Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:49, реферат
Каким же образом (здесь и далее мы имеем в виду передовые страны Европы и Америки) удается обеспечить высокий уровень рекреационно-досуговой деятельности для большинства своих граждан, в том числе и для тех, которых можно отнести к специфическим группам населения (инвалиды, представители так называемых «групп риска» и др.)?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим вначале некоторые аспекты культурной политики зарубежных стран.
Введение…………………………………………………………………………..3
Особенности культурной политики передовых стран Запада…………………5
Управление и финансирование учреждений культуры стран Запада………7
Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми «третьего возраста»…………………………………………………………………………13
Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне ………15
Зарубежные модели досуга …………………………………………………….20
Стратегические дилеммы культурной политики……………………………...24
Заключение ………………………………………………………………………25
Список используемой литературы……………………………………………...26
Остановимся на некоторых
других особенностях организации и
управления культурно-досуговой
В ФРГ культурная политика вырабатывается в основном на уровне земель и городов. Это сложилось исторически. На федеральном уровне осуществляется только политика в сфере молодежной культуры, в области телевидения, культурные связи с зарубежными странами.
На уровне земель местными органами управления принимается бюджет культуры, основанный на значительных финансовых средствах. Кроме того, крупные города имеют собственные фонды в дополнение к тем, что выделяют земли (например, Франкфурт-на-Майне 7% общегородского бюджета направляет на развитие культуры).
Большую роль в культурной
жизни Германии играют общественные
и благотворительные
Профсоюзы ФРГ субсидируют многочисленные культурные ассоциации, проводят разнообразные мероприятия, например, театральные фестивали. Благотворительные, религиозные и другие организации финансируют строительство или функционирование общественно-культурных центров для молодежи.
В Норвегии, в отличие от Германии, децентрализация сложилась не исторически, а в результате сознательно проводимой политики с середины 70-х гг. XX столетия. Центральные органы большинство прав в сфере культуры передали на местный уровень. Созданные на местах советы по культуре при соблюдении некоторых условий сами определяют использование финансовых средств.
В США разработана специальная
методика оценки объективных нужд городов
и регионов страны в развитии социальной
инфраструктуры. В соответствии с
разработанным коэффициентом
Во Франции, стране централизованного управления, большую роль в пополнении средств, выделяемых на культуру на местах, играет меценатство (по закону суммы, выделенные на развитие культуры, не облагаются налогом). Средства, полученные от меценатства и от рекламы, местные власти используют самостоятельно.
Если работа по месту жительства за рубежом близка аналогичной работе в России, то культурное обслуживание инвалидов во многом является новым видом деятельности для российской действительности.
Здесь мы, действительно, отстали от Запада и, может быть, в большей степени, чем даже в создании индустрии досуга. Для нас как бы не существовало этой проблемы. У нас как бы не было тех же инвалидов. А если для инвалидов и проводилась культурно-досуговая работа, то о ней знали только сами организаторы этой работы. В данном вопросе «развитой социализм» однозначно уступил «развитому капитализму». И дело даже не в уровне этой работы, ее материальном обеспечении. Коренное отличие в постановке культурно-досуговой работы, например, с инвалидами у нас и на Западе заключается в понимании социального статуса данной категории граждан. У нас - их как бы нет, они где-то там, в закрытых (специальных) лечебных заведениях. На Западе, и в соответствии с законодательством, и в значительной мере на практике, инвалиды - та категория, которая имеет доступ к основным культурным ценностям, что и здоровые люди.
Открытость работы со всеми категориями населения - еще одна из особенностей западного досуговедения. Открытость, если она не вредит, конечно, нравственной стороне дела, не затрагивает нравственных чувств индивида и окружающих.
Во время прохождения практики в голландском парке «Эфтелинг» автору этих строк неоднократно приходилось наблюдать такую картину. В один из дней недели к парку подъезжают комфортабельные автобусы, из которых выкатываются коляски с инвалидами-олигофренами. В течение почти всего дня «дауны», как в просторечии называют представителей этой болезни, в сопровождении медперсонала находятся на свежем воздухе. Их коляски видны повсюду: на дорожках парка, на открытых лужайках, в тени деревьев. Наблюдают «дауны» и за тем, как работают многочисленные аттракционы, в том числе и особенно любимые молодежью, от которых захватывает дух: ((Голландская лодка)), «Американские горки» и др. При этом присутствие «даунов» никоим образом не стесняет «обычную» публику. Жизнь парка идет своим чередом. Каждый проводит время в соответствии со своими желаниями...
Пожалуй, только российские библиотеки организуют работу с инвалидами на должном уровне и хорошо информированы о зарубежном опыте.
Социальная защищенность инвалидов уже длительное время является предметом пристального внимания со стороны ООН и других международных организаций. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о правах инвалидов (9 декабря 1975 г.), в которой провозглашены: неотъемлемое право инвалидов на уважение их человеческого достоинства; одинаковые с остальным населением гражданские и политические права, право на образование и различные формы обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной реабилитации; право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования; право участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. (СНОСКА: См.: Диянская Г.П. Библиотеки для слепых за рубежом. - М., 1996. – С. 6.)
В 1981 г. был проведен Международный год инвалидов, а в 1983- 1992 гг. - десятилетие инвалидов, вызвавшие сильный резонанс в сфере мировой социальной политики. В 1982 г. ООН приняла долгосрочную всемирную программу действий в отношении к инвалидам. Ее цель - стимулировать эффективные меры по предупреждению инвалидности, по реабилитации, реализации задач полного участия инвалидов во всех сферах общественной жизни.
Как уже отмечалось, в большинстве европейских стран основная поддержка культуры, а, следовательно, и основная культурная деятельность осуществляется на местном уровне. (СНОСКА: Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М., 2002. – С. - 92) Но, прежде чем остановиться на этом вопросе, рассмотрим кратко специфические особенности зарубежных культурно-досуговых учреждений. Ибо эта специфика в значительной степени влияет на характер организации досугово-рекреационной деятельности на всех уровнях, в том числе и на местном. Имеет значение также и анализ того нового, что появилось на Западе в культурно-досуговой сфере.
Из специфических особенностей отметим основную: отсутствие жесткой функциональной дифференциации культурно-досуговых учреждений и все большее объединение досуговых функций в деятельности каждого учреждения (стремление к многофункциональности: музей, библиотека - это одновременно и клуб, т.е. досуговый центр). (СНОСКА: Одним из первых среди российских исследователей, кто обратил внимание на эту особенность, является Н.Ф.Максютин. См. его учебное пособие «Культурно-досуговая деятельность» (Тема 10. Культурно-досуговая деятельность за рубежом. - С. 113-124).) Во многих учреждениях культуры и искусств (прежде всего - музеях) большое внимание уделяется решению рекреационных задач (создаются специальные зоны отдыха, в том числе и на открытом воздухе, пункты питания, детские игровые комнаты и т.п.).
По сути дела, рекреационная
функция пронизывает
Поиск новых форм организации
культурно-досуговой
Несколько слов о парках. В ряде стран рекреационно-парковая работа выносится на уровень национальной (государственной) политики. Так, например, о состоянии этой работы регулярно докладывается Президенту и Конгрессу США.
Существуют самые
Большое распространение в последние годы на Западе получили так называемые искусственные зоны отдыха. Эти зоны могут создаваться как под открытым небом, и в таком случае они становятся своеобразными тематическими парками, например, парк аттракционов, так и под крышей - имитация, например, какого-либо экзотического уголка земного шара. Возможны и смешанные варианты: часть искусственной зоны - под открытым небом, другая - под крышей и т.п.
Одно из сильных в этом плане личных впечатлений - период прохождения вместе со студентами учебно-производственной практики в Голландии.
Мы подъезжаем к Роттердаму, одному из крупнейших городов Голландии. На окраине города останавливаемся у светофора и в течение нескольких минут из окон автобуса видим следующее. С левой стороны трассы - стеклянное, круглой формы, здание бассейна, изнутри начиненное прозрачными трубами метрового диаметра. Вместе с потоком воды на большой скорости, сверху вниз, вытянув вперед руки, мчатся по трубам фигуры пловцов... Захватывающее зрелище. Да и вид занятия не для каждого, а только для физически здоровых и смелых людей… . (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран. Вып.2. - М., 2002. -С.30. Примечательна и другая информация относительно этого парка: на его строительство затрачено 7000 млн. пасет; в результате ввода его в эксплуатацию появилось 200 рабочих мест. О проблемах зарубежных искусственных зон отдыха см, в приложении 5)
Появляются новые формы культурной жизни и в других областях.
В лучшем музее Британии организуется, например, выставка художников-любителей (можно себе представить чувства людей, удостоенных такой чести),
В ряде зарубежных стран (Германия, Австрия, Италия, США) многие банки становятся собирателями, хранителями и популяризаторами произведений современной живописи. В таком случае банк выступает и как картинная галерея, и, что не менее важно, как спонсор и меценат новых видов искусства.
Продолжается развитие мультиплексов. В 2000 г. во Франции было открыто 19 новых мультиплексов. А всего в стране насчитывается 84 мультиплекса, которые посетило 57 млн. человек, Мультиплексы открываются не только в крупных, но и в средних и малых городах. Так, в Страсбурге открыт мультиплекс с 22 кинозалами, рассчитанными на 5400 посадочных мест. По отношению к посещаемости кинотеатров, посещаемость мультиплексов составляет 35%.
Начиная с 1994 г. во Франции наблюдается рост посещаемости кинотеатров в летнее время. (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран. - М, 2002. - Вып.З С.28-30) В США получили развитие открытые кинозалы для автомобилистов.
Интересен сам подход к организации деятельности зарубежных учреждений культуры. Вот, например, какие рекомендации даются европейскими специалистами по организации работы музеев и библиотек:
§ музей должен не только демонстрировать экспонат, но и давать необходимые пояснения;
§ посетителям (музеев) нужно разрешить не только смотреть на экспонат, но и трогать его руками, видеть, как проводится реставрация или делаются копии экспонатов, и даже принимать в этом участие. Так посетитель больше запомнит;
§ музеи должны предоставлять посетителям возможность отдохнуть, развлечься и вкусно поесть;
§ книги б библиотеках представляют собой ресурсы долговременного хранения, а не материалы, от которых следует избавляться, если они не пользуются популярностью. В случае, если нужно освободить место для новых поступлений, книги, не пользующиеся спросом, должны быть перемещены с сохранением возможности доступа и поиска в каталоге;
§ местные библиотеки должны выполнять важную социальную и образовательную функцию. Они должны быть открыты в удобное для большинства населения время и др. (СНОСКА: Из сборника «Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры». - М., 2002.-С.95-96)
Заслуживает внимания зарубежный опыт туристической деятельности, работы с детьми, организации досуга с наименее защищенными в социальном отношении группами населения (малоимущими, инвалидами, представителями групп риска) и т.п.
Информация о работе Основные особенности культурной политики за рубежом