Основные этапы становления Российской социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:45, реферат

Краткое описание

Изучение такой науки, как социология, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет очень много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется очень важны для современного человека.
Но изучать что-либо, в частности науку, не зная её историю возникновения, развития - просто невозможно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Первый этап становления социологии в России 1860-1890-е гг……………...6
Второй этап становления Российской социологии 1890–1900е гг…………...10
Третий этап развития социологии в России…………………………………...14
Четвертый этап 1920-1930-е годы………………………………………………16
Пятый этап развития социологии в России: с 1960х годов по настоящее время……………………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Первый этап становления социологии в России 1860.docx

— 52.31 Кб (Скачать файл)

В 1901 г. М.М. Ковалевский и Е.В. де Роберти создали в Париже Русскую высшую школу общественных наук, где обязательным предметом была социология. В школе преподавали многие ведущие как российские, так и западные ученые, в т.ч. социологи. Школа была тогда справедливо оценена как первая модель российского социологического факультета, причем не имеющая аналогов в мире. Однако по требованию правительства России в 1905 г. школа была закрыта.

В конце XIX в. в русской социологии зарождается плюралистический подход к обществу, наиболее полное выражение нашедший в работах М.М. Ковалевского. Это было связано с тем, что географический детерминизм (его представитель – Л.И. Мечников (1838-1888), биологическое и психологическое направления не смогли объяснить существующие проблемы и не получили широкого распространения. Стало очевидным, что для решения сложных социологических проблем недостаточно учитывать какой-то один фактор или момент, появилась необходимость рассматривать сразу всю совокупность и взаимодействие социальных факторов и элементов.

Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) - один из ведущих русских дореволюционных социологов, историк, правовед и этнограф. Он считал, что социология «является синтезом результатов, полученных конкретными общественными науками». По его мнению, цель социологии состоит в том, чтобы раскрыть причину покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой.

Социологическая теория М.М. Ковалевского тесно связана с его историческими исследованиями. Он один из первых в России использовал в своих трудах сравнительно-исторический метод, который, по его мнению, является основным в социологии. С помощью этого метода социология должна решить проблему происхождения и развития социальных институтов.

В конце XIX–начале XX вв. в России начинается, хотя и эпизодическое, преподавание социологии. Попытки же открыть кафедры или факультеты социологии наталкивались на отказ властей. Не было и специальных социологических изданий. Тем не менее, переводились и издавались работы практически всех ведущих западных социологов. Перспективная социальная программа разрабатывалась в частном Психоневрологическом институте, открытом по личному разрешению Николая II в Петербурге в 1908 г. во главе с академиком В. М. Бехтеревым и  первой российской социологической кафедрой, которую возглавляли М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, позднее – П.А. Сорокин и К.М. Тахтарев.. Кафедра провела большую работу по организации обучения социологии, подготовила четыре выпуска сборника «Новые идеи в социологии»

 

  1. Третий этап развития социологии в России

1910-1920-е гг. – третий  этап в развитии российской  социологии, насильственно прерванный  внутри страны в 1922 г. Это период, когда социология четко определила  свой предмет и самое себя  как общую теорию социального, из чего вытекало снятие антиномии  объективизма и субъективизма.

Ведущим в социологии становится неопозитивистское течение, представители которого (П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая) считали необходимым исследование в первую очередь социального поведения, социального общения, социального взаимодействия.

Происходит дальнейшее изменение ортодоксального марксизма, идет усиление вульгаризации и политизации социальной теории, с одной стороны, а с другой стороны, появляется направление, которое стремится соединить марксистские идеи с современной наукой. В этот период появляется новое определение самого предмета социологии и ее методов.

Единицей социального анализа, вместо различных “факторов”, групповой психологии и психологии отдельного человека становятся “социальные связи”, “взаимодействие”, “социальное общение” и т.п. Неопозитивисты считали, что главное внимание необходимо обращать на изучение социального поведения и общества, рассматриваемых с точки зрения статичности, организованности. Они считали необходимым в первую очередь изучать социальное поведение, а затем уже существующие социальные структуры постоянных или повторяющихся форм взаимодействия и изменения (воспроизводство, самоподражание, разрушение) социальных процессов. Считали, что в социологии должен быть реализован более полно идеал “описательной науки” и должно идти объективное изучение внешних сторон поведения с помощью эмпирических исследований.

Для последних характерен функциональный тип исследования социального целого, вместо господствующего до этого эволюционного типа. “Задачей социологии является, — указывал П.А. Сорокин,— описание подведомственных ему явлений и установление между ними функционально-корреляционной связи. Объект социологии должен быть транссубъективным и вещественным; таковым является поведение людей”.

Нарастает процесс институционализации социологии: в 1912 г. открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета; в 1916 г. учреждается русское социологическое общество им. М. М. Ковалевского; в 1917 г. вводится ученая степень по социологии, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 г. в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П. А. Сорокиным. 3

Однако утверждавшаяся в стране после октября 1917 г. тоталитарная система не нуждалась в социологической науке, тем более "буржуазной". С "критикой" П, А. Сорокина выступил сам лидер нового режима В. И. Ульянов (Ленин). Итогом стала высылка ведущих ученых—обществоведов за пределы страны и полный разгром российской социологической науки.

 

  1. Четвертый этап 1920-1930-е годы

В 1920-е годы начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Она была посвящена определению предмета марксистской социологии, формированию социологии марксизма и определению ее места среди других общественных наук. В связи с этим в развитии марксистской социологии можно выделить следующие направления:

1.Большая часть марксистских  социологов под влиянием книги  Н.И.Бухарина "Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии", изданной в 1921 году, стала отождествлять социологию с историческим материализмом.

Бухарин: "Исторический материализм - это социологическая теория марксизма, которая по отношению к философии выступает как частная наука. Оранский: "Исторический материализм-это марксистское направление в социологии, марксистская социология является не только всеобщим методом для социальных наук, но и теорией".

2.Другая часть социологов  считала, что социология-составная часть философии (Вольфсон, Черняков, Каценбоген).

3.Существовала концепция, представители которой в историческом  материализме выделяли философский (материалистическое понимание истории) и социологический (общая теория общества) аспекты.

4.Часть философов считала, что марксизму вообще чужда  какая-либо социология (Луппол, Сарабьянов, Деборин).

Развиваются такие течения, как "социальный дарвинизм", "фрейдизм", "социальная рефлексология", "фитосоциология", "зоосоциология", "социология эмпириомонизма", "физиологическая социология".

В 20-е годы широкое распространение получили позитивистские и натуралистические трактовки общественных явлений. Суть их заключалась в признании натурализма, то есть при изучении общества опирались на аналогичные законы природы, а социология рассматривалась, как часть естествознания, или можно говорить о биологизации общественных процессов. Одновременно с этим существовали и механистические взгляды на общественные явления. Для представителей механистической теории было характерно сведение исторического закона к механически понимаемым причинности, необходимости, повторяемости, а также отрицание случайности.

Сформулирована и обоснована центральная категория исторического материализма - "общественно-экономическая формация". В связи с этим основной задачей научной социологии стало изучение ее возникновения, развития и функционирования по объективным общественным законам.

Существовало две точки зрения:

1. Исторический материализм является одновременно частью социологии и общей социологической теории, то есть социология-часть философии.

2. Хотя социология и основана на принципах исторического материализма, она - самостоятельная, нефилософская наука.

Первая точка зрения получила более широкое распространение.

1920-е годы стали наиболее  творческими в развитии советской  социологии: был сформулированы  многие спорные идеи, проведены  дискуссии. Очень значимой была  дискуссия, длившаяся в течение  двух лет(1927-1929)в журнале "Вестник", о структуре и движущих силах  развития производительных сил  общества. Также в эти годы  обсуждались проблемы отношения  классов в переходный период  и формирования новой структуры  общества, причиной которых стала  Октябрьская революция.

Необходимо отметить, что процесс становления марксистской социологии был сопряжен со значительными трудностями: необходимость решения задачи культурного строительства (из-за процесса размежевания между марксистскими и не марксистскими социологами), проблема неграмотности населения, общий дефицит кадров социологов-марксистов.

В 1920-1930-е годы много внимания уделяется проблеме управления и организации труда. Выходит около двадцати журналов: "Хозяйство и управление", "Производство, труд и управление" и другие. Проводятся социологические исследования в области труда (ученые Гастев, Струмилин, Керженцев, Ерманский).

Также проводятся социологические исследования по проблеме брака и семьи (Луначарский, Коллонтай), исследования в психологии и педагогике (Шацкий), в области социологии преступности (Куфаев, Тарновский, Змиев, Маннс), исследования в области СМИ (Марр).

В 1920-1930-е годы, в условиях тоталитарного государства, социологические исследования прекращаются. Исторический материализм, политэкономия и научный коммунизм перекрыли все социальные науки. Окончательное утверждение марксизма как идеологической основы общества. Социология приходит в упадок.

 

5. Пятый этап развития социологии в России: с 1960х годов по настоящее время

Пятый этап развития социологии, или как его называют «Второе рождение социологии» начался только во времена «хрущевской оттепели», в конце 1950-х годов.

Ситуация в области социологической науки сложилась парадоксальная. Социологические исследования получили права гражданства, а социология как наука - нет. Поэтому во избежание бесконечных споров и конфликтов, которые отвлекали специалистов от реального дела, было введено в научный обиход определение социологии как науки, занимающейся конкретными социологическими исследованиями.

Исследование общетеоретических проблем социологии в период "оттепели" сопровождается возобновлением и развертыванием конкретных социологических исследований. В середине 60-х годов начинают появляться первые крупные труды, обобщающие итоги этих исследований. В этот период значительно повысилась роль социологии в решении важнейших проблем социального развития. Результаты социологических исследований стали широко использоваться при выработке и обосновании социальной политики. Социологические исследования получили права гражданства.

В эти же годы в нашей стране были созданы первые социологические учреждения - отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете. В 1962 г. была основана Советская социологическая ассоциация.

В 1969 г. на базе отдела социологических исследований Института философии АН СССР был создан Институт конкретных социальных исследований (с 1972 г. Институт социологических исследований) АН СССР. Были организованы отделы социологических и социальных исследований в ряде институтов страны. Важным органом объединения усилий социологов и распространения научного и методического опыта стал издающийся с 1974 г. журнал "Социологические исследования".

Если в период "застоя" социология и развивалась, то вопреки командующим методам, а не благодаря им. Более того, усилилось административно-бюрократическое вмешательство в эту науку. Правда, в какой-то мере ситуация изменилась с созданием Института социологических исследований АН СССР, в который удалось привлечь лучшие кадры социологов профессионалов страны. Но новая "оттепель" продолжалась недолго. Бюрократической диктатуре Л.И.Брежнева социология была не нужна, более того, она вступила в конфликт с ведомственным отношением к социальной сфере жизнедеятельности общества.4

Новое административно-приказное "вторжение" в социологическую науку имело бы самые трагические последствия. Но оно было решительно пресечено в процессе "перестройки".

Важным этапом в институционализации социологии был ХХVII съезд КПСС. Съезд обратил внимание на исследование различных проблем развития и функционирования социальной сферы как пространства жизнедеятельности человека, поставил вопрос об органической связи экономического и социального развития, о социальной эффективности экономического и об экономической эффективности социального развития.

Информация о работе Основные этапы становления Российской социологии