Основные проблемы современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 18:33, реферат

Краткое описание

Цель исследования заключается создании наглядного пособия для подростков, основанного на статистике, опросах и аналитических выводах, демонстрирующего основные проблемы молодежи, препятствующие самореализации в жизни, и пути их решения.
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что если будет создано наглядное тематическое пособие для подростков на основе достоверных данных, то самостоятельное обнаружение и устранение большинства актуальных проблем станет более возможным.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 44.10 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

ГУ «Отдел образования ФКС Караганда»

ГУ «ОО ФКС Темиртау»

ЧУ «Гимназия им. Т. Аубакирова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные проблемы современной молодежи

               Направление: социальный проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Утпаева Лариса 
ученица 10 класса

 

Научный руководитель:

Горячева Елена Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Темиртау (2015)

Абстракт.

Цель исследования заключается создании наглядного пособия для подростков, основанного на статистике, опросах и аналитических выводах, демонстрирующего основные проблемы молодежи, препятствующие самореализации в жизни, и пути их решения.

В качестве гипотезы выступает предположение о том, что если будет создано наглядное тематическое пособие для подростков на основе достоверных данных, то самостоятельное обнаружение и устранение большинства актуальных проблем станет более возможным.

Процедура исследования состояла из следующих этапов: получение и фиксация фактов, оценка и обработка, аналитический и психологический анализ, отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся, классификация и вскрытие наиболее очевидных связей между отобранными фактами.

 В качестве методов исследования применялись: теоретический анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования, организация и проведение социальных экспериментов, анкетирование, методика изучения категориальных структур мировосприятия подростков.

Новизна исследования заключается в создании пособия на основе реальной неискаженной информации.

На основании полученных данных, следует вывод, что большинство серьезных проблем молодого поколения возникает из-за несоответствия желаний и возможностей, неправильной оценки действительности и торможение в развитии личностных и моральных качеств.

Область практического использования результатов данной работы (в качестве вспомогательного пособия для старшеклассников) - сфера образования и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Понятие молодости

Считается, что человек достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в этом возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени. Однако, когда общество стало более развитым и сложным, для того чтобы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и свою семью и т.д. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. В настоящее время этот момент соответствует примерно 30 годам.

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет — между детством и взрослым состоянием.

Соответственно представителей демографической группы, возраст которых укладывается в эти временные рамки, называют молодежью. Однако не возраст является решающим критерием для определения молодежи: временные границы молодежного возраста подвижны и обусловлены социальными и культурными условиями взросления. Для правильного понимания особенностей молодежи как социальной группы следует акцентировать внимание не на демографическом критерии, а на социально-психологическом.

Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

У молодости есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость — это переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Эта двойственность определяет ряд противоречий и проблем, свойственных этому возрасту.

Основные проблемы молодежи

Проблемы, с которыми сталкивается молодежь, связаны с положением молодежи в социальной структуре, характеризуемым прежде всего переходностью и нестабильностью. Социальные процессы, которые происходят в современности, только усугубляют эти проблемы.

Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В своей массе молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия.

Если в периоды социальной стабильности эти проблемы в целом могут быть решены или смягчены, то в кризисный период они значительно усложняются. В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности.

Духовные факторы не менее важны. В современности усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Одиночество становится привычным болезненным состоянием молодых людей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

 

Актуальность

В условиях развивающегося информационного общества данная тема будет актуальна до тех пор, пока молодое поколение не научится рационально и во благо использовать современные технологии и информацию, не подвергая деградации и обеднение духовные, моральные и культурные ценности.

 

Цели и задачи

  1. Провести опрос среди подростков от 13 до 16 лет, с целью выявить какое значение имеют для них глобальная всемирная сеть Интернет, СМИ и т.д.
  2. Среди подростков старше 18 лет провести анонимное голосование, с целью выявить, какое времяпровождение для них является более предпочтительным.
  3. Провести опрос среди молодых людей старше 25 лет, с целью узнать, с какими проблемами они сталкивались в подростковом возрасте и какие пути решения находили.
  4. Изучить литературу, научные и психологические статьи, очерки, научные работы по заданной теме, и на основе всей полученной информации сделать выводы, обоснованные и подкрепленные различными статистическими данными и доказанными фактами.

 

Методами решения поставленных задач являются активные действия по сбору достоверной информации, детальной обработке и компетентному глубокому анализу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическая часть.

1. ОДИНОЧЕСТВО И ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.

Подростковый период - это период значительных эмоциональных, интеллектуальных, морально-нравственных и волевых изменений, обусловленных появлением множества важных новообразований в сфере индивидуального сознания личности. Свое сознание и познание старшеклассники обращают вовнутрь и учатся понимать самих себя, правильно воспринимать и оценивать свои собственные качества и отношения с другими людьми.

Именно в этот период решаются задачи выбора жизненного пути, профессионального и социального самоопределения, которое крайне затруднительно и даже невозможно без такой важной части самосознания как самооценка.

Несмотря на то, что в юности самооценка должна быть адекватна в большинстве случаев, нельзя забывать и о том, что неадекватная самооценка встречается. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «Я» («Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать?»), а с другой стороны - осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стал лучше?»).

Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементов социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные планы. Но сама потребность в самоанализе - необходимый признак развитой личности и целенаправленного самовоспитания.

Подростковый возраст, признанный всеми исследователями периодом становления самосознания, непременно сталкивается и с феноменом одиночества.

Возникновение самосознания – результат осознания старшеклассником заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Резкая дисгармония физического и психического облика проецируется на окружающий мир, который начинает казаться конфликтным и напряжённым. Подросток легко идеализирует окружающих людей и так же легко в них разочаровывается, ему свойственны острые нравственные переживания, мировоззренческие искания.

Подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.

Учитывая всё вышесказанное, нужно заметить, что одиночество подростков всё же является естественным состоянием человека в этом возрасте. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками».

С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста – проблема отверженности.

От отверженности следует отличать низкую общительность, когда подросток по тем или иным причинам не включается в группу. Обычно у него есть 1-2 близких друга. Наличие таких друзей служит важным признаком, позволяющим различить эти явления.

Одиночество является возрастным новообразованием – специфическим свойством, появляющимся впервые в подростковом возрасте в результате развития познавательной и эмоциональной сферы личности и перехода подростка на новый уровень самосознания. Причем большинство авторов подчеркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияние на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии или даже суициду.

Болезненным переживание одиночества становится в том случае, если человек начинает воспринимать свою отдаленность от других, как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь.

Психологи выделяют несколько групп факторов, способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте.

Первая группа: Это некоторые особенности данного возрастного периода. Прежде всего, развитие рефлексии, которое порождает потребность подростка познать себя, как личность, понять себя на уровне собственных требований к самому себе. В то же время подростку трудно реализовать эту потребность из-за недостаточного развития навыков самонаблюдения и самоанализа. А переживание собственной непохожести на других в сочетании с уверенностью в том, что другие не смогут понять и оценить их уникальность, и порождает одиночество подростка.

Как правило, именно в этом возрасте резко увеличивается число ребят, жалующихся на нехватку опыта и навыков общения. Кроме того, в подростковом возрасте обостряется потребность занять позицию какой-нибудь социальной группы. Отсутствие людей, разделяющих интересы и увлечения подростка, также ведет к переживанию обособленности.

Другую группу факторов составляют личностные особенности подростка: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви; дружбе и общении.

Выделяют и социальные факторы, приводящие к одиночеству: неприятие подростка группой сверстников (социальное отторжение), разрыв дружеских отношений или отсутствие круга общения и близких друзей, что может быть следствием как личностных особенностей подростка, так и результатом влияния ситуативных причин: переезда на новое место жительства, смены школы, потери близкого друга и т.п.

В отдельную группу можно вынести факторы, связанные с семьей подростка, в том числе и с типом семейного воспитания. Дисгармоничные отношения в семье (частые конфликты, низкая культура общения, отсутствие уважения и доверия, физическое насилие) формируют представления о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых лучше избегать. Отсутствие эмоциональной близости между ребенком и родителями, недостаток родительского внимания и заботы о ребенке не дают положительного опыта общения и мешают нормальному развитию коммуникативных навыков. Чрезмерные требования и контроль, отсутствие позитивного отношения к ребенку и признания его ценности как личности, недостаток эмоционального, физического и духовного контакта с родителями и значимыми взрослыми способствуют возникновению у ребенка восприятия себя как ненужного, «плохого» и недостойного любви и формируют у него представление о себе как неспособном и никчемном человеке. В этом случае подросток не верит ни в себя, ни в других, ни в то, что кто-то может понять и полюбить его, что кому-то он может быть нужен и интересен как личность. Замыкаясь в себе, такой подросток все больше уходит в свое одиночество. Вместе с тем, чрезмерная забота и повышенное внимание, характерные для воспитания ребенка по типу «кумир семьи», способствуют развитию эгоцентризма, высокой требовательности к окружающим в сочетании с низким контролем собственного поведения. Как правило, подросток, имеющий такие черты характера, отвергается сверстниками.

Информация о работе Основные проблемы современной молодежи