Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:45, реферат
Изучение такой науки, как социология, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет очень много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется очень важны для современного человека.
Но изучать что-либо, в частности науку, не зная её историю возникновения, развития - просто невозможно.
Введение…………………………………………………………………………..3
Первый этап становления социологии в России 1860-1890-е гг……………...6
Второй этап становления Российской социологии 1890–1900е гг…………...10
Третий этап развития социологии в России…………………………………...14
Четвертый этап 1920-1930-е годы………………………………………………16
Пятый этап развития социологии в России: с 1960х годов по настоящее время……………………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………27
Вполне естественно встал вопрос о восстановлении в "гражданских" правах науки, которая занимается исследованием социальной сферы и социального развития общества в целом, т.е. о социологии. Был снят запрет на развитие теоретической социологии. Более того, был наложен запрет на административно-приказное вмешательство в развитие этой науки. Вполне закономерным был признан плюрализм точек зрения на предмет этой науки и ее место в системе социальных и гуманитарных наук. Вопрос о дальнейшем развитии социологии как самостоятельной науки и использовании социологических исследований в решении задач социально-экономического развития страны был поднят до общегосударственного уровня. Была поставлена задача развития как теоретических, так и прикладных фундаментальных социологических исследований. В 1984 г. на философском факультете МГУ было создано отделение социологии и открылись ряд социологических кафедр. На базе этого отделения в 1989 г. был создан первый в стране социологический факультет.
С 1987 по 1991 гг. при Государственном комитете СССР по народному образованию существовала социологическая программа "Общественное мнение", научным руководителем которой был главный социолог Гособразования СССР (ныне академик) А.А.Овсянников. В рамках программы работали социологи из более чем 60 вузов страны. Она оказала большую помощь в развитии вузовской социологии. Участниками программы было проведено более 50 всесоюзных исследований по различным направлениям социологии.5
Рассмотрение вопроса о социологии на Политбюро ЦК КПСС (май 1988 г.) стало огромным событием в жизни социологической науки. Социология была не только политически и идеологически реабилитирована, но и институционализирована, признана ее важная роль в решении социальных проблем "перестройки". На высоком партийном уровне социология была признана самостоятельной наукой. Перед социологами была поставлена задача поднять на качественно новую ступень развитие социологической науки, существенно повысить теоретический, методологический и методический уровни научных разработок и коренным образом улучшить их использование в управлении и прогнозировании общественных процессов, углублении демократизации и гласности. Осуществить систему мер, направленных на обеспечение комплексности и результативности социологических исследований, развитие сети социологических институтов и центров, повышение роли служб социального развития на предприятиях и в организациях, коренное улучшение социологического образования и подготовки кадров социологов, создание научно обоснованной системы изучения общественного мнения, расширение информационной базы социологии, увеличение выпуска и повышение качества социологической литературы, улучшение материально-технического и финансового обеспечения научных разработок.
С принятием постановления ЦК КПСС были лишены какой-нибудь перспективы административно-приказные методы вмешательства в исследовательскую деятельность социологов. С социологии, образно говоря, сняли оковы, открылись широкие возможности для творчества.
В настоящее время в России почти во всех университетах преподается социология и созданы соответствующие кафедры. Но нельзя не признать, что социология все еще продолжает оставаться в положении парии. Социологи не привлекаются к экспертизе подготовленных или готовящихся государственных решений. А если и привлекаются, то на уровне администраторов от науки, а не специалистов-профессионалов данного профиля. И этот очевидный факт уже не раз отмечался российской общественностью.
Положение социология в России остаются достаточно двойственным. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин. Среди них такие. Социология - дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов. Негативное влияние на современную российскую социологию оказывает и ее явная политизация, когда результаты опросов общественного мнения превращаются в оружие политической борьбы. В области теории само разрушение догматической марксисткой парадигмы привело к образованию идейного вакуума, наполнение которого происходит весьма медленно.
Заключение
Российская социально — философская и социологическая мысль представляет собой многоплановое явление. И все же мы можем вычленить некоторые общие для различных школ и тенденций типологические черты, общее проблемное поле, и тем самым описать российскую социологию как своеобразный тип социального мышления. Конечно, это вовсе не значит, что у каждого социального мыслителя и социолога такие. Общие черты обязательно имели место. Однако даже отклоняя их, чтобы занять по отношению к ним некоторую иную позицию, исследователь тем самым определенным образом и выделяет их.
Важнейшей особенностью российской социальной мысли был органический подход к обществу, заключавшийся в стремлении представить мир как некое иерархизированное целое, где общество и человек хотя и своеобразные, но только элементы системы. Этим определялась склонность российских мыслителей к широчайшим социологическим обобщениям на основе принципа единства микрокосма и макрокосма и включения социальной эволюции в общемировую. Отсюда же вытекают усилия найти и обосновать общезначимый социальный идеал, руководствуясь которым можно освободить общество от тенденций, нарушающих его органичность, и сознательно — в духе социального конструктивизма — ориентировать общество на органическую целостность.
Отмеченная особенность способствовала тому, что внимание российских социологов акцентировалось на проблемах социальной динамики (эволюции, прогресса). Поиск решений этих проблем определил эволюцию социологии. Исходя из представлений о единонаправленном ходе человеческой истории, эволюционисты обосновывали различного рода "формулы прогресса", зачастую сугубо априорные. С течением времени, однако, обнаружились противоречия эволюционистской парадигмы. Особое значение приобрели проблемы объекта эволюции, а именно проблемы сопряжения процесса эволюции системы с ее структурным единством, с ее стремлением к функциональному равновесию и др. Одновременно нарастал и протест против плоского эволюционизма, начиная от самого раннего — в теории культурно—исторических типов Н. Я. Данилевского.
Нельзя в этой связи не отметить своеобразие гносеологических посылок российской социальной мысли. В отличие от заложенной Р. Декартом европейской традиции выносить субъект познания за пределы объекта (бытия) российская мысль полагала субъект внутри бытия, жизни. Бытиё же понималось как непрерывное становление социальности и ее субъекта, а познание бытия соответственно как самопознание субъекта, из чего выходило, что процесс познания и преобразования бытия фактически совпадают. Именно из такой установки вытекало для российской социологии следующее: предельно напряженное рассмотрение центрального для нее сюжета о соотношении реальности и общественного идеала, а также ее прагматическая направленность, "служебное отношение к истине" . При этом с течением времени социология отходила от ''наивного реализма" в Трактовке соотношения между социологическими понятиями и реальностью и двигалась к концепции идеальных типов.
В итоге сложились две противоположные тенденции социальной мысли — утопизм и реализм, политически воплотившиеся в программах радикального народничества и либерализма. Утопическая линия характеризовалась одномерностью социального мышления, исходила из представления об обществе как механическом агрегате и из принципа социального конструктивизма. Считалось, что достаточно определить научный социальный проект — и можно осуществить его революционным путем, полагаясь на субъективный фактор, волю к изменению, благодаря чему произойдет ускорение исторического процесса. Реалистическая же линия утверждала многофакторный подход, понимание общества как сложного динамического равновесия, обосновывала необходимость соразмерной эволюции субъекта и социальных форм. Особое внимание обращалось на поиск способов согласования интересов различных субъектов, на практический гуманизм, на внутреннюю духовную революционность. Утверждались идеи. социального плюрализма, равномощности целого и части (общества и личности), взаимной помощи, кооперации, солидарности.
Закономерно, что стремление найти "формулу, прогресса" и обосновать пути ее воплощения в реальность выдвинуло в центр социологии проблемы социального поведения, социальной мотивации и социальной структуры. Этим определяется очень раннее обращение исследователей к закономерностям социально—психологического взаимодействия, к проблеме "личность и группа" и т. п. Более того, психологическое направление выступило ведущим в российской социологии, во многом определив ее своеобразие.
Отмеченные черты и особенности российской общественной мысли показывают, что ключевое положение в ней занимает проблема человека, она внутренне антропологична. Отсюда популярность идеи "нового человека", опасность которой была осознана слишком поздно. Отсюда же тенденция этизации социологии, вплоть до полного отождествления этического и социологического рассмотрения общества.
Список литературы
1 Лавров П.Л. Философия и социология // Избр. произ. М., 1965. Т.1. С.643.
2 Струве П.Б. Марксовская теория социального развития. Киев, 1905.
3 Капитонов Э.А. История социологии. - Ростов н/Д., 1993
4 Борисова Н.Л. История русской социологии: лекция. - М., 1992
5 Галактионов А. А. Русская социология XIX – XX веков: Учебник. – СПб., 2002
Информация о работе Основные этапы становления Российской социологии