Определение, объект и предмет социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 23:10, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является - изучение объекта, предмета, структуры и методов социологии.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения ряда взаимосвязанных задач:
- определить объект и предмет социологической науки,
- рассмотреть структуру социологии,
- рассмотреть связь социологии с другими общественными науками.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

 

1. Наблюдение — это сбор информации путем визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри».

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определенного индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

- вводная часть (введение в проблему),

- основная часть (вопросы по  проблеме),

- заключительная часть (социальная).

4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированый носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка

Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций  эмпирического и теоретического познания социальной  реальности. Метод в социологии зависит не только от исследования социологией проблемы  и  построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания3.

Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-научные. Всеобщими методами социологии является материалистическая диалектика. Суть всеобщих методов социологии в том,  что экономический базис общества признается первичным, а политическая надстройка — вторичной. При изучении социальных процессов применяются такие  принципы материалистической диалектики: объективность, историзм и системный подход.

Принцип объективности означает изучение объективных закономерностей, которыми определяются процессы социального развития.  Каждое  явление рассматривается как многогранное и противоречивое. Изучается вся система фактов — положительных и отрицательных. Объективность социологических знаний предполагает, что  процесс  их  изыскания  соответствует объективной  реальности  и не  зависящим  от человека и человечества законам познания.  Объективность  научных выводов  базируется на  их доказательности, научности аргументации.   

Принцип историзма в социологии  предполагает изучение социальных проблем,  институтов, процессов в возникновении, становлении и  развитии, постижение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимания общих тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Используя принцип историзма, социология имеет  возможность исследовать  внутреннюю динамику социальных явлений и процессов, определить  уровень и направление развития и объяснить те их особенности, которые обусловлены их  исторической связью с  другими явлениями и процессами.

Системный  подход — способ  научного познания  и практической  деятельности, при котором отдельные части какого-либо явления  рассматриваются  в  неразрывном  единстве  с  целым. В виду того, что любая система  находится в определенной среде, то системный подход должен  учитывать ее связи и отношения с окружением. При изучении общественного сознания, общественного мнения, различных социальных общностей — классов, слоев, потребностей и притязаний различных  социальных слоев и т. п. используются методы  анализа  документов, опроса, в том числе анкетирования, наблюдения и т. п.

При исследовании межличностных отношений внутри малых групп, слоев, отношения личности к тем или иным общественным явлениям,  жизненных и ценностных ориентаций и установок личности используются методы социометрии, социальной психологии и т. п. методы статистики, факторного, латентно-структурного, коррекционного анализа,  использования математики и т.п.

Итак, социология как наука использует ряд методов, наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервью, анализ документов. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-научные. Всеобщими методами социологии является материалистическая диалектика.

 

 

 

4. Социология в системе общественных наук

 

Основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется, прежде всего,  тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно, включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных  наук4. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. Социология служит  фундаментом для  специальных общественных наук.

Среди общественных наук, которые имеют дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений выступающими уникальными и неповторимыми во времени и пространстве,  то социология изучает свойства всего общества, которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных явлений. Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история, и социология имеют объектом  изучения  общество. История, как и социология, сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и, во-вторых, с существованием индивидуальных,  неповторимых явлений  и  процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества.

Тесно связана социология и с политологией. Социология изучает гражданское общество, политология — политическую  жизнь  общества, политические отношения. Взаимодействие двух наук — социологии и политологии породило новую отрасль  науки — политическую  социологию. Связь  социологии  и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности  политической жизни можно, только учитывая особенности общества  в целом как социальной системы, во-вторых, общество  нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него политические структуры и различные политические ре жимы.

Социология тесно связана с философией. Законы, категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии:  общества, общественных отношений, социальных связей, социальных  действий и т. п. Философия изучает такие понятия как материя  и  сознание,  социология — социальную  структуру, социальные  институты, культуру, социальную организацию общества  и т. п.  Если  же  философия  изучает сущность  человека, личности, то  социология — личность как социальный тип.

Важнейшей задачей в  разработке современной философской  мысли  выступает обоснование модели формирующейся информационно-технологической цивилизации, оказывающей огромное воз действие на состояние окружающей природной и космической среды, нахождение   путей решения глобальных проблем человечества, осмысление глубоких интеграционных процессов в мировом сообществе, понимание необходимости новых подходов к решению современных этнических процессов. Принципиально новое решение в современной философии и социологии получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Человечество должно осознать тревожную  ситуацию  через современные  формы  философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современном мире.

Итак, место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется, прежде всего,  тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно, включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных  наук.

В современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. Социология служит  фундаментом для  специальных общественных наук.

 

 

Заключение

 

Социология — наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями  и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.

Объект любой  науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие  объект изучения.

Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество является объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование научного статуса социологии, как и любой другой науки, лежит в различии объекта и предмета познания.

Социология изучает не просто общество, а ту сферу социальной действительности, на которую направлен  процесс познания: социальные институты, социальные общности,  слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п. Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом  могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после  того, как они включены в  процесс социологического познания, осмыслены и выделены. Однако социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может изучаться различными общественными науками. Социолог же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования становления, функционирования и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система может обнаруживаться на различных уровнях социальной действительности, то при разработке одной и той же проблемы возможно обращение к различным социальным объектам.

Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он  располагает.

Предмет современной социологии — результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавляло крупицы нового знания, пересматривало установившиеся представления, критиковало, дискутировало, открывало, проверяло и таким способом тщательно просеивало все, что сегодня попало в предметную область социологии.

Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью возникают многообразные отношения. Любые отношения, обусловливающие то или иное социальное явление, подчиняют действиям определенных закономерностей или тенденций. Вот эти-то закономерности и тенденции социальных отношений и  составляют основной предмет изучения социологии. В социологии существуют разные направления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям социальной жизни общества.       

 

 

Список литературы

 

  1. Казарицева, Н.В. Социология / Н. В. Казаринцева, О. Г. Филатова, А. Е. Хренов – М.: Логос.-  2000. – 450 с.
  2. Кравченко, А.Н. Основы социологии / А. Н. Кравченко – Екатеринбург: Деловая книга. - М.: Логос. - 2005. – 425 с.
  3. Осипов, Г. В. Социология / Г. В. Осипов. - М.: Аспект Пресс, 1990. – 330 с.
  4. Основы социологии: Учеб. пособие / под ред. А. Эфендиева. - М.: АСТ, 1993. – 390 с.
  5. Социология: учебник. / под редакцией профессора Ю.Г. Волкова. М.: Гардарики. - 2004. – 330 с.
  6. Харчева, В. Основы социологии. / В. Харчева – М.: Логос, 2000. – 305 с.
  7. Ядов, В. А. Размышления о предмете социологии / В. А. Ядов  // Социс. – 1990. -  № 2. – С. 15 - 22

 

 

 

1 Кравченко А.Н. Основы социологии. Учебное пособие. -  М.: Логос, 1998. – С. 21-22

2 Ядов В.А. Размышления о предмете социологии. – М.: Социс, 1990. – С. 19

3 Казарицева Н.В. Социология. Учебник для вузов. – М.: Лоос, 2000. – С. 19-21

4 Социология. Учебник / под редакцией профессора Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2004. – С. 28-29

 


 



Информация о работе Определение, объект и предмет социологии