Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 18:45, реферат
Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек - это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.
Однако множество вещей произведены людьми. Это «вторая природа», которая соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность - комплексная, культурно-цивилизационная.
Происхождение культуры. Многие так называемые субчеловеческие виды
животных имеют свою систему социальной жизни. В определенное время года
некоторые виды птиц сбиваются в стаи с весьма упорядоченными внутренними
нормами существования. У таких видов насекомых, как муравьи или пчелы,
существует четкий порядок совместной жизни с жестко закрепленными
"профессиями", подчинением, тщательно разработанными обязанностями и правами.
Но социальная жизнь субчеловеческих видов животных основана на инстинкте, а не
на социальном обучении. Так, все муравейники, построенные одним видом муравьев,
одинаковы, в то время как человеческие жилища разнообразны. Человек утерял те
врожденные инстинкты, которые присущи субчеловеческим видам животных. Вместо
этого при рождении он наследует систему естественных потребностей, желаний,
которые можно рассматривать как движители его последующих действий и
всего поведения. Эти потребности заставляют человека искать наилучшие способы
их удовлетворения. В процессе удовлетворения потребностей человек создает
культуру, помогающую ему добиваться исполнения своих желаний и осуществлять
совместную деятельность. Таким образом, человек начинает создавать систему
норм, ценностей, пригодную для удовлетворения многочисленных потребностей
наилучшими способами. Не имея спасительных инстинктов, он, для того чтобы
выжить, должен опираться на культурные образцы.
Как живое существо человек уступает в силе и ловкости многим животным.
Физические черты и особенности строения не дают ему возможности конкурировать
в этом отношении с представителями животного мира. Так, человек изначально не
приспособлен к холоду, жаре, быстрому передвижению по пересеченной местности.
Его дети долго остаются беспомощными и неспособными существовать автономно.
Человек не имеет когтей для защиты или нападения. Но ему присущи другие,
более важные преимущества. Он может употреблять в пищу различные продукты,
практически всеяден в отличие от животных. Он обладает прекрасным зрением на
дистанциях от нескольких сантиметров до нескольких километров, чего нельзя
сказать о многих животных. Но одно из самых главных преимуществ человека
состоит в том, что он удерживает равновесие на двух конечностях, а две другие
остаются свободными для различных действий. При этом исключительная
подвижность пальцев дает ему возможность манипулировать предметами с помощью
рук.
Способность к обучению. Все перечисленные преимущества человека не много
бы стоили в борьбе за существование, если бы не его способность к обучению.