Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:06, курсовая работа
С этой точки зрения, значимым является соотнесение понятий этнического самосознания и этнической идентичности. В отечественной науке известны два подхода, определяющих специфику соотношения данных дефиниций. В качестве тождественных феноменов их рассматривал Э.Г. Александренков, который утверждает о нецелесообразности введения в русский язык английского термина «этническая идентичность», если в нем уже есть практически тождественное понятие «этническое самосознание». Но мы считаем, что данные дефиниции необходимо все же разграничивать.
Основные подходы к пониманию этнической идентичности в гуманитарных науках
Рассмотрение различных подходов к пониманию этнической идентичности требует выявления соотношения данного понятия со сходными дефинициями, разграничения круга явлений, включаемых в понятие этнической идентичности.
С этой точки зрения, значимым
является соотнесение понятий
Для понимания этнического самосознания важно проследить специфику его употребления в советской этнографической науке. Оно впервые было употреблено П.И. Кушнером, и с 60-х гг. стало распространяться в этнологической литературе. До этого применялся лишь термин «национальное самосознание». П.И. Кушнер не сформулировал определение «этнического самосознания», но подразумевал отнесение человеком себя к определенной этнической общности.
С.А. Токарев отмечал, что
посредством этнического
В отечественной этнографической науке понимание этнического самосознания в широком и узком смысле ввел в научный оборот Ю.В. Бромлей. Являясь сторонником широкого толкования данного термина, он включил в него различные этноинтегрирующие символы: представление о родной земле, культуре, языке, историческом прошлом, этнические чувства.
Ю.В. Арутюнян выделяет четыре
«этнических источника», формирующих
национальное самосознание: «родовой»,
«психологический», «культурный» и
«социальный». «Родовой» источник есть
продукт социально- биологической
природы, объединяющий людей «по
роду и племени». «Психологический»
источник включает в себя накопленные
народом духовные идеалы от религиозных
до социальных. «Этнокультурный» источник
представлен культурными
Исходя из выше изложенного, этническое самосознание можно рассматривать как относительно устойчивую систему отраженных в сознании объективно существующих элементов этнической реальности и способов жизнедеятельности этноса, преломленных сквозь призму индивидуального опыта.
Из данного определения следует, что этническое самосознание есть понятие более широкого плана, чем этническая идентичность, так как оно включает в себя кроме собственно этнической и другие формы идентификации, соответствующие актуально существующим факторам этнической реальности: культурной, языковой, расовой, религиозной, психологической и т.д. Этническая идентичность же базируется прежде всего на осознании общности происхождения, ценностей, традиций, верований, ощущении меж поколенной преемственности и в этом смысле является направленной в прошлое. Истоки ее возникновения проистекают из самых глубин этногенеза. Этническая идентичность связана, прежде всего, с ценностным значением, придаваемым членству в определенной этнической группе, и тесно связана как с сознательной, так и бессознательной сферами мотивации. Этническое самосознание при этом функционирует только в области сознания. Используя термин «идентичность», можно исследовать нерефлексивные, ускользающие от контроля самосознания, явления и, вместе с тем, не прибегать к понятиям «подсознание» и «бессознательное».
Целесообразно также соотнести
понятия этнической идентичности и
этничности. Понятие «этничность» является
сравнительно новым понятием, несмотря
на его широкое употребление. Впервые
этот термин был употреблен в Оксфордском
словаре английского языка
Этничность является объектом
изучения, прежде всего, социальной антропологии.
Классическая антропология в лице преимущественно
Манчестерской школы, была занята анализом
простых «трайбовых» обществ. Фокус
современных антропологических
исследований перешел с изучения
изолированных, статичных образований
на описание процессов изменений
в социальном пространстве индустриально
развитых обществ. Можно выделить несколько
подходов зарубежных исследователей к
использованию термина «
- Этничность как принадлежность к социальному меньшинству (X. Штейн, Р. Хилл).
- Этничность как этническая группа, имеющая общую культуру и, осознающая свое единство (В. Исайив)
- Этничность как этническая идентичность.
- Этничность как социальная граница (С. Олзайк).
- Многие авторы утверждают,
что данное понятие имеет
При всем многообразии подходов
в социальной антропологии к определению
этничности, в целом о ней сложилось
представление как о социальном
по своей сущности феномене, имеющем
три аспекта своего функционирования:
как форма межгруппового
Исходя из этого, можно
сделать вывод, что этническая идентичность
является внутренним, субъективно-символическим
аспектом этничности, которая состоит
в ощущении, переживании индивидом
своей принадлежности к определенной
этнической группе. Этническая идентичность
базируется на комплексе символов,
которые порождают чувство
В рамках примордиального
подхода этническая идентичность рассматривается
как объективная данность и постигается
как исконная константа человеческого
существования. Данный подход акцентирует
внимание на наличии в этнической
общности глубинной личностной привязанности
людей (в различных вариантах
этого подхода фиксируются
Сторонники
В отечественной этнологической
науке природным, «пред-социальным»
явлением этническую общность считал
Л.H. Гумилев. Главным этническим маркером
он выдвигал «этнический стереотип
поведения», который есть система
поведенческих навыков, передаваемых
из поколения в поколение путем
сигнальной наследственности, специфичная
для каждого этнического
Гораздо большее количество
ученых придерживается так называемого
«культурного» варианта этнической
идентичности. В этом случае этносы
рассматриваются как реальные социальные
сообщества, связанные с социально
- историческим контекстом и, обладающие
определенными
Так, К. Гирц понимал этническую идентичность как внутреннее качество человека, социально выраженное с помощью этничности.
В своей книге «Этническое
происхождение наций», Э. Смит показывает
зависимость шотландской
Американский лингвист Э. Сэпир считал, что «подлинная» культура этноса на уровне отдельного человека может выражаться только на его «родном» языке. Приобретенный язык никогда не сможет вобрать в себя то «внутреннее эмоциональное богатство», которое приобретается через язык рождения. Поэтому изменения этнической идентичности характеризуются как «неестественные» и «навязанные», а сама идентичность представляется в качестве неотъемлемой части человеческого «я».
Дж. Окамура считает недостатком
примордиализма его статичность
и неприспособленность к
Существует сходство между
примордиализмом и теорией
С.Е. Рыбаков, рассматривая современное
состояние «теории этноса», подчеркивает,
что она оказалась практически
отвергнута, «причем отринута не прежняя
идеологическая «начинка», а, по сути,
сама фундаментальная наука об этническом....В
обстановке пост догматической эйфории
и увлечения западными моделями
оказались практически
В 1970-е годы возникло инструменталистское направление в исследовании этнической идентичности как реакция на неспособность примордиализма объяснить рост националистических движений в современном мире. Инструментализм трактует этническую группу как общность, объединенную интересами, а этническую идентичность как средство для достижения групповых интересов, мобилизации в политической борьбе. В отличие от других «групп интересов» (профессиональных, возрастных), этнические общности ориентированы с точки зрения интереса и на историческое прошлое и на общую историческую перспективу, и поэтому выражают долговременные сущностные условия жизни. Этничность здесь понимается как «средство в коллективном стремлении к материальному преимуществу на социополитической арене, а наблюдаемая в различных формах этническая мобилизация диктуется требованиями тех или иных материальных факторов, которые определяют социальное поведение». Поэтому этническая идентичность в данном направлении понимается как сознательно избираемая человеком или группой роль под воздействием определенных материальных факторов.
Информация о работе Основные подходы к пониманию этнической идентичности в гуманитарных науках