Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:17, курсовая работа
Применение положений законодательства об опеке и попечительстве в настоящее время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.
Возможны ситуации, когда гражданин в силу своего психического расстройства не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы.
Статья 31 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что основная задача опекунов (попечителей) состоит в совершении юридических действий в пользу подопечных, тех действий, которые смогут восполнить их недостающую дееспособность. Таким образом, данная норма рассматривает опеку и попечительство как вид правовой помощи, оказываемой нуждающимся в ней физическим лицам.
Между тем, определяя круг обязанностей опекунов (попечителей), Гражданский кодекс РФ меняет подход к роли этих лиц и фактически возлагает на их плечи все бремя забот о подопечном - о питании, содержании, медицинском уходе. Увеличивают это бремя и положения о возмещении вреда, причиненного подопечными, закрепленные в статьях
1073, 1074, 1076 ГК РФ. Такой характер статуса опекуна (попечителя) позволяет назвать опеку и попечительство формой устройства физических лиц.
В действительности, именно такие отношения фактически и складываются при установлении опеки и попечительства. Именно такой термин может быть справедливо употреблен по отношению ко всем видам опеки. Законодатель с помощью института опеки и попечительства выполняет задачу определения судьбы недееспособного или не полностью дееспособного лица, перемещая «центр тяжести», бремя основных забот с органов государственной власти или местного самоуправления на соответствующее физическое лицо. Данный способ не нов, обладает целым рядом преимуществ и вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики и обеспеченности каждого определенным минимумом материальных благ. В этом способе соединены все преимущества межличностного общения, сохранения душевного и телесного здоровья подопечного.
Однако очевидно, что в современной России при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется (и весьма активно) определенный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. В большинстве случаев (к счастью) этот интерес расположен в рамках закона и носит неимущественный характер. Речь идет о стремлении лица удовлетворить потребность в общении, заботе о ближнем, в особенности - удовлетворить потребность в поддержке родственника, в исполнении отеческого (сыновнего) долга.
Потребность человека в заботе о ближнем сегодня должна культивироваться обществом, поощряться всеми возможными способами и, безусловно, «эксплуатироваться», но, разумеется, в пределах допустимого. Это означает, что законодатель должен найти способы поддержки тех граждан, кто отважился взять на себя заботу об инвалидах и стимулировать тем самым остальных сограждан к подобному поведению. В то же время должны быть закреплены и соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц.
Возможные изменения в содержании норм об опеке и попечительстве должны строиться исходя из принципа приоритета интересов личности, что, в свою очередь, обусловлено не только непосредственной ценностью человека как первоосновы социума, но и исключительно конъюнктурной в современных условиях задачей сохранения каждого индивидуума как социально - полезной единицы - потенциального налогоплательщика, военнообязанного, родителя, иного члена семьи. В решении обозначенных вопросов так называемые публичные и частные интересы как нельзя более тесно взаимосвязаны, однако преобладание последних совершенно очевидно.
Я считаю, что опека и попечительство-
Библиографический список
1. Алексеев С.С. Гражданское
2. Гатин А.М. Гражданское право: Учеб. пособ. – М.: Дашков и Ко,2009. – С.34, 384.
3. Камышанский В.П., Коршунов Н.М., Иванов В.И.. Гражданское право: учебник для вузов ч.1 – М.: Эксмо, 2009. – С.704.
4. Лозовая И.В.Опека и
5. Майерс Д. Социальная психология – С-Пб., 1999. – С.47-52.
6. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях/ Михеева Л.Ю. // Государство и право. – 2003. – № 5. – С. 53 - 59.
7. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – С. 235-236, 238, 368.
8. Михеева Л.Ю. Сущность опеки (попечительства) как формы устройства физических лиц / Михеева Л.Ю.//Проблемы гражданского, семейного и жилищного законодательства. -М.: Городец, 2005. – С. 106 – 116.
9. Осокина Г. Понятие, виды
и основания законного
10. Полищук-Молодоженя Т.Р. Некоторые проблемы правового регулирования опеки и попечительства/ Полищук-Молодоженя Т.Р. // Нотариус. - 2007. - № 1. – С. 17-19, 23-25.
11. Рузакова О.А. Гражданское право: учебник. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004. – С. 422.
12. Садиков О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, ч.1. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 341, 365, 1061.
13. Сергеев А.П. Гражданское право: Учебник ч. 2 . - М.: Проспект, 1997. – С. 168.
14. Сергеев А. П. Гражданское право: учебник 4-е изд. - М.: Проспект, 2005. – С. 765.
15. Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник т. 1. - М.: Издательство БЕК, 1998. – С. 816.
16. Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник т-2, полутом 1 . - М.: БЕК, 2002. – С. 197-204.
17. Чаусская О.А. Гражданское право. Учебник для ВУЗов. – М.: Дашков и Ко, 2009. – C. 43, 45-47, 480.
18. Шерстнева Н. С. Опека и попечительство как форма воспитания несовершеннолетних / Шерстнева Н.С.//Семейное и жилищное право. -2007. - № 2. – С. 27-29.
19. Закон РФ от 02 июля 1992 N 3185-1 (ред. От 22.08.2004) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
20. Федеральный Закон от 24 апреля 2008 N-48 «Об опеке и попечительстве» (принят ГД ФС РФ 11.04.2008)
21. Федеральный Закон от 6 октября 2003 N 131-ФЗ (ред. От 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)