Основные этапы формирования системы благотворительности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Объектом курсовой работы является благотворительность в России. Предмет работы – этапы благотворительности в России. Цель - дать характеристику основных этапов развития системы благотворительности в России.
Задачи курсовой работы:
1) раскрыть сущность понятия благотворительности;
2) рассмотреть различные точки зрения на периодизацию этапов благотворительности в России;
3) охарактеризовать каждый из этапов формирования системы благотворительности в России.

Содержание

Введение…………………………..……………………………………….................4
1 Теоретические аспекты изучения благотворительности…………….………….7
1.1 Сущность понятия благотворительности………………………..……...........7
1.2 Формы выражения благотворительной деятельности……….......................11
1.3 Периодизация благотворительности в России……….……….…………….11
2 Содержание этапов формирования системы благотворительности в России……………………………………………………………………………….19
2.1 Архаичный период………………………………………………….…….…..19
2.2 Княжеская и церковно-монастырская благотворительность………………21
2.3 Период церковно-государственной помощи …..…….…………………….24
2.4 Государственное призрение………………………………………………….26
2.5 Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до начала
ХХ в. ……………………………………………………………….………………..29
2.6 Государственное обеспечение с 1917 по 1991 гг……………………………33
2.7 Благотворительная деятельность в современных условиях в России
с 1991 г……………………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………….…...………….…40
Библиографический список …………………………………………………….…42

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС ПО ПОЛЕЖ.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Система «санитарно-полицейских» мер против распространения морового поветрия также подкрепляется законами и указами. При этом происходит «организация» института контроля. В него входят подъячии, решеточные приказчики, бирючи. Их назначение состоит в том, чтобы они оповещали  население о падеже скота во всех административных единицах, чтобы мясо падших животных не попало на рынок и чтоб скот закапывали в специально отведенных местах, отдаленных от мест проживания.

Переосмысление происходит и в подходах к помощи вдовам и детям. Казна берет на себя призрение тех вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на государственной службе. Это «пенсионное» право выражалось в форме раздачи «земель на прожиток». Так, царь Михаил Федорович в 1634 г.  издает Указ, согласно которому детям и вдовам умерших и погибших под Смоленском давали земли на прожиток по государеву указу.

Вместе с распространением государственных принципов защиты начинают осуществляться светские подходы к помощи и поддержке нуждающихся. Этот вид помощи определяется как частная благотворительность. Она выражалась в помощи голодающим, а также в устройстве больниц для неимущих, их лечении.

Таким образом, в период с XIV в.  по вторую половину XVII в. не только происходит смена ориентаций мотивов помощи и поддержки. Ктиторские монастыри сменяются монастырями-вотчинами. И если деятельность данных заведений первоначально носит открытый характер, то постепенно, когда в обществе начинают складываться денежные отношения, монастыри отходят от благотворительности. Государство постепенно набирает организационную и законодательную силу, ограничивает власть церкви, берет под свой контроль нуждающихся. Возможно что именно в этот период государственная власть формирует так называемый «остаточный принцип» в подходах к социальным проблемам общества.

Светские тенденции благотворительности завершают картину помощи и поддержки на этом этапе. Несомненно, частная благотворительность в XVII в.  – один из самых первых исторических показателей изменения общественного сознания, одно из звеньев формирования гражданского общества [10;С.59-84].

 

2.4. Государственное призрение

 

Период государственного призрения со второй половины XVII в.  по вторую половину XIXв.

Административная система помощи нуждающимся начинает складываться в период разрушения старых государственных связей и хозяйственных отношений. Ее образование осложняется войнами, которые вела Россия, а также социальным реформированием общества и структуры государственного управления, осуществляющихся под влиянием петровских преобразований.

Мероприятия Петра I в области призрения носили в основном, характер «вразумляющего принуждения», но была задумана и претворялась в жизнь и позитивная программа в социальной сфере [10;С.86].

В первой четверти XVIII в.  значительно расширилось так называемое «закрытое призрение» (т.е.  содержание в различных учреждениях и заведениях благотворительного толка) новых для России категорий населения: незаконнорожденных – «зазорных» младенцев, «неспособных вовсе к продолжению службы из престарелых, раненых и увечных офицеров, урядников и солдат», инвалидов из матросов и солдат, душевнобольных и «дураков» (безумных от рождения) и др. Появились новые типы заведений: «гошпитали» для сирот, инвалидные дома, поселки для пленных «немцев». При Петре уже практиковались некоторые формы «открытого призрения» - пенсии, кормовые деньги, обеспечение землей и промыслами [16;С.5].

При Петре Великом происходит активизация политики в отношении профессионального нищенства, так как ценность человека рассматривалась с позиций его трудовой стоимости, усиливается роль государства, расширяются мероприятия, направленные на секуляризацию монастырских земель.

Среди указов, направленных против профессионального нищенства, являются указы 1691, 1694, 1712, 1718 гг. Указами конца XVII века запрещали побирать в «нищенском образе и притворном лукавстве», за что, в случае поимки, таких людей «били кнутом» и ссылали в Сибирь [10;С.91].

Очень интересен указ Петра I от 16 января 1721 г., где впервые шла речь о том, что бродяги являются социально опасным элементом. При этом делались очень убедительные ссылки на Библию [17;С.48].

Но такая политика Петра Великого по отношению к профессиональным нищим не была принята российским обществом. Протест в общественных кругах вызвали указы, по которым запрещалось «безразборно» оказывать милостыню нищим и даже предписывались штрафные наказания за это. Выразителями общественного протеста тогда были писатели Посошков, Аврамов и другие. Да и сам император вскоре по сути дела осознавал, что в данном вопросе «перегнул палку». Свидетельством этого стали официальное разрешение прошения милостыни при наличии «прокормежного» письма, а также подготовка проекта нового царского указа о раздаче всех нищих по монастырям [18;С.26].

Послепетровская эпоха отмечена продолжением преемниками Петра I его курса, прежде всего в плане преследования нищенства. Как определенный социальный «нонсенс», новация для своего времени, выделяется в деятельности Петра III впервые объявленная им забота о судьбе умалишенных (распоряжение о строительстве для них специальных домов. Происходила и дальнейшая трансформация – постепенное оформление административно-государственных схем, подходов к общественному и частному призрению, превращению его в соответствующую систему и более цивилизованную форму благотворительности.

Ко второй половине XVIII в. начинает складываться социальная политика, сочетающая охрану сословных привилегий высших слоев общества и помощь обездоленным. Постепенно переходят от нищелюбия к более действенным формам и методам помощи призреваемым. В процессе зарождения государственных форм призрения создаются различные социальные учреждения. Условно можно выделить два основных вида: с одной стороны призрение: назначение и выдача пособий, пенсий, обеспечение профессией, земельными наделами и др., а с другой закрытое презрение – аптеки и богадельни, больницы и дома для неизлечимых больных,                дома работные,     служебные,    смирительные,  сиротские,   народные школы и приюты [7;С.160].

Вопросы оказания помощи нуждающимся на первых этапах данного периода решались в соответствии с традиционной практикой, сформированной христианской культурой милосердия – пожертвованиями. Но далее приказы общественного призрения столкнулись с некоторыми проблемами: часто пожертвования были недостаточными или единовременными, что не позволяло открыть какой либо тип заведения. Это вызывало необходимость создания обществ, организаций, которые бы позволяли объединять ресурсы благотворителей и направлять их на наиболее актуальные нужды. Так появляется Совет Императорского Человеколюбивого Общества (1816), который аккумулирует средства отдельных жертвователей. Объединенные таким образом финансовые средства позволяли решать актуальные задачи: направлять их в уже существующие институты поддержки либо, если позволяли средства, открывать новые учреждения [10;С.100].

В 1781 г. официально частные лица получили право открывать благотворительные заведения, а с 1862 г. право санкционирования их было передано от императора Министерству внутренних дел.

Таким образом, в этот период в России оформилась система государственной благотворительности, появились специальные органы (приказы), в обязанности которых вошло попечение о нищих, сиротах и убогих. В сельской местности призрение нуждающихся оказывалось в ведении местных общин и помещиков. Были сделаны попытки ликвидации системы открытого призрения в городах.

В то же время, не смотря на то, что была проведена грань между бедностью и нищенством и проводились карательные мероприятия по борьбе с профессиональным нищенством, здание новой системы социальной помощи в России так и не было до конца построено. Не появилось ни общественных фондов помощи беднякам, ни налогов в пользу бедных. Отсутствие реальных мер по борьбе с бедностью с особой очевидностью ощущалось во времена народных бедствий, когда правительство, видя свою полную беспомощность, прибегало к испытанному веками средству, вновь и вновь разрешая и просить, и подавать милостыню. Косвенными свидетельствами неэффективности карательных мер стало и то, что с 1700 по 1775 г. было принято более 70 указов, категорически запрещавших прошение милостыни в городах [13;С.374].

 

2.5 Период общественного и частного  призрения с конца  XIX в.   до начала ХХ в.

 

Этап, начавшийся в 1861 г. и продолжавшийся до начала ХХ столетия, можно охарактеризовать как период общественного, частного призрения, которое восприняло опыт общественного призрения предшествующего этапа. В пореформенный период, в годы активного утверждения капиталистических отношений, общество потребовало новых форм и методов социальной политики и практики, его не устраивали жесткие бюрократические установления, ограничивавшие самодеятельность, новаторство в социальной сфере.

Реформы 60 – 70-х гг. XIX в. оказали значительное влияние на судьбу общественного и частного призрения России, способствовали их дальнейшему развитию. В процессе либерализации пореформенной социальной политики произошла реорганизация административной системы и государственного управления, суть которой заключалась в передаче государством социальных функций органам городского и земского самоуправления.

Земское (1864 г.) и городское (1870 г.) положения фактически полностью передавали земствам и городам заботу об общественном призрении. Существовавшие до этого в губерниях Приказы общественного призрения упразднялись, а их учреждения, а частично и капиталы, передавались земским и городским управам.

Недостаточная эффективность этих мер предопределялась явно слабой финансовой базой, которая создавалась, главным образом, за счет местного налогообложения. Попытки улучшить общественное призрение – создание профессиональных обществ вспомоществования, строительство помещений для обездоленных, страннопиимных домов для переселенцев и рабочих, устройство справочных контор для регулирования движения рабочей силы и поиска места работы, помощь неизлечимым больным, людям, не способным к труду, нищим и др., не могли радикально повлиять на коренное улучшение общественного призрения, хотя в деятельности этих организаций, обществ и учреждений активное участие принимали представители имущих классов, прогрессивная интеллигенция, движимые милосердием и состраданием. Так, предприниматель, миллионер, владелец торгового пассажа на Кузнецком мосту и театра на Большой Дмитровке Г.Г. Солодовников, скончавшийся в 1901 г., завещал все свое огромное состояние (свыше 20 млн. рублей) на благотворительные нужды. Треть суммы предназначалась для устройства земских женских училищ в Тверской, Вологодской и Вятской губерниях,     треть -  на устроение там же и в Серпухове мужских и женских профессиональных школ и родильного приюта. Остальные деньги отводились на строительство в Москве домов с дешевыми квартирами. Особенно возросла в пореформенный период роль частной благотворительности в обеспечении детей. Если в XVIII в. было основано 24 частных благотворительных общества, за первые 60 лет XIX столетия – 204 общества, то за последние 40 лет этого столетия – 8105. 95% всех действовавших благотворительных обществ России были созданы к началу ХХ века.

Частная благотворительность приобрела массовый характер: инициатива в ней перешла от немногих представителей аристократических фамилий к достаточно широкой массе купцов, фабрикантов и мелких помещиков. Возникают разнообразные заведения, в частности, для социального обеспечения детей. Многие из этих заведений не имели аналогов за границей. В начале ХХ в. только 25% всего бюджета русской благотворительности образуется из средств казны, земств, городов и сословных учреждений, а 75% - из средств частной благотворительности.

К социальным новациям конца XIX в. следует отнести активизацию в благотворительной деятельности церковных приходов как в городах, так и на селе. Здесь призрение не ограничивалось только вспомоществованием, налаживалось амбулаторное лечение, христианское просвещение, обучение детей и взрослых в системе воскресных и церковно-приходских школ.

Государственная благотворительность сочеталась с общественной и частной. Благотворительные учреждения занимались воспитанием и образованием, лечением и медицинским наблюдением,  обеспечением жильем (в том числе дешевым и бесплатным), питанием, поиском рабочих мест, устройством на работу, профессиональной подготовкой и переподготовкой и т.д. уделялось внимание опекунству, помощи заключенным и их семьям, реабилитации бывших преступников, заботе о «трудных детях», душевно больных, инвалидах и т.д.

Таким образом, стержень российской модели благотворения на рубеже XIX – XX вв. составляла частная благотворительность, призрение и попечительство земско-приходских учреждений значительно превышали долю государственного. Вместе с тем сказывался острый дефицит мер по предупреждению бедности. Создать оптимальную модель социальной профилактики так и не удалось. Финансовых ресурсов для преодоления хронической социальной патологии – бедности, - всегда не хватало. Значительная часть благотворительных заведений , располагаясь в губернских городах, являлась малодоступными для основного населения, проживавшего в сельской местности.

С отменой крепостного права особое значение приобрела необходимость борьбы с массовой миграцией сельской бедноты, бездомных, нищих, занятых поиском источников своего прокормления, приюта. Особенно острой была эта проблема в городах, в первую очередь – в Санкт- Петербурге и Москве. Созданные для преодоления этого социального недуга Комитеты для разбора и призрения нищих – еще в 1835 г. в Санкт – Петербурге и в 1838 г. в Москве  - не смогли полностью справиться с поставленной задачей: в основном их деятельность сводилась к дифференцированному подходу к нищим и направлению а работные дома.

Информация о работе Основные этапы формирования системы благотворительности в России