Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 18:33, реферат
Цель исследования заключается создании наглядного пособия для подростков, основанного на статистике, опросах и аналитических выводах, демонстрирующего основные проблемы молодежи, препятствующие самореализации в жизни, и пути их решения.
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что если будет создано наглядное тематическое пособие для подростков на основе достоверных данных, то самостоятельное обнаружение и устранение большинства актуальных проблем станет более возможным.
ВЫВОД:
- одной из глобальных проблем молодого поколения стало одиночество
- наиболее тяжкие последствия
для подростков имеет
- одиночество влияет на самооценку.
Сегодня перед Казахстаном стоят важные задачи по закреплению и развитию существующих успехов в социальной модернизации, новой индустриализации страны, переходе экономического развития республики на инновационные рельсы, интенсификации интеграционных процессов. Все эти задачи осуществимы только при наличии патриотичной, физически и морально здоровой, способной к созиданию, уверенной в себе, креативной, трудолюбивой и активной молодежи. В этой связи приоритетной задачей государства становится решение проблем социально-экономической адаптации молодёжи к качественно новой ситуации.
Поддержка и развитие конкурентоспособности молодежи является актуальным и стратегическим приоритетом государственной политики Республики Казахстан. В ежегодных посланиях Президента народу страны основное внимание уделяется построению и развитию социально-ориентированного государства. Основополагающим фактором формирования конкурентоспособной молодежи и индикатором успешной социально-экономической адаптации молодежи является ее высокая квалифицированность и востребованность в условиях рыночной экономики.
Современная ситуация, характеризующая положение казахстанской молодежи на рынке труда в последние годы, является достаточно сложной, есть определенные тенденции к ухудшению. Повышается уровень безработицы среди молодежи, регистрируемой и скрытой. Притом, что возможности молодых людей ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
Необходимость анализа положения казахстанской молодежи на рынке труда определяется двумя важнейшими факторами. Во-первых, молодые люди составляют около трети от всего трудоспособного населения Казахстана. Во-вторых, молодежь – будущее страны, от их деятельности зависит последующее развитие.
Высокий уровень молодежной безработицы опасен социально-экономическими последствиями для государства и всего населения. Опасность увеличения роста молодежной безработицы состоит в возникновении рисков и появлении негативных тенденций в обществе. Правительство Республики Казахстан осуществляет государственное регулирование молодежной безработицы, направленное на решение проблем безработицы молодежи и обеспечение ее занятости, социальной защиты. Однако, несмотря на работу государственных органов, этих усилий оказывается недостаточно. Необходимо обстоятельное изучение состояния социально-экономических возможностей и перспектив молодого поколения, с применением научной методологии и практического изучения проблемных вопросов.
Официальная статистика позволяет оперировать следующими цифрами: общее количество молодежи в возрасте от 15 до 28 лет составляет 4 376 178, из них доля городской молодежи составляет около 55 % или 2 412 280 человек. Доля NEET в общем числе молодежи в возрасте 15-28 лет в Республике Казахстан составляет более 8%. Понятие «NEET» расшифровывается как «NotinEmployment, EducationorTraining» - японское понятие, обозначающее подростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. Такие люди не имеют работы и живут на иждивении родственников.
В контексте обозначенной проблематики интересными представляются результаты исследования Агентства Республики Казахстан по статистике. В III квартале 2012 года проведено единовременное обследование 21000 домашних хозяйств на основе дополнительного модуля «Молодежь на рынке труда» к основному ежеквартальному выборочному обследованию занятости населения .
Целью данного исследования являлось получение дополнительной информации о положении молодежи на рынке труда республики: методы поиска работы, посещение курсов профессиональной подготовки, причины смены работы и т.д.
В III квартале 2012 года численность экономически активной молодежи (в возрасте 15-28 лет) составила 2,7 млн. человек, экономически неактивной молодежи в этом же возрасте – 1,6 млн. человек. Уровень экономической активности данной группы населения составил 63,4%. Численность занятых (в возрасте 15-28 лет) составила 2,6 млн. человек, или 60,1% от общей численности молодежи Казахстана в возрасте 15-28 лет. В качестве наемных работников были заняты 1,7 млн. человек, или 65,1% от всех занятых в указанном возрасте, самостоятельно занятых – 888,4 тыс. человек, или 34,9% от всей занятой молодежи данного возраста. В общем числе занятой молодежи мужчины составили 53,3%, женщины – 46,7%. Из общего числа безработных в возрасте 15 лет и старше, молодежь в возрасте 15-28 лет составила 29,4% или 139,0 тыс. человек. Уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-28 лет сложился в размере 5,2% от численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы. Среди мер, необходимых для улучшения положения молодежи на рынке труда, занятые в возрасте 15-28 лет назвали создание новых рабочих мест (42%) и улучшение системы оплаты труда (28%) .
Согласно официальным данным, уровень молодёжной безработицы ежегодно идёт на спад. Вместе с тем к безработным официально причисляют лишь тех, кто зарегистрирован в органах занятости, в то время как остальных молодых людей, также не нашедших себе работу по окончании вуза, относят к категории самозанятых.
Казахстанский рынок труда, помимо выпускников вузов и колледжей, ежегодно пополняется молодыми людьми из числа общеобразовательных школ, растёт число безработных за счёт молодёжи, окончившей 9 и 11 классы: одна часть идёт учиться, а вторая – работать. Такой категории молодёжи труднее конкурировать с дипломированными безработными молодыми людьми. Ещё одним фактором низкой востребованности вчерашних выпускников является низкое качество теоретических и практических знаний, которые получают студенты в стенах учебных заведений. Такое несоответствие потребностям рынка труда приводит к тому, что после окончания учебного заведения молодые люди приобретают статус безработных. В силу этого среди зарегистрированных в органах занятости безработных очень много тех, у кого есть высшее, а то и два высших образования. Об этом же говорится в Концепции поддержки и развития конкурентоспособности молодёжи на 2008-2015 годы: «из-за низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда, обусловленной недостатком профессиональных знаний, отсутствием квалификации и трудовых навыков, уровень молодежной безработицы продолжает оставаться высоким».
Государство ведет активную работу по разработке следующих вопросов:
ВЫВОД:
Что требуется от молодежи?
- добросовестно и в
полном объеме усваивать
- быть более активными в устройстве самостоятельной жизни
- стремиться к получению высшего образования
1.2. ОТСУТСТВИЕ ИНИЦИАТИВЫ ЗАНИМАТЬСЯ САМООБРАЗОВАНИЕМ
Представительство АО "Центр международных программ" в Германии и странах континентальной Европы провело "круглый стол" с участием казахстанских студентов, обучающихся по программе международной стипендии "Болашак".
На встрече обсуждалась статья
президента Казахстана Нурсултана Назарбаева
"Социальная модернизация Казахстана:
Двадцать шагов к обществу всеобщего труда".
Казахстанские студенты всецело поддержали
идею главы государства о необходимости
модернизации социальной политики страны,
обратили внимание на некоторые поручения
президента отдельным государственным
ведомствам, поделились своим видением
ситуации и высказали собственные предложения.
Наибольший интерес стипендиаты проявили
к теме образования и молодежной политики.
Некогда они обучались в
отечественных вузах, в настоящее время
учатся в Европе, а потому имеют возможность
сравнить системы образования разных
стран. В ходе увлекательной дискуссии
было высказано много интересных идей.
Например, Татьяна Сухарева (Университет
Гумбольта, Берлин) отметила, что европейские
вузы и колледжи в основном ориентированы
на самостоятельную работу студентов,
развитие аналитических способностей
учащихся и умение работать с научной
литературой. Тогда как в Казахстане, начиная
со школьной парты и заканчивая университетской
аудиторией, весь процесс обучения построен
в основном на требовательности преподавателя.
От того, насколько требователен педагог,
зависит степень знаний ученика и студента,
что в корне неправильно и отбивает у последних
инициативу заниматься самообразованием.
Кроме того, Татьяна отметила, что сегодня
у казахстанских студентов есть большой
выбор участия в различных семинарах и
университетских проектах, дающих возможность
ознакомиться как с теоретической, так
и с практической стороной интересующей
их темы. Однако, как правило, свои доклады
и рефераты наши студенты презентуют,
зачитывая их перед аудиторией с простой
констатацией фактов. В противоположность
им иностранные студенты обязательно
проводят электронную презентацию. К сожалению,
многие казахстанские студенты не знакомы
с компьютерными программами и даже не
проявляют желания ими овладеть.
Студентка также поддержала идею Нурсултана
Назарбаева относительно "культивирования
в обществе, начиная с самых ранних этапов
воспитательного процесса в общеобразовательных
школах, положения о том, что государство
– это не бесконечный донор, а партнер,
создающий условия для роста благосостояния
граждан".
Татьяна также привела в пример муниципальные
спортивные залы для молодежи в Германии.
В нашей стране подобных учреждений очень
мало, а все спортивные комплексы нового
типа, построенные недавно, работают, как
правило, только на платной основе. Данное
обстоятельство не дает молодым людям
заниматься спортом. Вместо того чтобы
укреплять здоровье, новое поколение пропадает
во дворах или убивает время, сидя за компьютером.
В этой связи, по мнению Татьяны Сухаревой,
статья главы государства сегодня особенно
актуальна. Студентка призвала всю молодежь
Казахстана с особым внимаем прочитать
это послание и переосмыслить свои ценности
и приоритеты.
Студент Станислав Шмидт поддержал идею
президента о повышении правовой и финансовой
грамотности населения Казахстана. Станислав
предлагает привлечь к данному процессу
казахстанские СМИ. За рубежом очень большой
выбор телевизионных каналов, практически
каждый из них регулярно транслирует передачи,
в которых доступно и ясно для каждого
гражданина объясняются его права и обязанности
в различных сферах (работодатель – работник,
арендатор – хозяин квартиры, частный
предприниматель и т. д.), а также пути разрешения
конфликтов. Практически каждая казахстанская
семья проводит свободное время перед
экраном телевизора, в особенности в вечернее
время. По мнению Станислава, трансляция
подобных просветительских передач значительно
способствовала бы повышению осведомленности
граждан республики в правовых вопросах.Особое
внимание уделил Станислав словам президента
касательно эксплуатации нашей молодежи,
когда "молодые выпускники вузов в качестве
"испытуемых" работают в течение
установленного законодательством срока
без оплаты труда, но при полной рабочей
нагрузке и даже сверхурочно. Более того,
по завершении испытательного срока из
3–4 испытуемых лишь один зачисляется
в штат, а остальные оказываются "за
бортом".Создание механизмов социальных
лифтов для молодых казахстанцев – очень
важный аспект, учитывая статистику нетрудоустроенной
молодежи. И опять все упирается в правовую
неграмотность, незнание своих прав и
неумение их отстаивать.Анара Кулмамбетова
(Технический университет Берлина, магистр
управления в сфере образования) отметила,
что в своей статье Нурсултан Назарбаев
уделил очень много внимания молодежи
и в целом молодежной политике, а значит,
предстоит еще одна реформа, и молодые
казахстанцы смогут свободно мыслить,
кооперироваться в общественные молодежные
объединения, защищать свои права и в дальнейшем
поведут наше государство к вершине на
мировой арене.Анара также поделилась
мнением, что в Казахстане популярен в
основном английский язык, тем временем
не уделяется достойное внимание изучению
других языков, особенно китайского и
фарси. Для стимулирования изучения и
повышения интереса к языкам Анара предлагает
создать при университетах языковые центры.
Студентка также подчеркнула особую важность
тесного сотрудничества университета
с фирмами, государственными структурами
для плавной подготовки студентов к выбору
будущего рабочего места.
Айгерим Кенжебекова (Свободный университет
Берлина) отметила с сожалением, что в
нашей стране вопрос о социальной модернизации
и любых других реформах не воспринимается
серьезно, пока глава государства не заострит
на этом внимание. По словам Айгерим, это
очень печальный факт, и это еще раз доказывает,
что наше общество и весь государственный
аппарат пассивны и не хотят брать дополнительную
инициативу на себя до тех пор, пока не
поступит директива либо особое указание
сверху. Поэтому Айгерим согласна со словами
президента о том, что необходимо менять
приоритеты наших граждан и следует стремиться
пересмотреть жизненные ценности. Последнее,
по ее словам, не представляется возможным
без участия молодежи; так как основная
масса нынешнего населения родилась еще
в советское время, начать мыслить по-новому
этим людям очень сложно. Кроме того, Айгерим
выдвинула идею обновления состава парламента
и правительства. Также она предложила
дать возможность доступа к законодательной
власти более молодым специалистам, мыслящим
креативно и современно.
В заключение стипендиаты "Болашак"
призвали молодых казахстанцев прислушаться
к словам президента Казахстана и сделать
важные выводы. Болашаковцы объявили о
том, что будут прилагать максимум усилий
в учебе, перенимать опыт у продвинутых
государств и рассматривать возможность
применения полученных знаний и навыков
на практике в Казахстане.Следует отметить,
что статья президента Нурсултана Назарбаева
вызвала среди казахстанских студентов
живой интерес. Они высказали пожелание,
чтобы все идеи президента как можно точнее
воплотились в жизнь ради благополучия
каждого казахстанца.
ВЫВОД:
- огромной проблемой
жизнеустройства молодежи
- решением проблемы
может стать активное участие
молодежи в научных форумах
и конференциях, выступающих за
способность более
1.3. К ЧЕМУ СТРЕМИТЬСЯ В МОЛОДЫЕ ГОДЫ ИЛИ КАК ПРАВИЛЬНО ЖИТЬ
Как правильно жить — многие ли люди, особенно в молодые годы, задумываются над этим вопросом? Стремится ли вообще молодежь к чему-то в своем юном возрасте, или же просто прожигает свои годы жизни в развлечениях и беззаботной жизни. Молодые годы — это время, когда формируется наш характер, наши убеждения, мировоззрение, наши ценности, именно в этом возрасте необходимо начинать задумываться над вопросами «Как правильно жить» и «К чему стремиться в жизни». В это время формируется фундамент нашей личности, но многие не сильно задумываются, или же вовсе не задумываются над этим, разрушая себя на корню.
Какие-то развлечения в молодом возрасте — это нормально, вопрос в том, чувствует ли человек определенную грань, и стремится ли он в жизни к чему-либо, задумывается ли он над своим будущим. Всегда кажется, что время есть, в тот момент — что еще молодой, что рано над чем-то задумываться и так проходят годы, один за другим, откладывая свой отпечаток на нашей жизни. К чему стремиться в жизни в молодые годы — стремиться быть ответственным за свою жизнь, стремиться работать над своим характером, быть подготовленным к семейной жизни, не быть расхлябанным по жизни, а иметь внутренний стержень, некоторую долю серьезности привносить в свою жизнь. Не значит, что в молодые годы должны отсутствовать какие-либо развлечения, что необходимо превратить свою жизнь во что-то скучное и неинтересное, просто пусть всего будет в меру, попытайтесь находить удовлетворение в правильных вещах.
О том, как правильно жить, в первую очередь должны рассказывать, и что немаловажно, показывать на своем примере — родители, говоря о том, к чему ребенок должен стремиться в жизни, и как добиваться поставленных целей. Но часто родители сами не в полной мере могут ответить на вопросы, связанные с воспитанием детей, не придерживаются даваемых советов в своей жизни, или же просто что-то не досказали. Вследствие этого у ребенка может возникнуть некоторое недопонимание, определенные противоречия и отсутствие сильной веры в истинности того или иного знания, в результате чего ребенок затрудняется однозначно ответить, что хорошо, а что плохо, и как поступать в той или иной ситуации.