Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 09:52, курсовая работа
Краткое описание
Органицизм – методологическое направление в социологии, получившее свое распространение во второй половине XIX века, которое рассматривает общество по аналогии с организмом. Представители этого направления пытаются объяснить социальные процессы по аналогии с биологическими. Биологическое направление было представлено целым рядом учений, теорий, школ в том числе и органистической, основоположником, которой является Герберт Спенсер. В работе « Основания социологии» он проводит сравнение между обществом и организмом, выявляя между ними сходства и различия, а так же рассматривает их функции.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 2 Глава 1. Основные положения органицизма Герберта Спенсера и Рене Вормса 1.1. Органицизм Г.Спенсера……………………………................. 4 1.2. Органицизм Р.Вормса………………………………………….. 7 Глава 2. Сравнение органицизма Г. Спенсера и Р. Вормса………………....9 Заключение…………………………………………………………………….. 11 Список литературы………………………………………………………………12
Глава 2. Сравнение органицизма
Г. Спенсера и Р. Вормса………………....9
Заключение……………………………………………………………………..
11
Список литературы………………………………………………………………12
Введение
В социологии существуют различные
направления, которые по-разному трактуют
общество. Развитие взлядов на общество
как организм, повлияло на создание в социологии
такого направления как органицизм.
Органицизм – методологическое
направление в социологии, получившее
свое распространение во второй половине
XIX века, которое рассматривает общество
по аналогии с организмом. Представители
этого направления пытаются объяснить
социальные процессы по аналогии с биологическими.
Биологическое направление было представлено
целым рядом учений, теорий, школ в том
числе и органистической, основоположником,
которой является Герберт Спенсер. В работе
« Основания социологии» он проводит сравнение
между обществом и организмом, выявляя
между ними сходства и различия, а так
же рассматривает их функции.
После Спенсера наиболее видным
представителем органической теории является
Рене Вормс. В работе «Общественный организм»
он проводит аналогии между структурой
и функциями человеческого общества и
биологического организма, полагая, что
общества и индивидуальные организмы,
как части живой природы, подвержены общим
законам развития.
Объект – ограницизм.
Предмет – теоретические положения
органической теории Герберта Спенсера
и Рене Вормса.
Цель - сравнить взгляды Герберта
Спенсера и Рене Вормса на общество, как
социальный организм.
Задачи:
1. Описать основные положения
органицизма Герберта Спенсера;
2. Описать основные
положения органицизма Рене Вормса;
3. Сравнить взгляды Герберта
Спенсера и Рене Вормса на общество
как организм.
Глава
1. Основные положения органицизма
Герберта
Спенсера и Рене Вормса
1.1 Органицизм
Герберта Спенсера
Герберт Спенсер(1820-1903) - английский
философ и социолог-позитивист, основатель
органической школы в социологии. В труде
«Основания социологии», он излагает органическую
теорию общества, согласно которой проводит
аналогию между обществом и биологическим
организмом.
Спенсер определяет общество
как «особое бытие; ибо хотя оно и слагается
из отдельных единиц, однако же постоянное
сохранение в течение целых поколений
и даже веков известного общего сходства
в группировке этих единиц, в пределах
занимаемой каждым обществом местности,
указывает на известную конкретность
составляемого ими агрегата».1
Герберт Спенсер полагает, что
между индивидуальным организмом и обществом
есть сходства:
1. «Многие организмы растут
в продолжение всей своей жизни; и все
остальные растут в продолжение весьма
значительной ее части. Что касается до
общественного роста, то он обыкновенно
продолжается или до того времени, когда
общество распадается на два или несколько
других, или до того, когда оно будет поглощено
каким-либо другим обществом».2
2. «Рядом с увеличением в размерах
у общества и организма наблюдается и
увеличение сложности строения. Низшее
животное, или зародыш высшего, обладает
лишь немногими отличимыми друг от друга
частями; но с увеличением общей массы
тела число таких частей увеличивается,
и в то же время эти части дифференцируются
одна от другой. То же самое справедливо
и по отношению к обществу. Вначале несходства
между различными группами составляющих
его единиц очень незначительны и по числу,
и по степени; но с возрастанием народонаселения
в данном обществе общественные разделения
и подразделения становятся более многочисленными
и более резкими. Кроме того, как в общественном,
так и в индивидуальном организме дальнейшие
дифференциации прекращаются только с
завершением типа, характеризующим собою
зрелый возраст и предшествующим упадку».3
3. «Различные части неорганического
агрегата находятся в таких отношениях
друг к другу, что одна из них может быть
изменена в очень значительной степени,
без заметного действия на остальные.
Но в органических и политических агрегатах
отношение между частями вовсе не таково.
В каждом из них изменения в различных
частях взаимно определяют друг друга,
и измененные действия этих частей также
находятся в тесной взаимной зависимости.
В обоих случаях эта взаимосвязь возрастает
вместе с прогрессом развития».4
4. «Жизнь и развитие целого
не зависит от жизни составляющих его
единиц. Эти единицы рождаются, развиваются
и умирают сами по себе, но само тело переживает
одно поколение за другим».5
Спенсер в своей теории использует термин
“надорганизм”, подчеркивает автономию
индивида, Спенсер резко критикует органицизм,
обращая внимание на существенные различия
социального и биологического организма:
1. «Все части животного образуют
одно конкретное целое; но части, составляющие
общество, образуют такое целое, которое
должно считаться раздельным (discrete), а
не конкретным. Живые единицы, составляющие
собой животное, тесно связаны между собою
и находятся в непосредственном или почти
непосредственном соприкосновении друг
с другом; тогда как живые единицы, составляющие
собой общество, свободны, не находятся
в тесном соприкосновении, рассеяны более
или менее далеко друг от друга».6
2. «В индивидуальном организме большая
часть его мелких живых единиц локализована
постоянным образом; большинство их зачинается,
вырастает, действует, размножается и
умирает на том же самом месте, а потом
все эти прочно локализованные единицы
в течение бесконечного Ряда поколений,
так сказать, пригоняются каждая к своей
функции, так что некоторые из них становятся
особенно чувствительными, а другие совсем
бесчувственными. Но в социальном организме
мы видим иное. Его составные единицы,
не сходясь в непосредственном соприкосновении
и будучи удерживаемы в своих относительных
положениях с меньшей строгостью, не могут
дифференцироваться в такой мере, чтобы
одни из них стали совсем бесчувственными,
а другие иополизировали себе всякое чувство.
В действительности и тут существуют слабые
следы такой дифференциации».7
3. « В организме сознание
сконцентрировано в одной небольшой части
агрегата. В обществе сознание разлито
по всему агрегату: все его единицы способны
чувствовать наслаждение и страдание,
если не в равной степени, то приблизительно
одинаково».8
По Спенсеру общества, как и
живые существа, зачинаются из зародышей,
растут развиваются и гибнут по общим
законам.
Разрастание единиц в размерах
неизменно сопровождается возрастанием
сложности их структуры. Процесс роста,
по определению Спенсера, является процессом
интеграции. А интеграция, должна сопровождаться
прогрессирующей дифференциацией структур
и функций, если организм или общество
стремится остаться жизнеспособным. Организм
– это государство. Между его частями постоянно
происходят изменения, присущие живому
существу. Как всякое живое тело, "политический
агрегат" включает в себя процессы становления,
увеличения в размерах, усложнения строения,
т.е. государство рождается, размножается
и гибнет. "Политическому агрегату"
присуща специализация, которая представляет
собой объединение граждан в специальные
органы, осуществляющие только им свойственные
функции. Так создается система органов
политического тела, аналогичная частям
живого организма: правительственный
аппарат - регулятивная система (он подобен
нервно-мускульному аппарату в живом теле),
господствующий класс осуществляет в
основном функции обороны и нападения;
класс рабов обеспечивает организм питанием
и всем необходимым для полноценной жизнедеятельности.
1.2 Органицизм
Рене Вормса
Рене Вормс (1869-1926) французский
социолог, организатор социологической
науки, представитель органицизма в социологии.
В работе «Общественный организм» он проводит
аналогию между обществом и организмом,
полагая, что между ними есть сходства
и различия, а так же рассматривает составные
части общества.
Вормс дает следующее определение
организма: « это-живое целое, состоящее
из живых частей».9 Он считает, что: «живые тела
постоянно изменяют свой состав. В них
постоянно происходит всякое движение:
1) поглощение и сплочение (интеграция),
которая состоит в том, что живые тела
воспринимают пищу из окружающей среды,
применяют ее к своим потребностям и превращают
ее в свой состав; 2) извержение и расчленение
(дифференциация), которая состоит в том,
что организмы отдают этой самой среде
некоторые из своих частиц. Организм каждую
минуту растет и убывает. Перевес роста
над убылью и составляет силы, поддерживающие
жизнь».10
Общество, по определению Рене
Вормса, это: « прочное соединение живых
существ, проявляющих свою деятельность
сообща».11 Он считает, что определение
организма применимо и к обществу. Оно
тоже состоит из живых частей, особей и
есть также целое, имеющее собственную
жизнь. Исходя из этого, Вормс выделяет
сходства между организмом и обществом:
1. «Отсутствие правильности
в пространстве и отсутствие постоянства
во времени – две общие черты, свойственные
общей форме общества и организма. Внешние
очертания живого существа не представляют
геометрической правильности, и оно изменяется
каждую минуту. Тоже самое происходит
и в обществе. Внешняя форма общества обусловливается
занимаемой им страной, границы которого
представляют самые причудливые линии.
И они беспрестанно изменяются вследствие
войны или переселений.
2. Двойное движение входа
и выхода, усвоение и выделение, которое
так поразительно в живом существе, замечается
так же и в обществе. Ежеминутно общество,
влияя на внешнюю среду, вбирает в себя
новые силы, и превращает все, что его
окружает, в общественное богатство. Развитие
богатств дает членам общества возможность
продлить свой век и усиливает их способность
к воспроизведению. Таким образом появляются
новые особи, занимающие место исчезающих.
Движение входа и выхода проявляется в
обществе двояко: вход и выход богатств
и вход и выход личностей».12
3. «Последствия питания
проявляются в обществе точно
так же, как в организме.
4. Общества, подобно организмам,
подвержены смерти».13
Так же между обществом и организмом
существуют различия
1. «Общественное тело
отличается от простого организма
главным образом тем, что оно бесконечно
сложнее. Органическая составная часть
есть клетка, а общественная составная
часть – человек.
2. Отношения между составными
частями общества не только сложнее, но
и разнообразнее, чем отношения между
частями организма».14
Организм является одним определенным
целым, который может быть рассмотрен
через части. А для общественного тела
нужно сначала определить составные части,
чтобы понять, какова его форма. Составными
частями общественного тела являются
человеческие существа. Внешним эпителием
общества выступает масса солдат, охраняющих
границы этого общества. Мускулам, двигателям
организма, в обществе соответствует рабочая
сила, которая является истинным двигателем
в человеческой промышленности. Мозг общества
– парламент. Чувствительные и двигательные
нервы изображаются в обществе агентами,
которые передают предписания общественным
центрам разных родов и тем лицам, которые
исполняют их приказания. Когда из организма
исчезает клетка, а из общества человеческое
существо, то организм и человеческое
общество продолжают жить, а отмершие
части заменяются другими и продолжают
функционировать.
Глава
II. Сравнение представлений об обществе
как организме Герберта Спенсера и Рене
Вормса
Развитие общества Спенсер понимает по
аналогии с развитием организма. По мнению
Г. Спенсера, государство есть некий общественный
организм, состоящий из отдельных людей,
подобно тому, как живой организм состоит
из клеток. Важным аспектом данной теории
является утверждение о том, что государство
образуется одновременно со своими составными
частями - людьми - и будет существовать,
пока существует человеческое общество.
Государственная власть - это господство
целого над своими составными частями,
выражающееся в обеспечении государством
благополучия своего народа. Если организм
здоровый, то и клетки его функционируют
нормально. Болезнь организма подвергает
опасности составляющие его клетки, и,
наоборот, больные клетки снижают эффективность
функционирования всего организма.
Высота развития общества измеряется
степенью интеграции целого и дифференциации
частей: чем совершеннее организм, тем
более его части поглощены целым и тем
большее различие существует между частями.
Обнаруживая аналогии между строением
и развитием организма и общества, Спенсер
отмечает и различия.
Рене Вормс, так же как и
Спенсер, сравнивает развитие общества
как организма. Общество, по Вормсу, это
прочное соединение живых существ, проявляющих
свою деятельность сообща. По его мнению,
в организме происходит процесс поглощения
и сплочения (интеграция), и процесс извержения
и расчленения (дифференциация).
Общества, как и организмы, состоят
из частей. Число возможных сочетаний
между составными частями общества возрастает
по мере усложнения этих частей. Составными
частями человеческого тела являются
человеческие существа. Мозгом в обществе
является парламент, которое функционирует
с помощью его составных частей: мускульной
системы, состоящей из рабочей силы, чувствительных
и двигательных нервов.
У Рене Вормса, так же как и Герберта
Спенсера, в обществе проходят процессы
интеграции и дифференциации. Они выделяют
между обществом и организмом как сходства,
так и различия. Особенность органицизма
Спенсера является то, что он пытался сохранить
за индивидом автономию, не поглощая человека
системой.
1 Спенсер, Г. Основания социологии / Г.
Спенсер // Западно-европейская социология
XIX века: Тексты. – Под ред. В.И. Добренькова.
– М.: Издание Международного Университета
Бизнеса и Управления, 1996. – С. 212.
2 Там же. – С. 214
3 Спенсер, Г. Основания социологии / Г.
Спенсер // Западно-европейская социология
XIX века: Тексты. – Под ред. В.И. Добренькова.
– М.: Издание Международного Университета
Бизнеса и Управления, 1996. – С. 215