Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 23:33, реферат
Социология управления – это специальная социологическая теория, которая рассматривает систему управления, а также управленческие процессы через призму существующих в обществе социальных отношений. На современном этапе развития общества в результате постоянных изменений, происходящих во внутренней и внешней среде, управление начинает приобретать новые черты. Происходит эволюционное изменение стратегий управления, требующих новых управленческих взаимоотношений.
Введение 2
Организационная патология. 3
Типы организационных патологий. 4
Этапы развития организации 7
Борьба с патологиями 9
Заключение 12
Литература. 13
Оглавление
Введение 2
Организационная патология. 3
Типы организационных патологий. 4
Этапы развития организации 7
Борьба с патологиями 9
Заключение 12
Литература. 13
Наверное, все согласны с тем, что не бывает совсем здоровых людей, или людей, которые не болеют. Если сравнить организацию с организмом, то следует признать, что не бывает и совсем здоровых организаций, однако если у одних - это проявляется в невозможности каждый год увеличивать показатели, то для других - постоянные проблемы, которые делают организацию малоэффективной. Что же тогда норма, а что патология применительно к бизнесу?
Социология управления –
это специальная
Патология – боль, болезнь. Она присуща всему живому, а так как любая организация сродни организму: она живет своей жизнью, развивается, взрослеет, стареет. И как у каждого организма, у нее случаются «болезни», ведущие к нарушению ее функционирования. В реферате рассмотрены варианты проявления и причины возникновения организационных патологий и способы борьбы с ними.
Термин «организационная
патология» был впервые введен польской
исследовательницей Я. Станишкис в 1972
году при анализе организационных структур,
но специально не занималась его разработкой
и в дальнейшем не использовала. Насколько
мне стало известно, что в западных
работах по социологии организаций данное
понятие не используется систематически.
Вообще, творческую разработку категорий
организационных патологий можно встретить
у А.И. Пригожина и объединившихся вокруг
него в 80-х годах специалистов по управленческому
консультированию. Благодаря им термин
вошел в отечественные словари и учебные
пособия.
Это понятие сейчас используется в двух
значениях – как отклонение от нормы и
как дисфункция.
Некоторые исследователи
дают понятие организационной
Например, в небольшой
организации секретарь
Необходимо отличать организационные
патологии от болезней роста. Последние
характерны для всех компаний и являются
естественными побочными
В организациях можно встретить следующие болезни роста: текучесть кадров и недостаток обработанных средств на первоначальном этапе работы, нехватка квалифицированных кадров по мере расширение компании, нарушение связей между отделами. Мне кажется важнейшей проблемой, является отсутствие организационной структуры. Если на стадии расцвета в организации все еще господствуют неформальные отношения, отсутствует регламент, нет профессионального менеджмента – это серьезная болезнь роста, грозящая различными патологиями.
Основные отличия патологий от болезней роста состоят в том, что организация самостоятельно не может решить проблему патологий. Это связано с трудностями в их выявлении и преодолении. Внешние признаки проявления патологии зачастую воспринимаются как отдельные проблемы. Причем одни могут быть причинами патологий, другие - ее следствиями.
Выделяют три типа организационных патологий [1,97].
Патологии в строении организаций охватывают всю структуру предприятия – от управляющего органа до подведомственных звеньев. Следствием является нарушение связей между подразделениями, центром и отделами, замедление выполнения решений, сбой в функционировании системы в целом.
Патологии этого обычно характерны для крупных организаций и соответствуют стадии зрелости; обычно они связаны с укрупнением организации. Так, расширение сеты, увеличение числа филиалов в большинстве случаев вызывает обособленность подразделений. Крупными предприятиями советского периода были свойственны и бюрократия, и господство структуры над функцией. Несовместимость личности с функцией – особый вид патологии, способный возникнуть в любой организации. Здесь решающую роль играет личность – руководителя или сотрудника.
Возникновение патологий в управленческих решениях способствует не только неправильные решения руководящих органов, но и сложившиеся патологии в строении организации. Данные патологии приводят к нарушению рабочего процесса, вызывают спады в деятельности организации.
Примером могут служить так называемые маятниковые решения. Эта патология возникает из-за отсутствия четкой системы принятия решений и плана, и в итоге результат одних действий нейтрализуется другими. Иногда она проявляется в чистом виде: на принятую меру вводится контрмера, а принятое решение отменяется. Например, создание отдела и последующее его упразднение, внедрение новой технологии и возврат к старому способу производства и т. п. Ситуационный подход, отсутствие алгоритма действий могут быть весьма опасны, так как результат деятельности сводится к нулю. Компания не развивается и теряет конкурентоспособность.
Патологии в организационных отношениях чаще возникают на фоне управленческих ошибок. Например, появлению бессубъектности способствует демотивирующий стиль руководства. Естественно, что при отсутствии стимула сотрудники становятся менее активными и не стремятся выдвигать новые идеи.
Типичный пример патологий в организационных отношениях — рассеивание целей. У каждой организации есть основная цель, но ее достижение возможно только путем разделения общей цели на более мелкие цели и задачи. В результате постоянного дробления совокупность подцелей не будет полностью соответствовать стратегической цели организации, а итогом станет частичное выполнение цели или ее невыполнение. Среди причин в основном лежат субъективные факторы: неточная передача информации, особенности восприятия, личные цели сотрудников. Подцели становятся основными целями подразделений, которые уже не стремятся к выполнению общей задачи и не принимают во внимание цели других подразделений.
Это явление в той или иной
степени характерно для всех организаций,
но наиболее сильно проявляется в
крупных фирмах с множеством подразделений
и в компаниях с низкой мотивацией
персонала. Через данную патологию
можно оценивать степень
Процесс развития организации привязывают к следующим этапам: становление, взросление, зрелость, старость и смерть. Этапы характеризуются не только временем существования организации, но и типом системы управления, размером и др.
На этапах становления и взросления
происходит определение потенциальной
ниши рынка. Здесь характерна неформальность
в структуре организации и системе управления.
Власть, как правило, рассредоточена между
компаньонами-
Период зрелости соответствует освоению выбранной ниши. На этом этапе система управления становится более четкой: стабилизируется структура, вводятся нормы и правила, определяется распорядок. Сначала власть централизуется, увеличивается значение руководящего органа, принятие решений становится более обоснованным, формируется устойчивая система с низкой зависимостью от звеньев. По мере расширения организации власть децентрализуется, структура становится более комплексной.
Стадия старости проявляется в вытеснении организации конкурентами из занимаемой области, начинается упадок. К управлению приходят новые люди, которые пытаются остановить процесс, при этом власть, как правило, снова склонна к централизации. Процесс развития завершается с исчезновением организации или возникновением новых компаний на ее базе.
Каждой фазе жизненного цикла организации присущи свои патологии[2].
Зарождение сопровождается господством
структуры над функцией, характерно
преобладание неформальных отношений.
На стадии развития возникают инверсии.
Этап юности опасен как переломный
момент и характеризуется
Этап расцвета в идеале подразумевает достижение организацией наивысшей стадии развития и не предполагает патологий.
На стадии стабилизации возможно подавление развития функционированием. Этап аристократизма характеризуется стагнацией, бессубъектностью, рассеиванием целей. Заключительные стадии развития организации — бюрократизация и смерть — выражаются в разрыве решений и реализации, подавлении развития функционированием, обособленности подразделений, бюрократизации.
Существует ряд патологий, не привязанных к определенному этапу: несовместимость личности с функцией, маятниковые решения, игнорирование организационного порядка, конфликт в организационных отношениях, появление клик и демотивация могут появиться на любой стадии, начиная с юности, а рассеивание целей — с этапа аристократизма.
Модель жизненных циклов И. Адизеса включает две фазы развития организации — рост и старение. Фаза роста начинается с зарождения, далее следуют «выхаживание», «младенчество», стадия «давай-давай», «юность» и «расцвет». Вторая фаза включает в себя стабилизацию, аристократизм, раннюю бюрократизацию, бюрократизацию и смерть (ее начало — этап стабилизации). Развитие организации с переходом на новую стадию предполагает преодоление патологий предыдущей стадии.
Модель Л. Грейнера рассматривает преобразование управленческого аппарата по мере развития организации. Развитие понимается как рост, поэтому модель применима только к крупным организациям. Особенностью ее является представление о развитии по спирали, которое не предполагает упадка. Использует следующие параметры: возраст организации, ее размер, этапы эволюции и революции, темпы роста отрасли[3].
Совмещенное использование этих двух моделей дает возможность для более полного изучения системы корпоративного управления. Разумеется, в реальной практике довольно трудно или почти невозможно отнести организацию к определенному этапу развития, поскольку чаще всего присутствует сочетание признаков, характерных для нескольких этапов. Особенно часто это бывает в период изменений, сопровождающих развивающуюся компанию.
Аналогичная ситуация складывается и в отношении дисфункций: хотя в идеале определенным стадиям развития компании присущи свои специфические патологии, на практике обычно сочетается несколько их типов, характерных для разных этапов развития.