Основные подходы к пониманию этнической идентичности в гуманитарных науках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

С этой точки зрения, значимым является соотнесение понятий этнического самосознания и этнической идентичности. В отечественной науке известны два подхода, определяющих специфику соотношения данных дефиниций. В качестве тождественных феноменов их рассматривал Э.Г. Александренков, который утверждает о нецелесообразности введения в русский язык английского термина «этническая идентичность», если в нем уже есть практически тождественное понятие «этническое самосознание». Но мы считаем, что данные дефиниции необходимо все же разграничивать.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные подходы к пониманию этнической идентичности в гуманитарных науках.docx

— 34.01 Кб (Скачать файл)

Исследования этнической идентичности в современной отечественной  психологии проводятся в масштабах  многомерных эмпирических исследований на стыке этносоциологии, политологии  и социальной психологии. Эти работы явились предпосылкой понимания  этнофункциональных процессов идентичности, различного рода самоидентификаций, сформировавшихся на базе уникальных этнокультурных особенностей группы. При рассмотрении этнической идентичности российские ученые опираются  на ряд методологических посылок. Это  принципы единства сознания и деятельности, развития, а также личностный и  системный подходы. В понимании  особенностей развития этнической идентичности большое влияние оказала культурно-историческая психология, разработанная  Л.C. Выготским. Она, в свою очередь, основана на версии «второй» психологии В. Вундта, которая не получила распространения за рубежом, но обрела известность в России во второй половине XX столетия. Л.C. Выготский отмечает, «что культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании и употреблении знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции, что культурное развитие заключается именно в овладении вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития и какими является язык, письмо, система исчисления». Развитие ребенка происходит в процессе превращения общественных отношений в психические функции. Изучение процесса освоения и применения знаков стало центральным в культурно-исторической психологии. Отечественные психологи сделали то, чего не сделали в то время их зарубежные коллеги: соединили в культурно-исторической психологии обе стороны психологии В. Вундта: индивидуальную и общественную.

Весьма популярным при  исследовании этнической идентичности в российской этнопсихологии признается психосемантический метод. Он опирается  на семиотическую модель сознания А.Н. Леонтьева, образующей которого выступает исторически выработанная и, несущая совокупный общественный опыт, система значений в единстве с личностными смыслами, задающими пристрастный характер сознания. Психосемантический метод направлен на исследование содержания, генезиса и функционирования в индивидуальном сознании общественных, этнокультурных смыслов и значений. Как отмечает В.Ф. Петренко, экспериментальная психосемантика связана, в частности, с построением субъективных семантических пространств, являющихся формой модельного представления системы значений.

Большое распространение  в отечественной этнопсихологии получило исследование когнитивного и  аффективного компонентов этнической идентичности. В частности, это изучение этнической осведомленности, включающей знания о своей и других группах, формирующих этноинтегрирующие  и этнодифференцирующие признаки. Так, например, исследования Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой и А.А Сусоколова. показали, что значительная часть  испытуемых определяет этническую идентичность по языку. Общность исторической судьбы как фактор этнической идентичности выявлен в исследованиях Л.М. Дробижевой, в частности, в качестве интереса к исторической литературе. Изучение аффективного компонента проводится в  рамках рассмотрения позитивных и негативных аттитюдов, отражающих этническую соотнесенность в сторону гиперболизации, либо литотизации. При этом этническая идентичность в  гиперболизированной форме характеризуется  наличием сверхпозитивных автостериотипов. Литотизация этнической идентичности предполагает негативное аффективное  отношение к ингруппе (автостереотипы) при позитивном отношении к аутгруппе (гетеростереотипы).

Однако психологическая  наука, подобно этнологии и антропологии, нуждается в серьезных методологических, экспериментальных, теоретических  и эмпирических разработках по исследованию природы, сущности, структуры этнической идентичности, механизмов ее проявления и функционирования, закономерностей  развития. Психология этнической идентичности должна быть построена на основе четких теоретических и методологических посылок, позволяющих адекватно  исследовать этот сложный феномен.

Таким образом, были рассмотрены  основные подходы к пониманию  этнической идентичности в гуманитарных науках - социальной антропологии, этнологии  и психологии. Показано, что каждый из выделенных подходов в этнологии  и антропологии - примордиализм, инструментализм  и конструктивизм абсолютизирует какую-либо из сторон этнической идентичности: примордиализм - объективные, сущностные, конструктивизм - субъективные сознательные, а инструментализм - ситуативные, функциональные характеристики. Целостного, системного и интегративного рассмотрения изучаемого феномена недостает  и психологической науке, где  различные школы и направления (глубинная психология, социальная психология, когнитивная психология, психологическая антропология) делают акценты на определенных сущностных особенностях этнической идентичности, рассматривая ее либо в контексте  когнитивных и аффективных процессов, либо как социальное качество индивида, либо в контексте психологии развития и т.д.

Подчеркивая в целом основательность  и разработанность исследований, проводимых отечественными и зарубежными  учеными, следует отметить необходимость  целостного, системного и интегративного рассмотрения феномена этнической идентичности, широкого теоретико-философского обобщения.

Обосновывая актуальность и  целесообразность использования философского подхода в исследовании этнической идентичности, важно подчеркнуть, что  каждая наука раскрывает данный феномен  со свойственной ей спецификой употребления термина. Широта смысловых оттенков, определяющих данный феномен, с необходимостью требует философской экспликации термина с опорой на тот фундамент в изучении этнической идентичности, который уже сформировался в гуманитарных науках.


Информация о работе Основные подходы к пониманию этнической идентичности в гуманитарных науках