Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 18:45, реферат
Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек - это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.
Однако множество вещей произведены людьми. Это «вторая природа», которая соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность - комплексная, культурно-цивилизационная.
Основные формы бытия
Проблема форм бытия важна как для повседневной практики, так и для познавательной практики, так и для познавательной деятельности людей. Бытие не является чем-то аморфным, а всегда имеет определенную структуру, оно структурировано. Вследствие этого можно выделить следующие, относительно самостоятельные формы бытия:
Таблица 1
Основные формы бытия |
Структурное деление |
|
1. Бытие вещей (тел) и процессов |
1.1 Бытие природы как целого (бытие «первой природы») 1.2 Бытие вещей и процессов, произведенных человеком («бытие второй природы») |
|
2. Бытие человека |
2.1 Бытие человека в мире вещей 2.2 Специфически человеческое бытие |
|
3. Бытие духовного (идеального) |
3.1 Индивидуализированное духовное бытие 3.2 Объективированное духовное бытие (вне индивидуальное) |
|
4. Бытие социального |
4.1 Индивидуальное бытие (бытие отдельного человека) в обществе и в истории 4.2 Бытие общества |
|
Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек - это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.
Однако множество вещей произведены людьми. Это «вторая природа», которая соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность - комплексная, культурно-цивилизационная.
Анализируя «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека - это бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие - это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.
Индивидуализированное духовное бытие - это сознание и самосознание человека, то есть осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить).
Бытие объективированного духовного подразумевает совокупность идеалов, норм, ценностей, которые так или иначе воспроизводятся человеком и, вместе с тем, управляют его поведением, деятельностью.
Бытие социального, или общественное бытие - это: 1)материальная жизнь людей; 2) те условия, без которых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение; 3) материализация семейных, национальных и других отношений.
Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также - это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Таким образом, проблема бытия - одна из самых главных в философии.
Уровни бытия
1. Физический план бытия (тело)
Физическое тело предназначено для того, чтобы влиять на окружающий мир, на существующую реальность. Все. Больше не для чего физическое тело не предназначено.
Человек, который живет только на физическом уровне, фактически комок мяса, т.е. он выживает.
2. Эфирный план бытия (тело)
Его еще называют энергетическим. Физическую структуру человека можно потрогать. А эфирное тело - это энергетическая составляющая, т.е. чувства, ощущения, тот эфирный двойник, та эфирная оболочка, которая выходит при астральных путешествиях, к примеру. В этом случае происходит отделение эфирного тела.
Эфирное тело нам нужно для того, чтобы управлять физическим телом и ощущать окружающую реальность. Сюда входит управление, координация и ощущения: тепло и холод, ощущения боли, ощущения удовольствия, покалывания или тактильная чувствительность, тот же самый оргазм. Все это ощущается через эфирку.
Когда человек получает доступ к эфирному уровню, он начинает жить ощущениями.
3. Эмоциональный план бытия
Эмоциональный уровень бытия - это агрегация. В терминах нейросемантики, это более высокий уровень ощущений. Если на уровне эфирной составляющей ощущения можно поделить на дехотамичные, т.е.: тепло - холод, боль - удовольствие, давление - распирание, то на уровне эмоциональном эти ощущения объединяются в классы. И эти классы характеризуются как эмоциональные составляющие: чувство радости - чувство печали, чувство боли - чувство удовольствия, чувство любви, чувство благодати - чувство ненависти, чувство страха.
4. Астральный план бытия
Это уровень информации. Астрал - это поле информации. Это единое информационное поле. Здесь находится информация визуальная, эмоциональная, здесь вся информация. Т.е. астрал - это информационный банк, поле информации, банк информации.
5. Ментальный план бытия
Выше астрала находится ментал, ментальный уровень бытия. Это то, что Платон в свое время называл миром идей. Здесь нет каких-то зрительных образов, здесь нет ощущений, здесь есть понятия, знания в чистом виде. Это мир идей. Здесь информация в «свернутом», в неявленном виде.
Сюда подключены в основном очень крупные ученые, нобелевские лауреаты. Сюда же подключены известные общественные деятели, политики, крупнейшие бизнесмены.
6. Причинный план бытия
В разных традициях он называется по-разному: атман, каузальный уровень, кетерный уровень, причинный уровень. Когда человек выходит на этот уровень, он понимает, что он выше любых идей и концепций. Это уровень когда наступает «вечное сияния чистого разума».
Сюда подключены фундаментальные фигуры, которые оставили неизгладимый положительный след в истории. Человек, который подключен к этому уровню, понимает суть.
7. Уровень брахмана
Это за гранью человеческого понимания. Это абсолют. Это Бог. Это неявленный мир.
Деятельность в жизни человека и общества.
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Внешне это проявляется в заметных движениях (двигательной активности). Труднее обнаружить внутреннюю (психическую) активность, которая как бы включена в поведение. Отметим, что в любом случае животные приспосабливаются к окружающей среде. При этом они могут употреблять природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их с помощью своих естественных органов. Они используют эти предметы для добывания пищи, обороны, строительства жилища, то есть для удовлетворения своих жизненных потребностей. Поведение человека отличается от поведения животных. Если животное приспосабливается к природной среде, то человек для удовлетворения своих потребностей изменяет эту среду. Для этого используются не только природные предметы, но прежде всего средства, созданные самим человеком. Таким образом, хотя в деятельности человека есть и приспособительный компонент, но в основном человеческая деятельность имеет преобразующий характер. Отметим, что преобразующая деятельность характерна в живой природе только для человека. В основе поведения животного – биологическая программа, инстинкты. Животное действует неосознанно, так, как подсказывают внешние обстоятельства, так, как это делали и делают тысячи других животных. Человеческая деятельность характеризуется наличием определенной цели. При этом цель определяется самим человеком, а не продиктована внешними условиями. Человек действует осознанно, делая выбор между различными вариантами поведения. Человек способен выходить за рамки социальных предписаний, осуществлять деятельность по новому «сценарию».
Деятельность – это осознанное, целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека. Итак, человеческой деятельностью движет стремление удовлетворить потребности человека. Давайте разберемся, что же такое потребности и каков механизм из удовлетворения?
Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и нормального развития личности. Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. Например, голод – это нужда в пище, здесь предметом потребности является пища. Невозможность справиться с какой-либо задачей порождает нужду в знаниях, предметом потребности в этом случае является знание. Удовлетворение потребностей тесно связано с развитием личности. Как только потребности человека выходят за рамки его возможностей, человек стремиться расширить свои возможности, чтобы удовлетворить потребности. Например, наши возможности не позволяют прочитать произведения великого Гете на его родном немецком языке. Однако желание это сделать может быть настолько велико, что мы можем начать изучать немецкий язык для того, чтобы расширить свои возможности и удовлетворить возникшую у нас потребность читать Гете на немецком языке. Изучая иностранный язык, мы приобретаем новые знания и развиваемся как личности. Наши потребности очень разнообразны. Наиболее часто потребности делятся на три группы:
Биологические – связаны с принадлежностью человека к природе (нужда в пище, дыхании, продолжении рода и др.);
Социальные потребности – порождаются жизнью человека в обществе (нужда в общении, признании, уважении и т.д.);
Идеальные потребности – познавать окружающий мир, получать знания, передавать свой жизненный опыт, осознать свое место в мире и цель своего существования.
Биологические, социальные и идеальные потребности у человека взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности в конечном счете становятся социальными (в жаркие дни людей мучает жажда, но никто не станет пить из лужи на дороге). У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными, либо идеальные потребности сводятся лишь к развлечениям. Однако в последнее время наибольшую известность приобрела классификация потребностей, сделанная американским социологом А. Маслоу. Абрахам Маслоу выделял пять основных групп потребностей, которые расположил в виде пирамиды. Основанием пирамиды служат те потребности, которые человек стремиться удовлетворить в первую очередь. И только после этого у него возникают потребности следующего, более высокого уровня. Чем разностороннее развита личность, тем шире и разнообразнее у нее потребности.
Физиологические потребности: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т.д.
Экзистенциальные (от латинского слова «существование»): в личной безопасности, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т.д.
Социальные потребности: в социальных связях, общении, любви, дружбе, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими.
Престижные: в самоуважении, уважении со стороны окружающих, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте.
Духовные потребности: в самореализации, в развитии, потребность быть личностью.
Говоря о структуре деятельности, необходимо отметить, что деятельность состоит из отдельных действий. При этом любая деятельность представляет собой цепь взаимосвязанных между собой последовательных отдельных действий. Их взаимосвязь обусловлена целями деятельности. При этом среди отдельных действий выделяют особый вид – поступки. Из поступков складывается поведение человека. Поведение человека – это внешнее проявление его деятельности. В поведении человека находит отражение его отношение к обществу, другим людям. Если поведение человека не соответствует принятым в обществе правилам, то такое поведение называют отклоняющимся или девиантным. Поступки – это сознательные действия, направленные на достижение какой-либо социально значимой цели. Поступок всегда имеет социальные последствия, затрагивает других людей. Поэтому именно по поступкам окружающие судят человека, оценивают его нравственные качества, определяют насколько полезен и безопасен человек для людей, общества, природы. Поскольку наши потребности очень разнообразны, то и деятельность по их удовлетворению также весьма различна. В каждой сфере общественной жизни можно выделить свой вид деятельности – экономическая, политическая, социальная и др. Вообще существуем множество классификаций видов деятельности. Прежде всего отметим разделение деятельности на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную (преобразование общества). Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят:
Познавательная деятельность – отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях.
Ценностно-ориентировочная деятельность – определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения.
Прогностическая деятельность – планирование или предвидение возможных изменений действительности. Помимо этого выделяют трудовую деятельность, творческую (направленную на создание чего-либо нового), потребительскую, досуговую, образовательную и др.
СОЦИАЛЬНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ: ПОНЯТИЕ, СОЦ. ДЕЙСТВИЯ. Понятие
"социальное действие" - одно из центральных
в социологии. Значение социального действия
обусловлено тем, что оно представляет
собой простейшую единицу, простейший
элемент любого вида социальной деятельности
людей. Действительно, даже такие социальные
процессы, как общественные движения,
крупные социальные конфликты, мобильность
социальных слоев, состоят из отдельных
действий индивидов, связанных между собой
в сложнейшие цепи и системы.
Сущность социального действия. Впервые
в социологию понятие "социальное действие"
было введено и научно обосновано Максом
Вебером. Социальным действием он называл
"действие человека (независимо от того,
носит ли оно внешний или внутренний характер,
сводится ли к невмешательству или к терпеливому
принятию), которое по предполагаемому
действующим лицом или действующими лицами
смыслу соотносится с действием других
людей или ориентируется на него" (21,
с. 602-603).
Таким образом, в понимании М. Вебера социальное
действие имеет по крайней мере две особенности:
во-первых, оно должно быть рациональным,
осознанным, и во-вторых, оно должно быть
с необходимостью ориентировано на поведение
других людей. Эти другие могут быть знакомыми,
сослуживцами, отдельными лицами или неопределенным
множеством. Исходя из такого понимания
социального действия, нельзя называть
социальными действиями поступки людей,
связанные с ориентацией на несоциальные,
вещные объекты. Например, изготовление
орудий труда, рыбная ловля, охота сами
по себе не являются социальными действиями,
если они не соотносятся с поведением
других людей. Самоубийство не будет социальным,
если его последствия не окажут влияния
на поведение знакомых или родственников
самоубийцы. Характерен в этом отношении
пример, приводимый М. Вебером: случайное
столкновение двух велосипедистов может
быть не более чем происшествием, подобно
явлению природы, но попытка избежать
столкновения, брань, последующая за столкновением,
потасовка или мирное урегулирование
конфликта - это уже социальное действие.
Очевидно, что провести четкую грань между
социальными и несоциальными, так называемыми
природными, или естественными, действиями
крайне сложно.
Еще сложнее определить осознанность,
рациональность поведения, которая составляет
неотъемлемую черту социального действия.
Многие поступки людей бывают совершенно
неосознанными, автоматическими, аффективными,
например поведение человека в результате
приступов гнева, страха, раздражения,
когда он действует не задумываясь о происходящем.
Даже если такие действия направлены на
: других людей, в соответствии с теорией
М. Вебера их нельзя считать социальными.
Другое дело, если индивид действует обдуманно,
ставя перед собой цели и добиваясь их
реализации, изменяя при этом поведение
других людей. Такие действия можно считать
социальными., Однако многочисленные исследования
показывают, что человек никогда не действует
полностью осознанно. Высокая степень
осознанности и целесообразности, скажем,
в действиях политика, борющегося со своими
соперниками, или в действиях руководителя
предприятия, осуществляющего контроль
за поведением подчиненных, во многом
основана на интуиции, чувствах, естественных
человеческих реакциях . В связи с этим
полностью осознанные действия можно
считать идеальной моделью. На практике,
очевидно, социальными действиями будут
частично осознанные поступки, преследующие
более или менее ясные цели.
Всякому социальному действию предшествуют
социальные контакты, однако в отличие
от них социальное действие - достаточно
сложное явление. Любое социальное действие
должно включать в себя: 1) действующее
лицо; 2) потребность в активизации поведения;
3) цель действия; 4) метод действия; 5) другое
действующее лицо, на которой направлено
действие; 6) результат действия.
Перечень элементов, составляющих отдельное
социальное действие, не будет полным,
если не уделить внимание внешнему окружению
действующего лица, или ситуации. Известно,
что любой действующий индивид не находится
в изоляции. Его окружает материальный,
вещественный мир, социальная среда (выражающаяся
групповом взаимодействии), культурная
среда (выражающаяся в окружающих индивида
нормах и ценностях). Совокупность вещественных,
социальных и культурных условий создает
ситуацию, которая находит выражение в
условиях действия и средствах действия.
Под условиями действия понимаются те
элементы окружения, которые действующее
лицо не может изменить, а средства - это
те элементы, которые действующее лицо
контролирует. Ни один индивид не совершает
социальные действия без учета ситуации.
Ситуация входит в а тему социального
действия через ориентацию индивида. При
этом следует различать оценочную и мотивационную
ориентацию индивида на ситуацию. Это
означает, что каждый действующий индивид
должен оценить свое окружение (других
действующих индивидов, условия средства
окружающей среды) и с помощью мотивации
внести коррективы в цель и методы совершения
социального действия. Если представить
себе, например, двух отделенных от других
людей индивидов, один из которых пытается
сознательно воздействовать на другого,
то даже отсутствие социального окружения
не избавит их от необходимости учитывать
культурные нормы их прежнего опыта.
^ Механизм совершения социального действия.
Социальные действия, о которых идет речь,
в отличие от рефлексивных, импульсивных
действий никогда не совершаются мгновенно.
До их совершения в сознании любого действующего
индивида должно возникнуть достаточно
устойчивое побуждение к активности. Такое
побуждение к совершению действий называется
мотивацией. Мотивация - это совокупность
факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих
возникновение побуждения к достижению
необходимых для индивида целей (175, с.
369). Другими словами, мотивация - это сила,
толкающая индивида к совершению определенных
действий. Механизм социального действия
содержит, таким образом, потребность,
мотивацию и само действие.
Любое социальное действие начинается
с возникновения потребности у индивида,
которая придает ему определенное направление:
это могут быть, например, потребности
физические (в еде, питье, сне, сексе и т.п.),
потребности в безопасности, общении,
достижении определенного положения,
самоутверждении и т.д. Потребность соотносится
индивидом с объектами внешней среды,
актуализируя строго определенные мотивы.
Мотивы, различные у каждого индивида,
придают социальному действию неповторимую
индивидуальную окраску. Социальный объект
в соединении с актуализируемым мотивом
вызывает интерес. До возникновения интереса
механизм социального действия осуществляется
в рамках пространственных контактов
и контактов интересов, а затем постепенное
развитие интереса ведет к появлению у
индивида цели в отношении конкретных
социальных объектов. Момент появления
цели означает осознание индивидом ситуации
и возможность дальнейшего развития субъективной
активности, которая далее приведет к
формированию мотивационной установки,
означающей потенциальную готовность
к совершению социального действия.
Анализ человеческой деятельности показывает,
что каждое социальное действие совершается
в результате некоторой субъективной
активности, формирующей мотивацию. В
повседневной практике часто наблюдается
почти мгновенное совершение социальных
действий, которые кажутся немотивированными
и спонтанными. Но если действующий индивид
будет анализировать такие быстротечные
действия, то он всегда сможет выделить
первоначальную потребность, интерес
и, наконец, формирование мотивационной
установки. Просто в данном случае социальное
действие совершается в очень короткий
промежуток времени. С другой стороны
существуют социальные действия, процессы
формирования мотивации которых могут
быть столь длительными, что первоначальная
потребность забывается, отчего создаете
впечатление, что мотивационная установка
возникла сама по себе. Иными словами,
создается видимость, что индивид действует
только ради того, чтобы действовать, проявлять
свою активность. Это без условно не так.
Тщательный анализ, основанный на большом
числе исследований, всегда указывает
на существование "первого толчка",
потребности, приводящей к совершению
социальных действий.
Важность изучения генезиса и структуры
социального действия, а также сопоставления
отдельных социальных действий трудно
переоценить. Рассматривая, например,
ряд взаимодействий между руководителями
и подчиненными, можно по отдельным действиям
судить о причинах напряженности во взаимоотношениях,
о способах руководящего воздействия,
о степени разобщенности или, наоборот,
согласованности действий подчиненных
и т.д. Любая социальная организация эффективно
действует только в случае однонаправленности,
согласованности отдельных социальных
действий ее членов. Таким образец социальные
действия являются следующей после контактов
ступенью в формировании и развитии сложных
социальных взаимосвязей.
^ 21. Понятие социального взаимодействия. Выделение
отдельных социальных действий весьма
полезно при изучении социальных процессов.
Вместе тем даже простое наблюдение показывает,
что социальное действии) рассматриваемое
как попытка одного индивида или социальной
группы) изменить поведение другого индивида
или группы, редко на практике встречается
в единичном, обособленном виде. Когда
кто-нибудь пытается убедить в своей правоте
другого, то очевидно, что это не общение
с неодушевленным, бессловесным существом.
Этот другой может активно возражать,
соглашаться или проявлять пассивность,
так или иначе он тоже совершает социальные
действия. В результате этих ответных
действий изменяется способ нашего убеждения,
его содержание. Наконец, беседа может
привести к тому, что человек вынужден
будет прекратить оказывать воздействие
на поведение свое собеседника. Очевидно,
что, совершая социальные действия, каждая
личность испытывает на себе действия
других. Происходит обмен действиями,
или социальное взаимодействие.
Под социальным взаимодействием понимается
система взаимообусловленных социальных
действий, связанных циклической причинной
зависимостью, при которой действия одного
субъекта являются одновременно причиной
и следствием ответных действий других
субъектов (170, с. 287). Это означает, что каждое
социальное действие вызывается предшествующим
социальным действием и одновременно
является причиной последующих действий.
Таким образом, социальные действия - это
звенья в неразрывной цепи, называемой
взаимодействием. Общаясь с друзьями,
коллегами по работе, родственниками,
человек постоянно осуществляет социальные
взаимодействия, которые еще разнообразнее
по формам проявления, чем социальные
действия.
Большую роль в осуществлении взаимодействий
играет система взаимных ожиданий, предъявляемых
индивидами и социальными группами друг
к другу перед совершением социальных
действий. Такие ожидания могут носить
эпизодический и неопределенный характер
в случае кратковременного взаимодействия,
скажем, при одном-единственном свидании,
случайной и неповторяющейся встрече,
но могут быть и устойчивыми при часто
повторяющемся или ролевом взаимодействии.
Встречаясь с незнакомым человеком, мы
всегда представляем себе, что он будет
делать и как будет вести себя в соответствии
с нормами, принятыми в группе или обществе.
Общепринятые ожидания дают нам возможность
для оценивания данного индивида и для
продолжения взаимодействия. При продолжении
взаимодействия к общепринятым ожиданиям
присоединяются ожидания, носящие индивидуальный
характер, соответствующие интересам
участников взаимодействия. Предположим,
что определенная личность назначает
деловое свидание незнакомому человеку.
Очевидно, что в ходе опосредованных контактов
у этих людей возникает необходимость
во взаимодействии. Перед встречей у каждого
из них существует некоторая система ожиданий
поведения, общепринятого в обществе и
в данной группе: партнер по взаимодействию
должен прийти вовремя, соблюсти ритуал
знакомства, быть вежливым и т.д. Если эти
неопределенные, общепринятые ожидания
не удовлетворяют одну из сторон, то взаимодействие
может прерваться и остаться ситуационным,
одноразовым. В случае же оправдания общепринятых
ожиданий с обоих сторон возникают новые
ожидания, связанные с личностными особенностями
данного человека, с его статусом, способом
исполнения роли, а также с институциональными
нормами, которые он представляет.
Взаимодействие может продолжаться и
стать устойчивым, многоразовым или даже
постоянным. В ходе устойчивого взаимодействия,
взаимные ожидания индивидов постоянно
видоизменяются, но в то же время появляется
определенный набор устойчивых социальных
ожиданий, которые придают взаимодействию
достаточно упорядоченный и предсказуемый
вид. Такие упорядоченные и устойчивые
социальные взаимодействия называют социальными
отношениями. Так, вступая во взаимодействие
с коллегами по работе, руководителями,
членами семьи, мы знаем, как они должны
вести себя по отношению к нам и как мы
должны взаимодействовать с ними. Нарушение
таких устойчивых ожиданий, как правило,
приводит к видоизменению характера взаимодействий
и даже к прерыванию общения.
Социологи различают два самых общих типа
взаимодействий: сотрудничество и соперничество
(иногда называемое конкуренцией). Сотрудничество
подразумевает взаимосвязанные действия
индивидов, направленные на достижение
общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих
сторон. Взаимодействия на основе соперничества
включают в себя попытки отстранения,
опережения или подавления соперника,
стремящегося к идентичным целям. Очевидно,
что эти типы взаимодействий полярны,
они сопровождаются противоположными
чувствами, установками и ориентациями
у взаимодействующих индивидов, Если в
ходе взаимодействий на основе сотрудничества
часто проявляются чувства благодарности,
потребности в общении, желания уступить,
то при соперничестве могут возникать
чувства страха, неприязни, озлобления,
ненависти или зависти. В результате повторения
того или иного типа взаимодействий возникают
разные виды отношений между людьми.