Организация работы органов социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 13:25, курс лекций

Краткое описание

Социальная защита населения в широком смысле этого понятия — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попавшим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб — Центров соци­ального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация работы органов социального обеспечения.doc

— 413.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 Практическое  отсутствие обмена информацией  между АИС органов исполнительной власти приводит также к неоправданным сложностям в информационном обслуживании проживающего на территории населения, прежде всего при обращениях граждан в органы государственной власти и местного самоуправления. Наличие достоверной информации о гражданах позволит оперативно решать такие важные социальные вопросы, как выплата адресной социальной помощи гражданам, пересчет пенсий, выплаты жилищных и других субсидий и т.д.

 

 Создание  АС ГРН будет способствовать  преодолению указанных недостатков  и разрешению имеющихся проблемных ситуаций.

 

 Таким  образом, создание АС ГРН является  важной социально-экономической  проблемой, решение которой требует  использования программно-целевых  методов. Настоящая Концепция определяет  цели создания АС ГРН, принципы  ее построения, архитектуру системы, средства достижения целей, этапность и организационные основы развития.

 

 Автоматизированная  система "Государственный регистр  населения" (АС ГРН) является государственной  территориально-распределенной информационно-телекоммуникационной системой, обеспечивающей в автоматизированном режиме формирование, ведение и использование баз данных Государственного регистра населения; эффективное информационное взаимодействие автоматизированных информационных систем (АИС) учета различных категорий населения, информационное обслуживание органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения.

 

 АС ГРН  включает: государственный информационный  ресурс "Государственный регистр  населения"; средства информатизации - программно-технический комплекс и телекоммуникационную систему, осуществляющие автоматизированный сбор и хранение данных ГРН и обеспечивающие доступ к ним; единое информационно-лингвистическое обеспечение; организационно-правовое обеспечение ее создания и функционирования.

 

 В ГРН  ведется учет следующих групп  граждан:

 

 граждан, постоянно проживающих на территории  Российской Федерации;

 

 граждан, временно убывших с постоянного  места жительства и пребывающих  на территории других субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований;

 

 иностранных  граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории  Российской Федерации.

 

16. Взаимодействие  органов социального обеспечения  с Федеральной налоговой службой, Федеральным казначейством.

 

17. Взаимодействие органов социального обеспечения с органами исполнительной власти, профсоюзных и другими общественными организациями.

 

18. Негосударственные  Пенсионные фонды. Организация персонифицированного  учета, взаимодействие с органами  ПФ РФ.

 

 Следует различать «негосударственные пенсионные фонды» (НПФ), находящиеся в разных юрисдикциях — российской и украинской. Суть организаций — одна и та же, но имеются существенные отличия правового характера.

 

 Негосударственный  пенсионный фонд (НПФ) — особая  организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО); деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС); деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства).

 

 Таким  образом негосударственный пенсионный  фонд представляет собой особый  вид некоммерческих организаций  и имеет специально созданную  для осуществления своей деятельности  организационно-правовую форму.

 

 Работа  негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

 

 Появление  первых негосударственных пенсионных  фондов связано с изданием  Указа Президента Российской  Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О  негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках  чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона.

 

 На основании  Указа в 1993—1994 гг. было учреждено  около 350 организаций, относящихся к  негосударственным пенсионным фондам. В 1995 году создана Инспекция негосударственных  пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ.

 

 К концу 1996 года. выдано 26 разрешений на осуществление  некоммерческой деятельности по  формированию активов путем привлечения  денежных взносов юридических  лиц, передаче этих средств компаниям по управлению активами (управляющей компании), осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме.

 

 К концу 1997 года такие разрешения выданы  уже 252 организациям.

 

 До 2007 года количество НПФ в России принципиально не изменялось. Лишь в 2008 году число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путем самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений.

 

 В рамках  деятельности по обязательному  пенсионному страхованию (ОПС), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных накоплений. Эти средства НПФ обязан передать в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям (УК) для последующего их инвестирования. Причем Законодательство РФ определяет как активы, в которые пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структуру инвестиционного портфеля.

 

 В рамках  деятельности по негосударственному  пенсионному обеспечению (НПО), негосударственные  пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.

 

 Отношения  НПФ и управляющих компаний  строятся на основании договоров  доверительного управления и  иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. УК обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

 

 Размещение  пенсионных резервов НПФ должно  удовлетворять следующим требованиям: стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 10 % общей стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20 % стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в векселя, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов.

 

 Существуют  отступления от требования по  обязательной диверсификации вложений  НПФ. Например: если общая стоимость  размещенных пенсионных резервов фонда не превышает 1.5 миллиона рублей, процентные ограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков не накладываются; если приобретаются паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционной декларацией которых предусмотрено выполнение правил и требований, предъявляемых к НПФ, процентные ограничения на стоимость пенсионных резервов, размещенных в паи этих паевых инвестиционных фондов, не накладываются.

 

 С 2008 г. в целях стимулирования россиян  к активному управлению своей  пенсией, государство запустило  программу софинансирования пенсии.

 

 В рамках  этой программы застрахованное  лицо (то есть любой, у которого  имеется Свидетельство государственного пенсионного страхования) после вступления в Программу и перечисления взносов на свой пенсионный счет получит равную сумму от государства.

 

 С 2008 г. выдается материнский капитал  семьям, в которых родился или  был усыновлен второй (третий  или последующий) ребенок. Для многих семей может быть неактуальным расходование этого капитала в настоящий момент. Поэтому государство предусмотрело возможность временного инвестирования средств материнского капитала (всего или части) через НПФ.

 

 Вкладчик  перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему — некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия.

 

 Фонд  учитывает поступившие пенсионные  взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно — через УК) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

 

 При  выходе участника на пенсию  НПФ (а в ряде случаев — в  соответствии с договором —  вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок ее получения.

 

 Контроль  за деятельностью НПФ:

 

-Ежегодный: Федеральная налоговая служба; Федеральная  служба по финансовым рынкам; Пенсионный фонд Российской Федерации; Независимый аудитор; Независимая актуарий; Счетная палата.

 

-Ежеквартальный:Федеральная  налоговая служба; Федеральная служба  по финансовым рынкам.

 

-Ежемесячный: Федеральная налоговая служба; Федеральная  служба по финансовым рынкам.

 

-Еженедельный: Федеральная служба по финансовым рынкам; Пенсионный фонд Российской Федерации

 

-Ежедневный: Специализированный депозитарий

 

5 крупнейших  НПФ по объёму пенсионных резервов  по состоянию на 31.03.2010: НПФ Газфонд; НПФ Благосостояние; Ханты-Мансийский  НПФ; НПФ Транснефть; НПФ электроэнергетики

 

5 крупнейших  НПФ по объёму пенсионных накоплений  по состоянию на 31.03.2010: НПФ Благосостояние; НПФ Лукойл-Гарант; НПФ Норильский  Никель; НПФ Газфонд; НПФ электроэнергетики

 

 Исходя  из характера развития фондов, можно условно выделить следующие типы НПФ:

 

 Кэптивные  — развивают преимущественно  корпоративные пенсионные программы  компаний — учредителей и их  родственных структур. В портфеле  активов под управлением значительно  преобладают пенсионные резервы  над пенсионными накоплениями. Пример: НПФ Транснефть.

 

 Корпоративные (условно кэптивные) — деятельность  таких фондов по-прежнему основывается  на обслуживании корпоративных  пенсионных программ своих учредителей. При этом с каждым годом  доля пенсионных накоплений в  портфеле активов возрастает. Преимущественно изменение статуса с кэптивного на корпоративный связано с привлечением пенсионных накоплений имеющихся по корпоративным программам клиентов. Пример: НПФ Благосостояние, НПФ Норильский Никель.

 

 Территориальные  — действуют преимущественно в рамках отдельного региона или группы регионов. В большинстве случаев такие Фонды были образованы при поддержке действующей законодательной и исполнительной властей. Пример: Ханты-Мансийский НПФ, НПФ Эрэл.

 

 Открытые (универсальные) — будучи в большинстве случаев независимыми от крупных финансово-промышленных групп, строят свою деятельность на обслуживании максимально широкого круга как физических, так и юридических лиц. В активах обычно преобладают пенсионные накопления. Пример: НПФ Европейский пенсионный фонд, НПФ "Райффайзен"

 

19. Организация  персонифицированного учета органами  ПФ РФ.

 

 Индивидуальный (персонифицированный) учет - организация  и ведение учета сведений о  каждом застрахованном лице для  реализации пенсионных прав в  соответствии с законодательством РФ

 

 Учет  строится на принципах:

 

- единства  и федерального характера обязательного  пенсионного страхования в РФ

 

- всеобщности  и обязательности уплаты страховых  взносов в Пенсионный фонд  РФ и учета сведений о застрахованных  лицах;

Информация о работе Организация работы органов социального обеспечения