Министерство образования и
науки Республики Казахстан
ГУ «Отдел образования ФКС Караганда»
ГУ «ОО ФКС Темиртау»
ЧУ «Гимназия им. Т. Аубакирова»
Основные проблемы современной
молодежи
Направление: социальный проект
Автор: Утпаева Лариса
ученица 10 класса
Научный руководитель:
Горячева Елена Васильевна
г. Темиртау (2015)
Абстракт.
Цель исследования заключается
создании наглядного пособия для подростков,
основанного на статистике, опросах и
аналитических выводах, демонстрирующего
основные проблемы молодежи, препятствующие
самореализации в жизни, и пути их решения.
В качестве гипотезы выступает
предположение о том, что если будет создано
наглядное тематическое пособие для подростков
на основе достоверных данных, то самостоятельное
обнаружение и устранение большинства
актуальных проблем станет более возможным.
Процедура исследования состояла
из следующих этапов: получение и фиксация
фактов, оценка и обработка, аналитический
и психологический анализ, отбор из всех
фактов типичных, наиболее повторяющихся, классификация
и вскрытие наиболее очевидных связей
между отобранными фактами.
В качестве методов исследования
применялись: теоретический анализ психолого-педагогической,
методической и учебной литературы по
проблеме исследования, организация и
проведение социальных экспериментов,
анкетирование, методика изучения категориальных
структур мировосприятия подростков.
Новизна исследования заключается
в создании пособия на основе реальной
неискаженной информации.
На основании полученных данных,
следует вывод, что большинство серьезных
проблем молодого поколения возникает
из-за несоответствия желаний и возможностей,
неправильной оценки действительности
и торможение в развитии личностных и
моральных качеств.
Область практического использования
результатов данной работы (в качестве
вспомогательного пособия для старшеклассников)
- сфера образования и воспитания.
Введение.
Понятие молодости
Считается, что человек достигает физической зрелости
в среднем в 14 лет. Приблизительно в этом
возрасте в древних обществах дети проходили
обряд инициации — посвящения в число взрослых
членов племени. Однако, когда общество
стало более развитым и сложным, для того
чтобы считаться взрослым, потребовалось
нечто большее, чем просто физическая
зрелость. Предполагается, что состоявшийся
человек должен получить необходимые
знания о мире и обществе, приобрести профессиональные
навыки, научиться самостоятельно обеспечивать
себя и свою семью и т.д. Поскольку объем знаний
и навыков в ходе истории беспрерывно
увеличивался, момент обретения статуса
взрослого постепенно отодвигался на
более поздний возраст. В настоящее время
этот момент соответствует примерно 30
годам.
Молодостью принято называть
период в жизни человека от 14 до 30 лет —
между детством и взрослым состоянием.
Соответственно представителей
демографической группы, возраст которых
укладывается в эти временные рамки, называют
молодежью. Однако не возраст является
решающим критерием для определения молодежи:
временные границы молодежного возраста
подвижны и обусловлены социальными и
культурными условиями взросления. Для
правильного понимания особенностей молодежи
как социальной группы следует акцентировать внимание
не на демографическом критерии, а на социально-психологическом.
Молодежь — это поколение людей,
проходящих стадию взросления, т.е. становления
личности, усвоения знаний, социальных
ценностей и норм, необходимых для того,
чтобы состояться как полноценный и полноправный
член общества.
У молодости есть ряд особенностей,
отличающих ее от других возрастов. По
своему характеру молодость — это переходное, «подвешенное»
состояние между детством и взрослостью.
В каких-то вопросах молодежь является
вполне зрелой, серьезной и ответственной,
а в других — наивной, ограниченной и инфантильной.
Эта двойственность определяет ряд противоречий
и проблем, свойственных этому возрасту.
Основные проблемы
молодежи
Проблемы, с которыми сталкивается
молодежь, связаны с положением молодежи
в социальной структуре, характеризуемым прежде всего
переходностью и нестабильностью. Социальные
процессы, которые происходят в современности,
только усугубляют эти проблемы.
Экономические факторы более всего влияют на положение
молодежи. В своей массе молодежь недостаточно
обеспечена материально, не имеет
собственного жилья, вынуждена полагаться
на финансовую помощь родителей. Желание
получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие
опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых
должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней
заработной платы, чрезвычайно мала и
студенческая стипендия.
Если в периоды социальной стабильности
эти проблемы в целом могут быть решены
или смягчены, то в кризисный период они
значительно усложняются. В ситуации экономического
спада резко увеличивается численность
безработных в молодежной среде и молодым
становится все сложнее достичь состояния
экономической самостоятельности.
Духовные факторы не менее важны. В современности
усиливается процесс потери нравственных
ориентиров, размывания традиционных
норм и ценностей. Одиночество становится
привычным болезненным состоянием молодых
людей. Молодежь как переходная и нестабильная
социальная группа наиболее уязвима перед
негативными тенденциями современности.
Так, постепенно нивелируются ценности
труда, свободы, демократии, межнациональной
терпимости, а на смену этим «устаревшим»
ценностям приходят потребительское
отношение к миру, нетерпимость к чужому,
стадность. Характерный для молодежи протестный
заряд в кризисные периоды искажается,
приобретая жестокие и агрессивные формы.
При этом происходит лавинообразная криминализация
молодежи, растет численность молодых
людей с социальными отклонениями, такими,
как алкоголизм, наркомания, проституция.
Актуальность
В условиях развивающегося
информационного общества данная тема
будет актуальна до тех пор, пока молодое
поколение не научится рационально и во
благо использовать современные технологии
и информацию, не подвергая деградации
и обеднение духовные, моральные и культурные
ценности.
Цели и задачи
- Провести опрос среди подростков
от 13 до 16 лет, с целью выявить какое значение
имеют для них глобальная всемирная сеть
Интернет, СМИ и т.д.
- Среди подростков старше 18 лет
провести анонимное голосование, с целью
выявить, какое времяпровождение для них
является более предпочтительным.
- Провести опрос среди молодых людей старше 25 лет,
с целью узнать, с какими проблемами они
сталкивались в подростковом возрасте
и какие пути решения находили.
- Изучить литературу, научные
и психологические статьи, очерки, научные
работы по заданной теме, и на основе всей
полученной информации сделать выводы,
обоснованные и подкрепленные различными
статистическими данными и доказанными
фактами.
Методами решения поставленных
задач являются активные действия по сбору
достоверной информации, детальной обработке
и компетентному глубокому анализу.
Глава I. Теоретическая часть.
1. ОДИНОЧЕСТВО И ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.
Подростковый период - это период
значительных эмоциональных, интеллектуальных,
морально-нравственных и волевых изменений,
обусловленных появлением множества важных
новообразований в сфере индивидуального
сознания личности. Свое сознание и познание
старшеклассники обращают вовнутрь и
учатся понимать самих себя, правильно
воспринимать и оценивать свои собственные
качества и отношения с другими людьми.
Именно в этот период решаются
задачи выбора жизненного пути, профессионального
и социального самоопределения, которое
крайне затруднительно и даже невозможно
без такой важной части самосознания как
самооценка.
Несмотря на то, что в юности
самооценка должна быть адекватна в большинстве
случаев, нельзя забывать и о том, что неадекватная
самооценка встречается. Открытие себя
как неповторимо индивидуальной личности
неразрывно связано с открытием социального
мира, в котором этой личности предстоит
жить. Юношеская рефлексия есть, с одной
стороны, осознание собственного «Я» («Кто
я? Какой я? Каковы мои способности? За
что я могу себя уважать?»), а с другой стороны -
осознание своего положения в мире («Каков
мой жизненный идеал? Кто мои друзья и
враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать,
чтобы и я сам, и окружающий мир стал лучше?»).
Первые обращенные к себе вопросы
ставит, не всегда сознавая это, уже подросток.
Более общие, мировоззренческие вопросы
ставит юноша, у которого самоанализ становится
элементов социально-нравственного самоопределения.
Этот самоанализ часто иллюзорен, как
во многом иллюзорны юношеские жизненные
планы. Но сама потребность в самоанализе
- необходимый признак развитой личности
и целенаправленного самовоспитания.
Подростковый возраст, признанный
всеми исследователями периодом становления
самосознания, непременно сталкивается
и с феноменом одиночества.
Возникновение самосознания
– результат осознания старшеклассником
заметных изменений в своём внешнем облике
и как следствие возникновение острого
интереса к самому себе. Резкая дисгармония
физического и психического облика проецируется
на окружающий мир, который начинает казаться
конфликтным и напряжённым. Подросток
легко идеализирует окружающих людей
и так же легко в них разочаровывается,
ему свойственны острые нравственные
переживания, мировоззренческие искания.
Подросток, стремясь доказать
себе и окружающим свою самостоятельность,
ценность своей личности, её уникальность
и неповторимость, неизбежно сталкивается
с состоянием одиночества, «разговором
с собой», которое в свою очередь помогает
ему в этом обособлении, индивидуализации,
развитии его личности.
Учитывая всё вышесказанное,
нужно заметить, что одиночество подростков
всё же является естественным состоянием
человека в этом возрасте. Обособление
чаще всего проявляется в эмансипации
от контроля старших. Однако оно действует
и в отношениях со сверстниками».
С развитием группового общения
связана одна из наиболее сложных проблем
подросткового возраста – проблема отверженности.
От отверженности следует отличать
низкую общительность, когда подросток
по тем или иным причинам не включается
в группу. Обычно у него есть 1-2 близких
друга. Наличие таких друзей служит важным
признаком, позволяющим различить эти
явления.
Одиночество является возрастным
новообразованием – специфическим свойством,
появляющимся впервые в подростковом
возрасте в результате развития познавательной
и эмоциональной сферы личности и перехода
подростка на новый уровень самосознания.
Причем большинство авторов подчеркивают
двойственность характера переживания
одиночества и его влияние на подростка:
с одной стороны, оно обогащает внутренний
мир, с другой – может привести к поведенческим
отклонениям, депрессии или даже суициду.
Болезненным переживание одиночества
становится в том случае, если человек
начинает воспринимать свою отдаленность
от других, как отсутствие связей с людьми
и миром, недостаток общения, внимания,
любви, человеческого тепла. Подростки,
переживающие такое одиночество, чувствуют
себя оторванными от окружающих, испытывая
при этом грусть, печаль, обиду, а иногда
и страх. Как правило, они не удовлетворены
своим общением со сверстниками, считают,
что у них мало друзей или нет верного
друга, любимого человека, который смог
бы понять и при необходимости помочь.
Психологи выделяют несколько
групп факторов, способствующих возникновению
одиночества в подростковом возрасте.
Первая группа: Это некоторые особенности
данного возрастного периода. Прежде всего,
развитие рефлексии, которое порождает
потребность подростка познать себя, как
личность, понять себя на уровне собственных
требований к самому себе. В то же время
подростку трудно реализовать эту потребность
из-за недостаточного развития навыков
самонаблюдения и самоанализа. А переживание
собственной непохожести на других в сочетании
с уверенностью в том, что другие не смогут
понять и оценить их уникальность, и порождает
одиночество подростка.
Как правило, именно в этом возрасте
резко увеличивается число ребят, жалующихся
на нехватку опыта и навыков общения. Кроме
того, в подростковом возрасте обостряется
потребность занять позицию какой-нибудь
социальной группы. Отсутствие людей,
разделяющих интересы и увлечения подростка,
также ведет к переживанию обособленности.
Другую группу
факторов составляют личностные особенности
подростка: застенчивость, заниженная
самооценка, завышенные требования к себе
или другим, нереалистичные ожидания и
представления о любви; дружбе и общении.
Выделяют и социальные
факторы, приводящие к одиночеству:
неприятие подростка группой сверстников
(социальное отторжение), разрыв дружеских
отношений или отсутствие круга общения
и близких друзей, что может быть следствием
как личностных особенностей подростка,
так и результатом влияния ситуативных
причин: переезда на новое место жительства,
смены школы, потери близкого друга и т.п.
В отдельную группу можно вынести факторы, связанные
с семьей подростка, в том числе и с
типом семейного воспитания. Дисгармоничные
отношения в семье (частые конфликты, низкая
культура общения, отсутствие уважения
и доверия, физическое насилие) формируют
представления о межличностных отношениях
как непредсказуемых и опасных, которых
лучше избегать. Отсутствие эмоциональной
близости между ребенком и родителями,
недостаток родительского внимания и
заботы о ребенке не дают положительного
опыта общения и мешают нормальному развитию
коммуникативных навыков. Чрезмерные
требования и контроль, отсутствие позитивного
отношения к ребенку и признания его ценности
как личности, недостаток эмоционального,
физического и духовного контакта с родителями
и значимыми взрослыми способствуют возникновению
у ребенка восприятия себя как ненужного,
«плохого» и недостойного любви и формируют
у него представление о себе как неспособном
и никчемном человеке. В этом случае подросток
не верит ни в себя, ни в других, ни в то,
что кто-то может понять и полюбить его,
что кому-то он может быть нужен и интересен
как личность. Замыкаясь в себе, такой
подросток все больше уходит в свое одиночество.
Вместе с тем, чрезмерная забота и повышенное
внимание, характерные для воспитания
ребенка по типу «кумир семьи», способствуют
развитию эгоцентризма, высокой требовательности
к окружающим в сочетании с низким контролем
собственного поведения. Как правило,
подросток, имеющий такие черты характера,
отвергается сверстниками.