Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 23:10, контрольная работа
Целью исследования является - изучение объекта, предмета, структуры и методов социологии.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения ряда взаимосвязанных задач:
- определить объект и предмет социологической науки,
- рассмотреть структуру социологии,
- рассмотреть связь социологии с другими общественными науками.
Содержание
Мир нашей повседневной жизни не менее интересен и загадочен, чем тайны природы и космоса. Несмотря на то, что мы привыкли к нему и давно научились в нем ориентироваться, в действительности в теоретическом плане он трудно объясним и недостаточно изучен. Общество, в сущности, мало знает о самом себе. К пониманию самого себя оно приходит через социологию – осуществляемую на профессиональном уровне социальную саморефлексию.
Именно этим обстоятельством определяется научный статус социологии и ее значение в современном мире.
Социология как наука возникла во второй половине XX века и задумывалась как альтернативный по отношению к социальной метафизике способ познания общества. Ее основоположник О. Конт стремился заложить основы социальной науки позитивного – неметафизического - характера; науки, выводы которой основывались бы на эмпирических фактах, а не являлись бы результатом умозрения. Подобное позитивное знание об обществе должно было способствовать росту определенности в представлениях о социальном и, следовательно, гарантировать совершенствование форм социальной жизни на основе ее рационального познания и преобразования.
Cоциология (от лат. societas общество и логия) - наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Попытки объяснения общественной жизни возникли в античности (Платон, Аристотель и др.), продолжались в философии истории.
Концепции крупнейших социологов (Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, Э. Дюргкейма, В Парето, М. Вебера, Т. Веблена), опиравшиеся на философию позитивизма, неокантианство, философию жизни и др., внесли существенный вклад в развитие социологии. С 20-х гг. в социологии поучили развитие многие методы, техника, и процедуры эмпирических исследований, происходит специализация социологии (социология семьи, города, права и др.).
Все выше сказанное позволяет, определить актуальность выбранной темы.
Целью исследования является - изучение объекта, предмета, структуры и методов социологии.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения ряда взаимосвязанных задач:
- определить объект и предмет социологической науки,
- рассмотреть структуру
- рассмотреть связь социологии
с другими общественными
Цели и задачи исследования определили выбор методов:
Теоретическое значение работы определяется тем, что в ней представлены труды по данному вопросу в области социологии: М. Вебера, К.Маркса, Д.Марковича, Бурдье.
Работа состоит из: введения, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
1. Определение, объект и предмет социологии
Социология — наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.
Социология — наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Предмет социологии — социальная специфика развития общества.
Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия.
В следствие разнообразия подходов (см. мультипарадигматизм), характерного для современного состояния данной дисциплины, ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным.
Современная социология рассматривает личности, различные общности и социальные системы не только как объекты, но и как субъекты деятельности. В системе социологических знаний важное место занимает осевая проблематика, интересы, ценности, социальные установки — все то, что определяет мотивацию поведения и деятельности людей. Процедура анализа деятельности личности, общности людей осуществляется в науке в такой же роли, что и обряд в религии или уголовно-процессуальном кодексе в доказательстве вины. Если не соблюдена процедура, вывод не может считаться легитимным (законным), то есть научным. Конечно же, содержание социологии имеет в основе субъективно-объективный характер. Игнорирование такого обстоятельства делает невозможным изложение ее как системы знаний. Социология — не простая совокупность теорий, а единство теорий личности и теории общностей, теорий об обществе, об общественных отношениях и т. п.
Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения.
Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество является объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование научного статуса социологии, как и любой другой науки, лежит в различии объекта и предмета познания.
Социология изучает не просто общество, а ту сферу социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п. Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены. Однако социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может изучаться различными общественными науками. Социолог же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования становления, функционирования и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система может обнаруживаться на различных уровнях социальной действительности, то при разработке одной и той же проблемы возможно обращение к различным социальным объектам.
Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает.
Так что же является предметом социологии? Социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Социальные отношения – это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления1. Социальные отношения - это выражение взаимной зависимости субъектов по поводу их жизнедеятельности, образу жизни, отношения к обществу, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношение с другими субъектами.
Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система.
Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.
Таким образом, объект социологического познания, его особенности связаны с понятием социальных связей и отношений, а также способа их организации. Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и является предметом исследования социологии.
Социология – это наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью2.
Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания. Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки.
Структуру социологии можно представить состоящую из 4-х основных блоков:
1. Теоретико-методологические основы социологии. Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими знаниями вести изучение социального явления нельзя.
2. Огромное количество
1) знание природы конкретного социального явления (личность, трудовой коллектив, самовыражение субъекта через какую-либо деятельность, проявление социальной позиции субъекта в отношении к чему-либо или мнению). Оно систематизируется в специальных социологических теориях, раскрывает сущность конкретного явления, специфику выражения в нем социального.
2) знание природы самого состояния социального явления как момента и предела в его развитии.
3. Методы социологического
4. Социоинженерная деятельность, социальные технологии, т.е. знания по организации и деятельности служб социального развития, о роли социологии в народном хозяйстве и управлении. Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая функции и роль социолога — самостоятельная специфическая часть социологии. Это инструмент преобразования практики, которым владеть руководитель любого предприятия, работники социологических служб, властных структур.
Таким образом, структуру социологии можно представить состоящую из 4-х основных блоков: теоретико-методологические основы социологии, огромное количество социальных теорий, методы социологического исследования, социоинженерная деятельность.
Социологическое исследование — один из основных методов в социологии. Он включает в себя теоретическую и инструментальную часть (процедурная часть). К теоретической части относится разработка программы исследования, обоснование целей и задач, определение гипотез и этапов исследования. Практическая часть содержит набор инструментов сбора информации, выбор метода сбора информации, определение результативной выборки, возможность обработки информации и получение характеристик состояния исследуемой реальности.
Теоретические концепции — основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.
Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.
Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология, и другие гуманитарные дисциплины.
Социология как наука использует ряд методов (см. Таблицу 1):
Таблица 1 - Методы социологии
Источник информации |
Методы |
Документальный |
Анализ документов, контент-анализ. |
Внешние проявления социальных явлений |
Наблюдение |
Человек |
Опрос (анкета, интервью) |
Малая группа |
Социометрический опрос |
Социальный опыт |
Экспертный опрос |
Организованная группа |
Эксперимент |
Информация о работе Определение, объект и предмет социологии