Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:40, реферат
Социальная организация - это «естественная система», которой свойственны органический рост и развитие, подчиняющиеся «естественным законам», взаимозависимость составных частей, стремление к продолжению своего существования и сохранению равновесия.
В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.
Преимущества искусственных организаций как средства удовлетворения социальных потребностей сказались прежде всего в военной и экономических областях, где иерархические структуры управления получили наибольшее распространение. Если первые искусственные организации мало чем отличались от естественных аналогов, то со временем этот разрыв увеличился. Человек научился создавать специальные организации, предназначенные для решения самых разнообразных социальных проблем. Поэтому искусственные организации быстро проникли во все области социальной жизни.
Естественно-искусственные
организации - это организации, частично
формируемые естественным путем, а
частично - искусственным. Типичным примером
естественно-искусственных
Важным признаком
Примерами организаций, возникших на основе духовной близости являются семьи, религиозные и партийные организации, общественные движения и союзы. Примерами организаций, возникших на деловой основе являются корпоративные объединения: хозяйственные ассоциации и союзы, концерны, консорциумы, картели, конгломераты, тресты, синдикаты, холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ).
Кроме того, социальные организации можно классифицировать по следующим признакам: Радченко Я.В. Теория организации. ч.1. (конспект лекция), М., С.56-59
- по отношению к власти
- правительственные и
- по отношению к главной цели - общественные и хозяйственные;
- по отношению к прибыли - коммерческие и некоммерческие;
- по отношению к бюджету - бюджетные и внебюджетные;
- по форме собственности
- государственные,
- по уровню формализации - формальные и неформальные;
- по отраслевой принадлежности - промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и пр.;
- по самостоятельности принятия решений - головные, дочерние, зависимые;
- по размеру и численности членов организации - крупные, средние, малые.
2. Особенности социальной организации
Каждая организация
Среди элементов, влияющих на формализованные коммуникации и неформальные отношения можно выделить общее и особенное. Кудашкин Д.М. Общая теория социальных организаций, М., 2000.С43-54
Общее в отношениях людей
в организации можно
Особенное - это колорит
отношений, который в отдельных
случаях может иметь решающее
значение в деятельности организации.
Сочетание общего и особенного в
отношениях людей существенно влияет
на общее и особенное в
Огромное разнообразие видов социальных организаций делает невозможным детальное изучение каждого из них, поэтому для определения их особенностей приходится ограничиться лишь некоторыми из них.
Разделим все множество особенностей (свойств) организаций, наиболее часто встречаемое в научной литературе на три группы.
К первой группе отнесем особенности, характерные для искусственных организаций (на примере деловых организаций).
Ко второй группе отнесем особенности, характерные для естественных организаций (на примере общества, исторически сложившихся городов, наций, цивилизаций, этносов и др.).
К третьей группе отнесем общие особенности, характерные как для искусственных, так и для естественных организаций.
ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ:
1. Ориентация на определенные социальные потребности.
2. Целенаправленность
3. Единый центр управления
4. Иерархическая структура
5. Интегрированный характер
ОСОБЕННОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Отсутствие целей создания
Эта особенность следует из самопроизвольного характера появления естественных организаций.
2. Универсальный характер деятельности
В отличие от искусственных,
естественные организации ориентированы
на удовлетворение многих потребностей.
При этом некоторые из этих потребностей
имеют относительно постоянный характер
(потребности в безопасности, здоровье,
жилье, продуктах питания и др.).
В связи с этим деятельность естественных
и естественно-искусственных
3. Гибкая структура управления
Эта особенность следует из разнообразия естественных организаций, в которых может отсутствовать центр управления (эгалитарные организации), а может быть один или несколько центров (многовластие); может быть строго иерархическая структура, а может быть и сетевая, сотовая, круговая, звездообразная, цепная.
4. Наличие избыточности
Эта особенность определяется природой естественных организаций. Если в искусственных организациях каждый элемент специально подбирается для выполнения определенной работы в организации, то в естественные организации никто не специально не подбирает. Подбор осуществляется стихийно, благодаря объективному стечению обстоятельств.
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Целостность и устойчивость
2. Наличие организационной культуры
3. Регламентированное поведение
и деятельность членов
Регламентированное поведение означает, что каждый член (субъект) организации, будь то частное лицо или более мелкая организация (формальная или неформальная), подчиняется определенным «правилам игры», являющимся элементами культуры организации.
4. Способность организаций выявлять и удовлетворять свои потребности, или способность выявлять и решать свои проблемы.
5. Способность к саморазвитию и самообучению.
Итак, общими признаками социальных
организаций, отличающими их от других
(неорганизованных) социальных формирований
(социальных групп, общностей, классов,
слоев) является целостность и устойчивость,
наличие организационной
Из указанных выше особенностей социальных организаций важнейшей является способность организаций выявлять (распознавать) и удовлетворять социальные потребности, так как от этой способности зависят само существование организации.
Любая социальная организация, будь то общество или фирма, существует как устойчивая социальная целостность, потому что подобно живому организму обладает разумной деятельностью, проявляющейся в способности адекватно отвечать на вызовы или выявлять (обнаруживать) и удовлетворять свои потребности. Заметим, что указанная особенность ни в коем случае не противоречит тому факту, что многие организации являются целенаправленными системами.
Вместе с тем организации нельзя рассматривать лишь как целенаправленные системы, не учитывая их социологию, включая процессы самоорганизации и формирования коллективного сознания, направленного на выявление и удовлетворение собственных потребностей.
3. Функционирование социальной организации
Любая организация осуществляет комплекс функций, связанных с выявлением (обнаружением) проблем, их распознаванием, ранжированием, сортировкой, исследованием, подготовкой решений, контролем за реализацией решений, анализ результатов решений. Леванков В.А. Теория организации. Опорный конспект лекций и методических рекомендаций к изучению курса, СПб, 2001
Они образуют единый комплекс, поэтому их часто называют функциями управления проблемами организации.
К функциям социального управления следует отнести также функции правового регулирования, структурного регулирования, ценностного регулирования, управления инновациями, межорганизационного регулирования, а также классические функции менеджмента.
Правовое регулирование
означает способность решать проблемы
с помощью нормативно-правовых актов
и предусматривает разработку и
введение новых нормативно-правовых
актов, корректировку старых. Кроме
того, правовое регулирование предусматривает
законодательное закрепление
Структурное регулирование означает способность решать проблемы с помощью создания и введения новых или закрепления (или запрещения) существующих организационных структур, социальных институтов, специально созданных организаций и предусматривает разработку и внедрение новых организационных систем, изменение старых систем.
Ценностное регулирование заключается в целенаправленном изменении социальных ценностей, включая социальные нормы организации с целью решения социальных проблем. Ценностное регулирование предусматривает закрепление или запрещение тех или иных социальных (социокультурных) ценностей
Управление инновациями заключается в разработке и внедрении собственных инноваций, или использовании «чужих» для решения социальных проблем. Управление инновациями предусматривает закрепление и запрещение тех или иных инноваций. Межорганизационное регулирование означает способность решать общие проблемы путем объединения нескольких организаций на временной или постоянной основе.
Межорганизационное регулирование предполагает создание договоров, союзов, ассоциаций и других видов объединений.
С помощью управления в общем случае осуществляется два вида деятельности - основная (производственная) и деятельность, связанная с выживанием и развитием организации.
Основная (производственная)
деятельность осуществляется в рамках
действующих структур с помощью
функций и методов
Таким образом, функции социального управления включают как функции традиционного менеджмента, так и функции подготовки и принятия управленческих решений, а также функции законодательного закрепления управленческих решений и контроля за их выполнением.
Традиционные функции управления (функции управления исполнительской деятельностью) составляют менее половины всех функций управления, что во многом объясняет неудачные попытки управления обществом с помощью в основном функций классического менеджмента.
Многие из указанных функций (в частности, функции управления проблемами организации и функции развития) имеют скрытый (неявный, латентный) или полускрытый характер, что приводит к неадекватным представлениям.
В частности, популярное представление
об организации как
Если машину (фабрику) конструировал сам человек, хорошо знающий как она функционирует и что можно от нее ожидать, то общество никто не конструировал и законы его развития нам пока почти не известны, поэтому, в отличие от фабрики, целеполагание к нему может быть применимо лишь когда будут получены объективные знания о законах функционирования общества.
Итак, социальная организация,
независимо от ее происхождения, обладает
способностью выявлять и решать проблемы
с помощью многообразных
В некоторых небольших
естественных организациях (семьи, неформальные
группы, эгалитарные общества), а
также искусственных
Социальный механизм складывается из двух механизмов. Первый механизм, называемый механизмом управления, осуществляет традиционное (рутинное) управление. Этот механизм действует постоянно. Второй механизм, называемый механизмом развития, «включается» только тогда, когда обнаружится отклонение от цели. Он осуществляет решение проблем и при необходимости изменяет (совершенствует) механизм управления.