Основные особенности культурной политики за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:49, реферат

Краткое описание

Каким же образом (здесь и далее мы имеем в виду передовые страны Европы и Америки) удается обеспечить высокий уровень рекреационно-досуговой деятельности для большинства своих граждан, в том числе и для тех, которых можно отнести к специфическим группам населения (инвалиды, представители так называемых «групп риска» и др.)?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим вначале некоторые аспекты культурной политики зарубежных стран.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Особенности культурной политики передовых стран Запада…………………5
Управление и финансирование учреждений культуры стран Запада………7
Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми «третьего возраста»…………………………………………………………………………13
Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне ………15
Зарубежные модели досуга …………………………………………………….20
Стратегические дилеммы культурной политики……………………………...24
Заключение ………………………………………………………………………25
Список используемой литературы……………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат2.docx

— 58.02 Кб (Скачать файл)

Остановимся на некоторых  других особенностях организации и  управления культурно-досуговой деятельностью  в разных странах.

В ФРГ культурная политика вырабатывается в основном на уровне земель и городов. Это сложилось  исторически. На федеральном уровне осуществляется только политика в сфере  молодежной культуры, в области телевидения, культурные связи с зарубежными  странами.

На уровне земель местными органами управления принимается бюджет культуры, основанный на значительных финансовых средствах. Кроме того, крупные  города имеют собственные фонды  в дополнение к тем, что выделяют земли (например, Франкфурт-на-Майне 7% общегородского бюджета направляет на развитие культуры).

Большую роль в культурной жизни Германии играют общественные и благотворительные организации  и ассоциации. Они располагают  собственными материальными средствами и в значительной степени независимы в своей деятельности. Так, организации, объединяющие любителей театров, насчитывают  более 600 тыс. человек, играя важную роль в поддержании театральной  деятельности на уровне высших стандартов. (СНОСКА: Культурная политика и художественная жизнь. - М., 1996. - С. 319 - 120)

Профсоюзы ФРГ субсидируют  многочисленные культурные ассоциации, проводят разнообразные мероприятия, например, театральные фестивали. Благотворительные, религиозные и другие организации  финансируют строительство или  функционирование общественно-культурных центров для молодежи.

В Норвегии, в отличие от Германии, децентрализация сложилась  не исторически, а в результате сознательно  проводимой политики с середины 70-х  гг. XX столетия. Центральные органы большинство прав в сфере культуры передали на местный уровень. Созданные  на местах советы по культуре при соблюдении некоторых условий сами определяют использование финансовых средств.

В США разработана специальная  методика оценки объективных нужд городов  и регионов страны в развитии социальной инфраструктуры. В соответствии с  разработанным коэффициентом распределяются субсидии между городами. Увеличивается  доля прямых грантов местным властям. А местные власти сами определяют направления средств и грантов. Наряду с государственным финансированием существуют и другие источники поддержания культуры на местах.

Во Франции, стране централизованного  управления, большую роль в пополнении средств, выделяемых на культуру на местах, играет меценатство (по закону суммы, выделенные на развитие культуры, не облагаются налогом). Средства, полученные от меценатства  и от рекламы, местные власти используют самостоятельно.

 

Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми «третьего  возраста»

Если работа по месту жительства за рубежом близка аналогичной работе в России, то культурное обслуживание инвалидов во многом является новым  видом деятельности для российской действительности.

Здесь мы, действительно, отстали  от Запада и, может быть, в большей степени, чем даже в создании индустрии досуга. Для нас как бы не существовало этой проблемы. У нас как бы не было тех же инвалидов. А если для инвалидов и проводилась культурно-досуговая работа, то о ней знали только сами организаторы этой работы. В данном вопросе «развитой социализм» однозначно уступил «развитому капитализму». И дело даже не в уровне этой работы, ее материальном обеспечении. Коренное отличие в постановке культурно-досуговой работы, например, с инвалидами у нас и на Западе заключается в понимании социального статуса данной категории граждан. У нас - их как бы нет, они где-то там, в закрытых (специальных) лечебных заведениях. На Западе, и в соответствии с законодательством, и в значительной мере на практике, инвалиды - та категория, которая имеет доступ к основным культурным ценностям, что и здоровые люди.

Открытость работы со всеми  категориями населения - еще одна из особенностей западного досуговедения. Открытость, если она не вредит, конечно, нравственной стороне дела, не затрагивает нравственных чувств индивида и окружающих.

Во время прохождения  практики в голландском парке  «Эфтелинг» автору этих строк неоднократно приходилось наблюдать такую картину. В один из дней недели к парку подъезжают комфортабельные автобусы, из которых выкатываются коляски с инвалидами-олигофренами. В течение почти всего дня «дауны», как в просторечии называют представителей этой болезни, в сопровождении медперсонала находятся на свежем воздухе. Их коляски видны повсюду: на дорожках парка, на открытых лужайках, в тени деревьев. Наблюдают «дауны» и за тем, как работают многочисленные аттракционы, в том числе и особенно любимые молодежью, от которых захватывает дух: ((Голландская лодка)), «Американские горки» и др. При этом присутствие «даунов» никоим образом не стесняет «обычную» публику. Жизнь парка идет своим чередом. Каждый проводит время в соответствии со своими желаниями...

Пожалуй, только российские библиотеки организуют работу с инвалидами на должном уровне и хорошо информированы  о зарубежном опыте.

Социальная защищенность инвалидов уже длительное время  является предметом пристального внимания со стороны ООН и других международных  организаций. Генеральная ассамблея  ООН приняла Декларацию о правах инвалидов (9 декабря 1975 г.), в которой  провозглашены: неотъемлемое право  инвалидов на уважение их человеческого  достоинства; одинаковые с остальным  населением гражданские и политические права, право на образование и  различные формы обслуживания, которые  позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной реабилитации; право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования; право участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. (СНОСКА: См.: Диянская Г.П. Библиотеки для слепых за рубежом. - М., 1996. – С. 6.)

В 1981 г. был проведен Международный  год инвалидов, а в 1983- 1992 гг. - десятилетие  инвалидов, вызвавшие сильный резонанс в сфере мировой социальной политики. В 1982 г. ООН приняла долгосрочную всемирную программу действий в  отношении к инвалидам. Ее цель - стимулировать эффективные меры по предупреждению инвалидности, по реабилитации, реализации задач полного участия  инвалидов во всех сферах общественной жизни.

Организация культурно-досуговой  деятельности на местном уровне

Как уже отмечалось, в большинстве  европейских стран основная поддержка  культуры, а, следовательно, и основная культурная деятельность осуществляется на местном уровне. (СНОСКА: Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М., 2002. – С. - 92) Но, прежде чем остановиться на этом вопросе, рассмотрим кратко специфические особенности зарубежных культурно-досуговых учреждений. Ибо эта специфика в значительной степени влияет на характер организации досугово-рекреационной деятельности на всех уровнях, в том числе и на местном. Имеет значение также и анализ того нового, что появилось на Западе в культурно-досуговой сфере.

Из специфических особенностей отметим основную: отсутствие жесткой функциональной дифференциации культурно-досуговых учреждений и все большее объединение досуговых функций в деятельности каждого учреждения (стремление к многофункциональности: музей, библиотека - это одновременно и клуб, т.е. досуговый центр). (СНОСКА: Одним из первых среди российских исследователей, кто обратил внимание на эту особенность, является Н.Ф.Максютин. См. его учебное пособие «Культурно-досуговая деятельность» (Тема 10. Культурно-досуговая деятельность за рубежом. - С. 113-124).) Во многих учреждениях культуры и искусств (прежде всего - музеях) большое внимание уделяется решению рекреационных задач (создаются специальные зоны отдыха, в том числе и на открытом воздухе, пункты питания, детские игровые комнаты и т.п.).

По сути дела, рекреационная  функция пронизывает деятельность большинства зарубежных культурно-досуговых  учреждений. При этом она не отменяет основной (специфической) функции того или иного учреждения. Так, например, при наличии мощного рекреационного фона зарубежные музеи (Англия) все  больше внимание уделяют развитию интеллектуально-познавательных способностей учащейся молодежи. (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран. - М., 2002. Вып.З. - С.3-10) Библиотеки, активно использующие клубные (досугово-рекреационные) формы, основной задачей считают расширение доступа пользователей к информации (книги, аудио-, видео-, компьютерные средства). В последние годы в ряде стран (Франция) появился новый вид библиотек - медиатеки, специализирующиеся на информации о произведениях искусства. Обычным явлением на улицах и площадях французских городов стала работа библиобусов (библиотека на колесах). (СНОСКА: См.: Библиотеки за рубежом. - М, 1998. - С. 163-177.)

Поиск новых форм организации  культурно-досуговой деятельности ведется по всем направлениям: и  в чисто рекреационном (самые  разнообразные виды парков, искусственные  зоны отдыха), культурно-просветительном (музеи и библиотеки), творческо-компенсаторском (разнообразные студии и любительские объединения).

Несколько слов о парках. В ряде стран рекреационно-парковая работа выносится на уровень национальной (государственной) политики. Так, например, о состоянии этой работы регулярно  докладывается Президенту и Конгрессу  США.

Существуют самые разнообразные  типы парков. Национальные парки (США, Канада), основное назначение которых - в предоставлении гражданам возможности  отдыхать в условиях живой, «нетронутой» природы. Городские или пригородные  парки досуга. Эти парки условно  можно разделить на две группы: I - традиционные комплексные (семейного  типа), аналогичные нашим паркам культуры и отдыха, предоставляющие  посетителям разнообразные виды досуга на открытом воздухе; II - тематические, придерживающиеся какого-либо одного направления (ландшафтные, исторические, архитектурные, этнографические, зоологические, чисто развлекательные типа Диснейленда  и т.п.). Так, например, летом 2001 г. в  Мадриде открылся уникальный для  Испании Биологический парк (по нашей  классификации - тематический парк), где  органично соединился досуг, окружающая среда и мир животных. На площади в 140 тыс. кв. м. расположены различные биологические установки, экосистемы и повсюду свободно разгуливают животные. Специфична топография парка. Она включает холмы, родники, пруды, фонтаны и т.п. Парк дает приют 3500 животным 720 видов и 72 тыс. деревьев и кустарников .

Большое распространение  в последние годы на Западе получили так называемые искусственные зоны отдыха. Эти зоны могут создаваться  как под открытым небом, и в  таком случае они становятся своеобразными  тематическими парками, например, парк аттракционов, так и под крышей - имитация, например, какого-либо экзотического  уголка земного шара. Возможны и  смешанные варианты: часть искусственной  зоны - под открытым небом, другая - под  крышей и т.п.

Одно из сильных в этом плане личных впечатлений - период прохождения  вместе со студентами учебно-производственной практики в Голландии.

Мы подъезжаем к Роттердаму, одному из крупнейших городов Голландии. На окраине города останавливаемся  у светофора и в течение  нескольких минут из окон автобуса видим следующее. С левой стороны  трассы - стеклянное, круглой формы, здание бассейна, изнутри начиненное прозрачными трубами метрового  диаметра. Вместе с потоком воды на большой скорости, сверху вниз, вытянув  вперед руки, мчатся по трубам фигуры пловцов... Захватывающее зрелище. Да и вид  занятия не для каждого, а только для физически здоровых и смелых людей… . (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран. Вып.2. - М., 2002. -С.30. Примечательна и другая информация относительно этого парка: на его строительство затрачено 7000 млн. пасет; в результате ввода его в эксплуатацию появилось 200 рабочих мест. О проблемах зарубежных искусственных зон отдыха см, в приложении 5)

Появляются новые формы  культурной жизни и в других областях.

В лучшем музее Британии организуется, например, выставка художников-любителей (можно себе представить чувства  людей, удостоенных такой чести),

В ряде зарубежных стран (Германия, Австрия, Италия, США) многие банки становятся собирателями, хранителями и популяризаторами произведений современной живописи. В таком случае банк выступает  и как картинная галерея, и, что  не менее важно, как спонсор и  меценат новых видов искусства.

Продолжается развитие мультиплексов. В 2000 г. во Франции было открыто 19 новых  мультиплексов. А всего в стране насчитывается 84 мультиплекса, которые  посетило 57 млн. человек, Мультиплексы открываются не только в крупных, но и в средних и малых городах. Так, в Страсбурге открыт мультиплекс  с 22 кинозалами, рассчитанными на 5400 посадочных мест. По отношению к  посещаемости кинотеатров, посещаемость мультиплексов составляет 35%.

Начиная с 1994 г. во Франции  наблюдается рост посещаемости кинотеатров  в летнее время. (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран. - М, 2002. - Вып.З С.28-30) В США получили развитие открытые кинозалы для автомобилистов.

Интересен сам подход к  организации деятельности зарубежных учреждений культуры. Вот, например, какие  рекомендации даются европейскими специалистами  по организации работы музеев и библиотек:

§   музей должен не только демонстрировать экспонат, но и давать необходимые пояснения;

§   посетителям (музеев) нужно разрешить не только смотреть на экспонат, но и трогать его руками, видеть, как проводится реставрация или делаются копии экспонатов, и даже принимать в этом участие. Так посетитель больше запомнит;

§   музеи должны предоставлять посетителям возможность отдохнуть, развлечься и вкусно поесть;

§   книги б библиотеках представляют собой ресурсы долговременного хранения, а не материалы, от которых следует избавляться, если они не пользуются популярностью. В случае, если нужно освободить место для новых поступлений, книги, не пользующиеся спросом, должны быть перемещены с сохранением возможности доступа и поиска в каталоге;

§   местные библиотеки должны выполнять важную социальную и образовательную функцию. Они должны быть открыты в удобное для большинства населения время и др. (СНОСКА: Из сборника «Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры». - М., 2002.-С.95-96)

Заслуживает внимания зарубежный опыт туристической деятельности, работы с детьми, организации досуга с  наименее защищенными в социальном отношении группами населения (малоимущими, инвалидами, представителями групп  риска) и т.п.

Информация о работе Основные особенности культурной политики за рубежом