Основные направления совершенствования реализации социальных услуг
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 12:53, реферат
Краткое описание
В настоящее время социальная работа - как часть социальной экономики, как профессия, как наука - достигла небывалого расцвета. Сформировались новые подходы, появилось новое законодательство, накоплен большой опыт. Осуществлявшиеся в последние годы исследования привели к более глубокому пониманию уровня бедности в России и выявили основные характеристики «новых бедных», они также привлекли внимание общественности к необходимости пересмотра социальной политики для решения данных проблем.
Содержание
• ВВЕДЕНИЕ 3 o 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ в российской федерации 6 o 1.1.Место и роль социальных услуг в развитии социальной сферы 6 o 1.2. Необходимость оказания социальных услуг органами местного самоуправления 13 • 1.3. Зарубежный опыт оказания социальных услуг 27 o 2. оценка реализации социальных услуг населению муниципального образования «город Йошкар-Ола» 35 o 2.1. Анализ реализации социальных услуг в сфере здравоохранения 35 o 2.2. Оценка предоставления социальных услуг в сфере образования 55 • 2.3. Анализ реализации федеральных законов по социальной поддержке населения 67 • 3. основные направления совершенствования реализации социальных услуг 75 • 3.1. Совершенствование финансового механизма реализации социальных услуг 75 • 3.2. Стратегия социально-экономического развития МО «Город Йошкар-Ола» в аспекте предоставления социальных услуг 80 o Охрана и укрепление здоровья горожан 83 • 3.3. Мероприятия по совершенствованию реализации социальных услуг в сфере образования 90 • 3.4. Мероприятия по совершенствованию реализации социальных услуг в сфере здравоохранения 92 • 3.5. Мероприятия по укреплению социальной защиты населения 94 3.6. Финансово-экономические основы построения механизма реализации государственной ответственности в области дошкольного и начального общего образования • Заключение 104 Список используемых источников
потребителей социальных
услуг (жителей муниципальных структур)
и
обслуживающую их инфраструктуру
(состоящую из специализированного транспорта,
информационных, рекламных, сервисных
центров и т.п.), направленную на удовлетворение
потребностей населения муниципальных
структур в социальных услугах.
Социальная сфера муниципальной
структуры ограничена географический
масштабами территории и имеет целью удовлетворение
потребностей местного населения в социальных
услугах (здравоохранения, образования,
культуре, спорте). В результате достижения
данной цели повышается уровень качества
жизни населения муниципальной структуры,
а предприятия социальной сферы получают
прибыль, позволяющую им развиваться.
Возникновение и развитие
теории управления развитием социальной
сферой обусловлены рядом причин:
во-первых, качественные
сдвиги в экономике ставят перед объектами
социальной сферы новые сложные задачи
по наиболее полному удовлетворению постоянно
возрастающих потребностей населения
в социальных услу-гах;
во-вторых, рост масштабов
деятельности социальной сферы, развитие
и усложнение ее связей с другими отраслями
народного хозяйства, ус-корение научно-технического
прогресса, интенсификация отрасли, переход
к цивилизованной, социально ориентированной
рыночной экономике выдвигают крупные
теоретические проблемы, решение которых
невозможно без управления, основанного
на научных знаниях.
Управление социальной
сферой муниципальных структур должно
быть ориентировано на стратегические
цели развития социальных услуг города.
Какими бы выгодными ни казались те или
иные проекты управленческих решений
в текущем периоде, они, на наш взгляд,
должны быть отклонены, если вступают
в противоречие с миссией, стратегическими
направлениями развития муниципальных
структур или ведут к снижению эффективности
их развития в пер-спективном периоде.
Решение концептуальных
и методических проблем оп-ределения перспективных
направлений программно-целевого развития
системы управления, формирования и воплощения
основных принципов и факторов, влияющих
на создание эф-фективной системы управления
социально-экономическими процессами,
конструирования и использования механизма
многоуровне-вого и многоканального финансирования,
повышения мо-бильности, гибкости и адаптивности
систем управления уч-реждениями социально-экономической
сферы к изменяющимся потребно-стям рынков
социальных услуг также ждут своего решения.
Анализируя развитие
систем управления социальным развитием
региона, необходимо:
- выявить особенности
функционирования системы управления
социальными процессами в регионе
в условиях существенного изменения
факторов хозяйствования, рефор-мирования
социально-экономической сферы;
- обосновать социально-экономическую
результатив-ность применения общесистемных,
особенных и специфиче-ских принципов
создания эффективной системы управления
социальными процессами;
- разработать методические
положения многоуровне-вого управления
процессом оказания социальных услуг
насе-лению, а также программу вычислений
потенциала доходов бюджета региона;
- определить стратегические
направления программ-но-целевого развития
системы управления социально-экономическими
процессами, стратегию развития учреждений
социальной сферы.
В качестве условий,
формирующих среду, а также осо-бенностей
функционирования и причин, вызывающих
необ-ходимость реформирования системы
социального обеспече-ния и защиты населения
в регионе и социальной сферы в це-лом,
могут выступать:
- формирование и
становление новой социально-экономической
среды, проявляющиеся в возникновении
рын-ков социальных продуктов и услуг,
в изменении механизмов социальной защиты
различных слоев, групп и категорий на-селения,
в становлении новых государственных
и обществен-ных структур - органов занятости
населения, общественных объединений
предпринимателей, новых профсоюзов, бирж
труда, выступающие как предпосылка возникновения
новых возможностей управления социальной
сферой в регионе, зна-чительно отличающихся
от существовавших ранее;
- многократное сокращение
объемов финансирования социальной
сферы из средств федерального
бюджета, не по-зволяющее осуществлять
социальную помощь и оказывать социальные
услуги населению региона в необходимом
объе-ме и обладающих качественными характеристиками,
адек-ватными требуемым на рынке социальных
продуктов и услуг, обусловливающее создание
многоканального, многоуровне-вого финансирования;
- отсутствие координации
при взаимодействии эле-ментов системы
социального обеспечения в регионе, не
способных, в свою очередь, создать научно
обоснованную и эффективную систему управления
социальным процессом в со-ответствии
с новыми социально-экономическими стандарта-ми
и с учетом вносимых изменений в планы
социально-экономического развития региона,
а также обеспечить при-влечение иных,
кроме государственного, каналов, источни-ков
финансирования;
- недостаточность
научных обоснований результатов
маркетинговых исследований рынка
социальных продуктов и услуг
на федеральном, региональном и
местном уровнях управления, не
позволяющая осуществить сегментирование
рынков потребителей социальных
услуг, позиционирование экономических
свойств и качеств социальных
продуктов и услуг, а также
выявить потребности социального
рынка и установить его особенности
в каждом регионе, области, го-роде,
районе в соответствии с наличием и перспективами
структурных изменений доли и объемов
промышленного производства и инфраструктуры,
обусловленными тенден-циями развития
пред-приятий различных организаци-онно-правовых
форм;
- неэффективность
и несогласованность принимаемых
целевых программ по управлению
развитием социальных процессов
не только на территории района,
города, но и в рамках региона, не позволяющие
создать действенную ре-гиональную систему
критериев определения качества, единых
требований к объему социальных продуктов
и услуг, и, в свою очередь, обусловливающие
необходимость разработки и внедрения
организационно-социальных и управленческих
мероприятий по созданию координирующего
органа.
Эффективный механизм
управления социальной сферой муниципальных
структур позволяет в полном объеме реализовать
стоя-щие перед ним цели и задачи, способствует
результативному осуще-ствлению всех
его функций в социальной сфере.
Управление социальной
сферой муниципальных структур должно
быть ориентировано на стратегические
цели развития региона. Какими бы выгодными
ни казались те или иные проекты управленческих
решений в текущем периоде, они должны
быть отклонены, если вступают в противоречие
с миссией, стратегическими направлениями
развития муниципальных структур или
ведут к снижению эффективности реализации
социальных услуг в пер-спективном периоде.
Стратегия управления
социальной сферой муниципальных структур
непосредственно связана с формированием
стратегий развития муниципальных структур.
В наибо-лее общем виде под стратегией
управления социальной сферой муниципальных
структур понимается формирование системы
долго-срочных целей социальной деятельности
в муниципальных образованьях и выбор
наиболее эффективных путей их достижения.
Таким образом, одним
из основных направлений формирования
системы управления социальным развитием
муниципальных структур является формирование
условий для наиболее полного удовлетворения
потребностей населения в социальных
услугах.
1.2. Необходимость оказания социальных
услуг органами местного самоуправления
Муниципальная
деятельность реализуется благодаря системе
социальных ус-луг, предоставление которых
обеспечивает те или иные составляющие
качества жизни. Управление оказанием
муниципальных услуг служит важнейшей
состав-ной частью муниципального управления.
Поэтому вопрос о муниципальных ус-лугах
является ключевым к пониманию всех социально-экономических
процес-сов, происходящих на местном уровне.
Государственные
и муниципальные услуги -- это общественно
полез-ные функции, осуществляемые органами
государственной власти или местного
самоуправления бюджетными учреждениями,
а также блага и услуги, предоставляемые
ими гражданам и юридическим лицам.
Муниципальная
услуга является базовым элементом, клеточкой
всей муници-пальной деятельности, основой
экономических и социальных отношений
между людьми на территории муниципального
образования.
Прежде чем
характеризовать систему социальных услуг,
необходимо рас-смотреть особенности
услуги как продукта человеческой деятельности.
Свои по-требности человек удовлетворяет
с помощью материальных благ и услуг.
Мате-риальные
блага - это вещи, предметы, которые можно
потрогать, подержать в руках: жилище,
мебель, продукты питания, одежда, обувь,
лекарства, телевизор и т. д. В давние времена,
при натуральном хозяйстве, основную часть
материальных благ люди производили для
себя сами: выращивали хлеб, ткали ткани,
шили одежду, изготавливали орудия производства
и т. п. В современном обществе подавляю-щая
часть материальных благ имеет форму товара,
который человек приобретает в магазине,
на рынке или в другом месте. Другая часть
человеческих потребностей удовлетворяется
с помощью услуг, не имеющих материальной
формы [58, с. 209].
Основные
различия между материальными благами
и услугами представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Различия
между материальными благами и услугами
Материальные блага
(продукт)
Услуга
Осязаемость
Неосязаемость
Существует отдельно
от производителя
Неотделима от производителя
Качество можно измерить
с помощью определенных параметров (характери-стик)
Качество колеблется
в широких пределах в за-висимости от производителя
услуги, места и времени ее оказания (непостоянство
качества). Измерение качества ряда услуг
затруднено
Подлежит сохранению
в течение опре-деленного времени
Не может быть сохранена
(свойство несохра-няемости)
Несмотря на эти различия, очевидно, что
и на производство материальных благ,
и на оказание услуг тратится человеческий
труд, который должен быть оплачен.
Часть услуг человек оказывает себе сам
или члены семьи оказывают их друг другу
в рамках домохозяйства. Например, женщина
в доме готовит пищу на всю семью. Но вы
можете сходить в ресторан, работники
которого окажут вам услугу по приготовлению
пищи, а потом вымоют использованную вами
посуду. Здесь услуга сопровождает материальный
продукт (продукты питания), следует за
ним. Следование за продуктом, одновременное
предоставление товара и сопутствую-щих
ему услуг - достаточно распространенное
явление. Вы можете сами отре-монтировать
свою квартиру, а можете пригласить профессионалов-ремонтников,
можете сами починить телевизор, купив
необходимые для этого детали, а може-те
вызвать мастера, который продаст вам
эти детали и произведет ремонт, и т. д.
По мере развития цивилизации и углубления
разделения труда все меньшую долю услуг
человек оказывает себе сам или в пределах
домохозяйства и все чаще пользуется услугами
со стороны. Отсюда можно сделать вывод,
что потребности людей в услугах будут
постоянно возрастать.
Не все услуги, в которых нуждается человек,
связаны с местом его проживания (например,
транспортные услуги вне поселения, туристические,
курортные и дру-гие услуги). Однако подавляющее
большинство услуг люди хотят получать
там, где живут и работают. Именно их мы
будем называть «муниципальными».
Муниципальными услугами называются
такие услуги, которые предоставля-ются
в месте проживания человека или вблизи
от него и за обеспечение которыми органы
местного самоуправления несут ту или
иную ответственность [56, с. 319].
Понятие «муниципальные» в данном случае
подразумевает не форму собствен-ности
организации, оказывающей услугу, а местный
характер услуги, определяе-мый местом
проживания человека. К муниципальным
услугам относится весь комплекс жилищно-коммунальных,
транспортных (в пределах территории посе-ления),
бытовых, торговых, образовательных, медицинских,
культурных, досуговых и других услуг.
К муниципальным услугам следует относить
и такие, как обеспечение общественного
порядка, обустройство и содержание территории,
обеспечение ее экологического и санитарного
благополучия и т. д. Даже то, что мы называем
«комплексным социально-экономическим
развитием» муниципаль-ного образования,
означает не что иное, как целенаправленное
изменение ситуа-ции в сторону увеличения
объема и повышения качества муниципальных
услуг. По отношению к функции оказания
муниципальных услуг населению все осталь-ные
функции местного самоуправления производны.
В приложении 1 приведен перечень социальных
услуг, оказываемых по отраслям социальной
сферы.
Социальными услугами в отрасли образование
являются дошкольное образование, начальное,
основное и среднее общее образование,
дополнительное образование.
Социальную политику в области охраны
здоровья можно определить как управление
и регулирование процессов, способствующих
оздоровлению населения. В отрасли здравоохранения
предоставляются следующие виды услуг:
диагностика и лечение заболеваний, медицинская
профилактика заболеваний и реабилитация
населения.
Задачи органов местного самоуправления
в разработке и реализации социальной
политики в области охраны здоровья населения
заключаются в рациональном сочетании
решения проблем федерального значения
и местных. Органы местного самоуправления
должны обеспечить эффективное включение
мероприятий по охране здоровья в общую
систему социальной политики, проводимой
в регионе.
В области спорта и физической культуры
предоставляются спортивные площади для
проведения спортивно-массовых мероприятий,
оказывается комплекс спортивно-оздоровительных
услуг, организуются занятия физкультурой
и спортом в учебных группах и др.
В отрасли культура - организуются праздники,
выставки, творческие встречи, проводятся
вечера отдыха, концерты и прочие программы.