Основные этапы проведения социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:50, контрольная работа

Краткое описание

Социология имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, большое значение в которой имеет прикладная социология.
Прикладная социология это часть социологии, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества.
Прикладная социология нацелена на изучение и объяснение конкретных социальных фактов и процессов, создание функциональных социальных технологий, изучение жизненной повседневности, ментальности, мотивации и поведения людей, их интересов и ценностных ориентаций и т.п.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
1.Цель и общественная значимость прикладной социологии……………………………………………………………………….....5
2.Основные характеристики социологического исследования: понятия, структура, виды, функции…………………………………………………...…….9
3.Основные этапы проведения социологического исследования …………….15
Заключение……………………………………………………………………..….18
Список литературы………………………………………………………….....…19

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ.docx

— 41.11 Кб (Скачать файл)

3) подготовка  собранной информации  к  обработке  и ее обработка на компьютере;

4) анализ обработанной  информации, подготовка  отчета по  итогам исследования, формулирование  выводов и рекомендаций.

Несмотря  на то, что любое социологическое  исследование, претендующее на целостность  и законченность, содержит названные  выше этапы, не существует единой, унифицированной  формы социологического анализа, пригодной  для изучения проблем различной  сложности.

Конкретный  вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в  нем цели, выдвинутых задач. В соответствии с ними, т.е. в зависимости от глубины  требуемого анализа предмета, масштабности и сложности решаемых задач, различают  три основных вида социологического исследования – разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное  исследование – наиболее простой  вид прикладного социологического анализа. Оно решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи, охватывает, как правило, небольшие обследуемые  совокупности (от 20 до 100 человек) и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии. Этот вид исследования может использоваться либо как предварительный этап глубоких и масштабных исследований, либо для  сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения. Такая потребность  возникает особенно тогда, когда  предмет социологического исследования относится к разряду малоизученных или вообще неизученных.

Разведывательное  исследование служит поставщиком оперативной  социологической информации. В этом случае можно говорить о такой  его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в выявлении  отношения людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного  мнения), а также эффективности  различных мероприятий. Например, с  помощью экспресс - опросов определяется удовлетворенность аудитории качеством  прослушанной лекции, содержанием и  формой занятия. Нередко к ним прибегают для оценки хода и результатов общественно-политических кампаний, в частности избирательных.

В разведывательном исследовании обычно используется один из наиболее доступных методов сбора  первичной социологической информации (к примеру, интервью или анкетный опрос), позволяющий провести его  в короткие сроки. Вместе с тем, если речь идет об уточнении предмета или  объекта широко - масштабного исследования, уместно прибегнуть к целенаправленному  анализу литературы, а также к  опросу специалистов (экспертов), компетентных в изучаемой области либо хорошо знающих особенности объекта [2, с. 15-16].

Описательное  исследование – более сложный  вид социологического анализа. По своим  целям и задачам оно предполагает получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом  явлении, его структурных элементах. Такое исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной  программе с использованием методически  апробированного инструментария.

Обычно описательное исследование применяется тогда, когда  объектом анализа служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это  может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся работники разных профессий  и возрастных групп, имеющие различный  стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., население города, района, области, региона, страны. В  таких ситуациях выделение относительно однородных групп в структуре объекта позволяет осуществить поочередную оценку, сопоставление и сравнение интересующих характеристик, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Аналитическое исследование – самый углубленный  вид социологического анализа, ставящий своей целью не просто описание структурных  элементов изучаемого явления, но выяснение  причин, которые лежат в его  основе и обусловливают распространенность, устойчивость или изменчивость и другие свойственные ему качества. В силу такого назначения аналитическое исследование имеет особенно большую практическую ценность.

В ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. По методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения «взаимоувязывать» данные, полученные разными методами, использовать определенные критерии их интерпретации. Таким образом, аналитическое исследование существенно отличается от описательного и разведывательного не только содержанием подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходами к обобщению и объяснению результатов.

Социальный  эксперимент является самостоятельной  разновидностью аналитического исследования. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем  изменения (в той или иной степени) обычных условий функционирования объекта, интересующего исследователя. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения»  тех включенных в экспериментальную  ситуацию факторов, которые придают  данному объекту новые свойства [1, с. 285].

Опрос – наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый  широко используемый метод сбора  первичной информации. Он предполагает обращение к непосредственному  носителю изучаемой проблемы и нацелен  на те ее стороны, которые мало или вообще не поддаются прямому наблюдению. Существуют две основные разновидности социологического опроса – интервьюирование и анкетирование.

Интервьюирование  предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором интервьюер задает вопросы  и фиксирует ответы. Оно может быть прямым («лицом к лицу») и опосредованным (телефонное интервью). При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым, очным или заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос и прессовый опрос (через газету, журнал).

Социологическое наблюдение представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей какого-либо явления. Среди форм и  приемов фиксации – бланк или  дневник наблюдения, фото- или киноаппарат, теле- и видеотехника и т.д.

При анализе  документов (контент-анализе) источником социологической информации выступают текстовые сообщения, содержащиеся в различных документах – протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно [1, с. 286].

 

 

3. Основные этапы проведения социологического исследования

 

В наиболее общем  виде социологическое исследование можно определить как систему  логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур, связанных между собой  единой целью: получить достоверные  данные об изучаемом явлении или  процессе, о тенденциях и противоречиях  их развития, чтобы эти данные могли  быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Социологическое исследование включает четыре сменяющих  друга этапа:

Основные этапы социологического исследования

Содержание

1. Подготовка исследования

Предусматривает порядок подготовки, обсуждения, утверждения программы  и инструментария социологического исследования. Сюда входит вопрос формирования и подготовки группы сбора первичной  информации (интервьюеров, анкетеров). Рассматривается необходимость  проведение пилотажного (разведывательного) исследования. И если в каких-либо документах допущены ошибки при их подготовке, надо оперативно вести  коррективы и в инструментарий, и  программу исследования. Когда документы  для работы полностью готовы, они  тиражируются анкетерами, интервьюерам.

2. Сбор первичной социологической  информации

Включает все организационные  и методические виды работ, т.е. отвечает на вопросы: что надо сделать, где  и когда, в какие сроки. Важно  предусмотреть предварительное  оповещение опрашиваемых о целях, задачах  и практическом значении социологического исследования, т.е. заранее ответить на вопросы, которые обычно задают все респонденты (опрашиваемые). Если анкеты, бланки интервью раздаются и заполняются в группах под руководством анкетера, то необходимо предусмотреть такую процедуру в плане.

3. Подготовка собранной информации  к обработке и ее обработка

Посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной  в «поле» информации задействовать  для обработки на ПК. План должен предусматривать, сколько специалистов вычислительного центра необходимо задействовать для выполнения этой кропотливой процедуры. При ее выполнении исследователи работают совместно с программистами, операторами ПК, под контролем, которых формируется массив информации для ввода в вычислительную машину. Перед этим исследователи проводят выбраковку тех анкет, которые не содержат ответов на ключевые вопросы. Они же кодируют (шифруют) открытые вопросы. Зашифрованные вопросы (альтернативные) выводятся в памяти ПК при помощи специальных компьютерных программ. Статистический информационный массив обрабатывается ПК, и исследователи получают свободные таблицы цифр, процентов – табуляграммы. Существуют различные виды табуляграмм. В одних ответ дается только на один поставленный вопрос, раскрываются все альтернативы, входящие в данный вопрос (да, нет, не знаю). Ответ дается в абсолютных цифрах и процентах. В других табуляграммах сразу распечатываются ответы на группу вопросов, и чтобы расшифровать их, требуются и подготовка исследователя к этой работе, и время. Тот и другой способы имеют свои достоинства и недостатки.

4. Анализ полученной информации, подведение  итогов исследования, формулировка  выводов и рекомендаций

Это виды работ тесно связанные  с анализом результатов обработки. Получив табуляграммы, исследователи  подготавливают предварительный, промежуточный  или итоговый отчет о проведенном  социологическом исследовании, делают выводы, формулируют практические рекомендации.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Прикладная  социология составляет относительно самостоятельную  и очень важную часть социологического знания, тесно связанную с общей  социологической теорией.

Сегодня прикладные социологические исследования стали  реальной практикой. Выводы, рекомендации и прогнозы по результатам исследований востребованы в настоящее время  политиками и бизнесменами, государственными и общественными деятелями, маркетологами и журналистами и т.д. Значительно расширен арсенал методов сбора социологической информации и ускорения её обработки.

Произошёл значительный скачок в техническом оснащении  организации социологических исследований. Быстрое внедрение в нашу жизнь  персональных компьютеров, новых систем коммуникаций, их программное и технологическое  обеспечение значительно изменили возможности и стиль исследователя.

Современные технические и программные средства позволяют записывать с микрофона, встроенного в компьютер, ответы респондента, копировать их, существенно  упростить процессии при этом избежать дополнительных ошибок на вводе  информации с анкет и т.п.

В настоящее  время в социологических исследованиях  широко используются возможности Интернета, больше внимания уделяется в прикладных и маркетинговых вопросах графическим  средствам отображения данных.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Борцов  Ю.С. Социология: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2011 .- 351 с.
  2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология – М.: ФГАНУ «Центр социологических исследований», Институт социологии РАН, 2012. – 404 c.
  3. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социология. Основы модернизации социального знания: учебник. – М.: Проспект, 2007. – 416 с.
  4. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: учебник для вузов. — Спб.: Питер, 2010. – 432 с.
  5. Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 407 с.

Информация о работе Основные этапы проведения социологического исследования