Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:49, реферат
Каким же образом (здесь и далее мы имеем в виду передовые страны Европы и Америки) удается обеспечить высокий уровень рекреационно-досуговой деятельности для большинства своих граждан, в том числе и для тех, которых можно отнести к специфическим группам населения (инвалиды, представители так называемых «групп риска» и др.)?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим вначале некоторые аспекты культурной политики зарубежных стран.
Введение…………………………………………………………………………..3
Особенности культурной политики передовых стран Запада…………………5
Управление и финансирование учреждений культуры стран Запада………7
Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми «третьего возраста»…………………………………………………………………………13
Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне ………15
Зарубежные модели досуга …………………………………………………….20
Стратегические дилеммы культурной политики……………………………...24
Заключение ………………………………………………………………………25
Список используемой литературы……………………………………………...26
А теперь несколько подробнее об опыте зарубежной досугово-рекреационной деятельности по месту жительства. Хотя отличает нас здесь не столько характер этой работы, сколько ее уровень.
В зарубежном досуговедении используются два основных понятия: «досуг» и «рекреация». Чаще эти понятия объединяются в единое; досугово-рскреационная сфера. При этом в понятие «досуг» вкладывается больше коммерческо-развлекательный смысл, а в понятие «рекреация» - социальный, т.е. имеются в виду ее некоммерческий характер и направленность на социально-значимые цели. Достаточно подробно об этом говорится в главе «Организация досуга за рубежом», автором которой является Е.Г.Доронкина. (СНОСКА: См.: Культурно-досуговая деятельность; Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М.Чижикова. - М: МГУК, 1998. -С.430-454)
В реальной практике часто
трудно отделить одно понятие от другого.
Тем более и чисто
По нашему мнению, процесс
социализации личности происходит и
в чисто развлекательном
Нам представляется, что, говоря
об организации различных форм отдыха
на Западе, что было бы удобнее пользоваться
таким термином, как «досугово-рекреационная
деятельность» или «культурно-
Как уже отмечалось, большое внимание на Западе уделяется теоретической и практической сторонам проблемы досуга. Можно сказать, что на сегодняшний день выработана концепция досуга западной цивилизации, апробированы ее основные модели,
В соответствии с современной концепцией досуга, на Западе под досугом понимается совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образованность, свое добровольное участие в социально-культурном творчестве, будучи свободной от выполнения своих гражданских, профессиональных или семейных обязанностей. (СНОСКА: См.: Кротова Ю. Педагогика досуга в англоязычных странах. - СПб., 1994. – С. 146)
По сути дела, все западные модели досуга выполняют следующие функции: физиологическую, психологическую, познавательную, эстетическую, коммуникативную, компенсаторно-творческую. При этом обычно выделяют три важнейшие функции: рекреации, развлечения, физического и духовного развития личности. (СНОСКА: Там же. - С.23, 146)
В то же время досуговая модель каждой страны или группы стран имеет свои особенности. Речь идет о реальном весе той или иной функции, или их соотношении.
Имеют здесь значение и географическое положение страны, исторические и культурные традиции народа, наличие материальных и финансовых возможностей. В этой связи можно говорить о наличии нескольких основных моделей досуга: американской, европейской, бывшей советской, других стран и регионов (японской, китайской и т.д.). (СНОСКА: В целом положительно оценивая книгу Ю.Кротовой «Педагогика досуга в англоязычных странах», мы не можем согласиться с мнением автора о том, что якобы имеется англо-американская модель досуга (с.32), к которой «приписываются» англоязычные государства (США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия, Австралия). По нашему мнению, по своим традициям Великобритания ближе к европейской, чем к американской, модели досуга. Географически удаленные от США Новая Зеландия и Австралия имеют, по всей вероятности, свои региональные модели)
Так, в американской модели обращает на себя внимание перекос в сторону функции развлечения. В европейской модели более сбалансированное соотношение функций и большее внимание уделяется духовному развитию личности. Именно в европейских странах (Швейцарии, Германии и Франции) зародилось и получило развитие такое явление, как социально-культурное аииматорство, суть которого заключается в придании педагогической направленности досуговым мероприятиям. Несомненные достоинства были у советской модели досуга. Ее характеризовали такие качества, как стремление к духовному развитию личности, ярко выраженный воспитательный аспект. Недостатками советской модели можно считать недооценку рекреационно-развлекательных элементов досуга и его излишнюю идеологизацию. Досуговую модель современной России можно рассматривать как переходную. Она многое впитала в себя и от американской, и от европейской моделей, не располагая пока материальными и финансовыми возможностями для их реализации на практике. К сожалению, современная российская модель досуга по ряду позиций уступает бывшей советской. Так, например, фактически сведена на нет образовательно-воспитательная функция, снизилась роль творческо-развивающей функции. А сила любой национально-региональной модели досуга, прежде всего - в наличии баланса между ее функциями и во внимании к национально-историческим особенностям страны или региона.
Наличие различий и недостатков в зарубежных моделях досуга не отменяет того позитивного, что в них есть - стремления превратить досуг в пространство для развития личности, реализации ее творческих возможностей. Хотя на практике сделать это не всегда удается. Коммерческий сектор диктует свои условия.
Позитивным в теории и практике зарубежного досуга следует считать разработку и анализ таких понятий, как «педагогика досуга», «социально-культурная анимация», «досуговая квалификация» (выработка системы установок, умений и навыков рационального времяпровождения) (СНОСКА: См.: Кротова Ю. Педагогика досуга в англоязычных странах. - СПб., 1994. - С.45.) и таких явлений, как досуговая квалификация, досуговая карьера (как заменитель профессиональной карьеры; речь может идти, например, о карьерном волонтерстве). Заслуживает внимания попытка западного досуговедения дать определенную градацию досуговым явлениям: серьезный и обычный досуг (серьезный - как заменитель работы), качество свободного времени, оптимальный стиль досуга (СНОСКА: См.: Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социс №7. 2002. С.64-72) и др.
Стратегические дилеммы культурной политики
Модель «стратегических дилемм» Франко Бьянчини и Чарльза
Лэндри. Необходимость введения дилемм культурной политики; определение четких границ культурной политики.
Основные дилеммы. Культура
как сфера искусства или
как образ жизни. Культурная демократия или демократизация культуры.
Самодостаточность культуры или культура как инструмент развития
общества. Всегда ли искусство общественное благо.
Дилеммы практического воплощения политики в области культу-
ры. Консультирование с общественным мнением или активное участие
населения. Непосредственный государственный контроль или изоляция
от политического процесса. Государственная поддержка или развитие
рыночной экономики. Престижные проекты или проекты местного зна-
чения. Развитие национальных особенностей или интеграция в мировую культуру.
Дилеммы претворения в жизнь культурной политики в целях раз-
вития общества. Развитие отдельных сообществ или движения к одно-
родному обществу. Культурное многообразие или унификация культу-
ры. Культурное наследие или современная культура. Ориентация на
развитие туризма или на культурные программы, адресованные местно-
му населению. Внешний облик или внутренняя реальность.
Дилеммы культурой политики с точки зрения экономического раз-
вития. Дотации или инвестиции. Потребление или производство.
Дилеммы в области управления культурой. Централизация и де-
централизация управления. Прямая непосредственная государственная
поддержка или делегирование выполнения этих функций независимым
организациям. Поддержка искусства как такового или помощь деятелю
искусства. Финансирование инфраструктуры или поддержка деятельности в области культуры. Кто важнее: творческий работник или управленец.
Заключение
Прочная финансовая основа и значительная самостоятельность местных органов власти в проведении культурной политики позволяют в наибольшей степени учитывать культурные запросы основных категорий населения, вовлекать их в социально-культурную деятельность.
Именно работа по месту
жительства составляет основную часть
досугово-рекреационной
Наличие различий и недостатков в зарубежных моделях досуга не отменяет того позитивного, что в них есть - стремления превратить досуг в пространство для развития личности, реализации ее творческих возможностей. Хотя на практике сделать это не всегда удается.
Список используемой литературы
2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЭГО, 2001. – 287 с.
бие / В.И. Газетов, Ю.В. Калиниченко. – М.: КолосС, 2008. – 86 с.
М.: ИНФРА-М, 2006. – 632 с.
ное пособие [для студентов вузов] / В.З. Дуликов; Моск. гос. ун-т куль-
туры и искусств. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МГУКИ, 2009. – 161 с.
тики. Лекции по курсу. Теоретические основания культурной полити-
ки / А.И. Дымникова. – М., 1993.
ков // Ориентиры культурной политики. – 2001. – № 6.
К.Б. Соколов; РАН, М-во культуры и массовых коммуникаций РФ, Гос.
ин-т искусствознания. – СПб.: Алетейя, 2005. – 592 с.
колов. – СПб., 2001.
Информация о работе Основные особенности культурной политики за рубежом