровня 20в, профессор Петроградского университета, в 1922г был выслан из России. Его учениками были многие выдающиеся американские социологи, сделал огромный вклад в теоретическую социологию. Один из родоначальников теории соц. стратификации, социального пространства и соц. мобильности. В своей теории стратификации он объяснил, что любое общество не однородно, слои составляющие его определяются рядом позиций: имущественным неравенством, образовательным неравенством. В теории соц. мобильности он объяснил как происходит перемещение из одного слоя в другой. Ему принадлежит еще ряд идей: теории конвергенции (сближения, приобретения одинаковых черт, все общества в 20в в сущности развиваются в одном направлении и между ними все больше общего, чем различий и где-то в перспективе различия станут незначительными).
Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого — совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях о человеке сделавшем карьеру говорят, что он «поднялся». Под социальным пространством Сорокин понимал не трехмерное геометрическое пространство, а многомерное пространство. Он писал:
Отсюда следует, что люди, принадлежащие к одинаковым социальным группам и выполняющие практически идентичную функцию в пределах каждой из этих групп, находятся в одинаковом социальном положении. Он писал, что для упрощения можно сократить число параметров до двух, указал в качестве основных параметров социального пространства — вертикальное и горизонтальное перемещение. По горизонтали социальное положение людей одинаково, по вертикали существенно отличается. Для Сорокина все эти термины были удобным инструментом для анализа и описания социальных явлений, например — социальной мобильности.
Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Для фиксации перемещений он ввел ряд понятий, связанных социология шкалой:
Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность — противоположная ситуация — никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам. Американские социологи считали аксиомой, что самая оптимальна мобильность в Америке, где каждый чистильщик может стать миллионером.
86.ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
Сравнить жизнь человека в разных обществах можно оценив целый комплекс показателей, с помощью которых оценивается: уровень жизни населения, т.е. степень удовлетворения рациональных потребностей во благах и услугах, условия для полноценного развития и т.д.); образ жизни (образовательный уровень, содержание труда, участие в культурных мероприятиях и т.д.); уровень качества жизни (измеряется через состояние здоровья, культурного уровня и т.д.). Итак качество жизни является комплексным показателем, характеризующим состояние общества. Критерием качества жизни является продолжительность жизни. В нашей стране продолжительность жизни в 70-х гг. составляла 72г — это самый высокий показатель в мире. Хотя биологически возможно — 110-120 лет. В настоящее время наиболее высокий показатель по продолжительность жизни у американцев, японцев и некоторых европейцев — выше 70 лет. В нашей стране — 60 лет. В странах слаборазвитых (Африки, Ближнего Востока) 47-48 лет. Существенное сокращение продолжительности жизни в этих странах связано прежде всего за счет высокой детской смертности, массовых инфекционных заболеваний. Накладывает свой отпечаток кризисная ситуация в экономике, военные действия и т.д.
В США существует система показателей — индексов, их несколько сотен, характеризующих качество жизни. Последнее десятилетие на основе этих индексов разработана и реализуется программа исследования при Организации Объединенных Наций (ООН) по более чем 500 показателям, характеризующим качество жизни населения разных стран. В начале 90-х проводятся исследования по этим методикам. Весь массив показателей можно сгруппировать в 12 групп: 1) наследственность; 2) место, время рождения, образование; 3) условия и культура дыхания; 4) водно-питьевой режим; 5)физическая культура; 6) питание; 7) нравственно-психологическое состояние; 8) очищение и сон; 9) социальное положение и условия жизни; 10) условия труда; 11) медицинское и лекарственное обеспечение; 12) вредные привычки и воздействия.
Сравним свои и американские показатели.
Американцы выше по двум причинам: а) высокое качество и комфортность медицинского обслуживания, б) система социального страхования покрывает значительную часть расходов на медицинское обслуживание (80% американцев получает медицинское обслуживание за счет страховок).
Американцы борются с курение, у нас больше курят.
Итак качество жизни является комплексным показателем, характеризующим состояние общества. По вышеприведенным данным мы отстаем от американцев на 14 лет. Нас выручает наследственность и экология. Резкое снижение жизненного уровня в России после августовского кризиса отмечают эксперты Российско-Европейского центра экон. политики. Только за 1998г реальные денежные доходы снизились на 16,3%. Неблагоприятные условия жизни способствуют повышению смертности и падению рождаемости. За 1990-1998 гг. по России рост смертности составил 22%, а падение рождаемости — 33%. Важный показатель качества жизни населения — уровень самоубийств. В 1997г по сравнению с 1990 г уровень самоубийств в России вырос на 42%.
Начиная с 1990г ООН рассчитывает индекс человеческого развития, который позволяет расширить базу сравнительных показателей уровня жизни за счет включения данных как о здравоохранении и образовании, так и о реальных доходах. На основании индекса 1991 г исчисленного за 85-90гг СССР занимал 31 место в рейтинге 160 стран, что позволило ей оказаться в середине списка стран с «высоким уровнем человеческого развития». По результатам последнего доклада, основанного на данных за 95г Россия занимает 72 место в рейтинге 173 стран, что позволило ее отнести к странам со « средним уровнем человеческого развития». Обошли Россию в числе этих стран — Болгария, Польша, Мексика, Турция. Эксперты считают что данные последних лет предполагают дальнейшее ухудшение ситуации и для России не исключена ситуация включение ее в категорию стран с «низким уровнем человеческого развития». В результате ухудшения финансово-экономической ситуации стоимостной эквивалент зарплаты снизился с 90г в двое. В 1987г ООН оценивала среднедушевой доход россиян в 6000 долларов, что составляло 32% американского. Такое соотношение не менялось практически все 80-е гг. Но к 1996г среднедушевой доход, рассчитанный по паритету покупательной способности, упал до 4,5 тысяч долларов, что составляло 17% показателя США. Среднедушевой доход россиянина по оценке экспертов в 1998г составлял уже 12% доходов среднего американца, в январе 1999 г — уже не превышал 10%.
Общее снижение средних реальных доходов за минувшее десятилетие сопровождалось значительным ростом неравенства распределения, в СССР дифференцирование доходов было сравнительно низкое по мировым стандартам, а за последние годы оно увеличилось более чем вдвое. Величины показателей, характеризующих неравномерность распределения доходов в России, того же порядка, что в Бразилии, Чили, Мексики и Южной Африке.