Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 10:41, курсовая работа
Объектом курсовой работы является благотворительность в России. Предмет работы – этапы благотворительности в России. Цель - дать характеристику основных этапов развития системы благотворительности в России.
Задачи курсовой работы:
1) раскрыть сущность понятия благотворительности;
2) рассмотреть различные точки зрения на периодизацию этапов благотворительности в России;
3) охарактеризовать каждый из этапов формирования системы благотворительности в России.
Введение…………………………..……………………………………….................4
1 Теоретические аспекты изучения благотворительности…………….………….7
1.1 Сущность понятия благотворительности………………………..……...........7
1.2 Формы выражения благотворительной деятельности……….......................11
1.3 Периодизация благотворительности в России……….……….…………….11
2 Содержание этапов формирования системы благотворительности в России……………………………………………………………………………….19
2.1 Архаичный период………………………………………………….…….…..19
2.2 Княжеская и церковно-монастырская благотворительность………………21
2.3 Период церковно-государственной помощи …..…….…………………….24
2.4 Государственное призрение………………………………………………….26
2.5 Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до начала
ХХ в. ……………………………………………………………….………………..29
2.6 Государственное обеспечение с 1917 по 1991 гг……………………………33
2.7 Благотворительная деятельность в современных условиях в России
с 1991 г……………………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………….…...………….…40
Библиографический список …………………………………………………….…42
По данным одного только Московского городского попечительства о бедных, в 1889 г. в городе находилось более 3500 нищих, которые каждый день собирали примерно по 70 копеек. Десять миллионов крестьянских дворов в конце XIX столетия вели буквально нищенское существование. В срочной благотворительной помощи нуждались более пяти процентов россиян. Крестьянским обществам не по силам было эффективное общественное призрение. Основное бремя в этом деле несла община, пытавшаяся содержать больных, инвалидов, престарелых, посильно помогать нуждающимся. Но в целом общественное призрение на селе находилось в худшем положении, чем в городе. И все это было непосредственно связано с реформой 1861 года.
Далеко не везде и весьма непоследовательно, замедленно и неповоротливо ставились и решались актуальные проблемы рабочих: охране их труда на производстве, пересмотра и упорядочивание системы штрафов, социального страхования и пенсионного обеспечения, устройство быта, жилья, медицинского и культурного обслуживания, внедрение в социальную практику новых современных более действенных направлений и форм помощи и поддержки [7;С.161-163].
2.6. Государственное обеспечение с 1917 по 1991 гг.
Кочетков А.Н. предполагал, что в изучении социальной поддержки населения советского периода можно условно выделить три периода. Первый – с 1919 до начала 1930-х гг., когда происходит сужение источников оказания социальной помощи дореволюционного периода и оформление новой идеологии социального обеспечения и социального страхования в социалистическом обществе. Второй – с середины 1930-х гг. до середины 1950-х гг., оформляются новые формы социальной поддержки (например, врачебно-трудовой экспертизы). Третий – включающий середину 1950-х –конец 1980-х гг., когда функционирует единая система социальной защиты, охватывающая все слои населения [2;С.75].
Касаясь советского этапа развития системы социальной помощи и в целом социального развития страны, следует называть такую тенденцию, которая была характерна для этого периода, как сочетание гарантированной системы социального обеспечения с высоким уровнем государственной эксплуатации граждан страны. С установлением советской власти в России был провозглашен 8-часовой рабочий день, система соцстраха распространилась на всю страну, государственные пенсии стали получать и рабочие. Известно, что во второй половине 50-х – начале 60-х гг. ХХ в. страна переживала социально-потребительскую революцию. Тогда значительно расширилось жилищное строительство, увеличилось производство потребительских товаров, система пенсионного обеспечения распространилась и на сельских жителей, увеличились выплаты из общественных фондов потребления.
Социальная политика советской власти сочеталась с усиливавшейся государственной эксплуатацией населения. Если в 1927 г. доля заработной платы в чистой продукции промышленности составляла 58%, то во второй половине 80-х гг. – лишь 36%. Это в значительной степени определилось тем, что мобилизационная экономическая система не могла на долговременной основе обеспечить стабильно-эффективное развитие народного хозяйства и высокий социальный уровень общественной жизни [18;С.28].
Формирование нового геополитического пространства СССР в период 1917-1991 гг. связано с изменением политической и идеологической систем, структуры управления и хозяйствования, с формированием новых общественных отношений. Эти широкомасштабные перемены не могли затронуть и систему общественного призрения, которая на предшествующем этапе имела тенденцию к объединению, централизации общественных и государственных структур.
Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями.
Так, 19 ноября 1917 г. упразднены благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам, 1 декабря 1917 г. – Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии, 12 января 1918 г. – Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества, 22 января 1918 г. упразднен Алексеевский Комитет, а 24 января 1918 г. – Александровский Комитет о раненых и т.д. Вместо упраздненных ведомств в НКГП учреждались отделы, которые курировали в той или иной степени проблемы социальной помощи данной категории нуждающихся. Например, 25 января 1918 г. создается отдел призрения несовершеннолетних, еще раньше открывается отдел по охране материнства и детства и т.д. Решениями НКГП отделы социальной поддержки создаются не только в его ведомстве, но и в других государственных институтах.
К марту 1918 г. постепенно оформляются основные направления деятельности в области государственного социального обеспечения: выдача пайков семьям, в которых основной кормилец призван на фронт; предоставление убежища для военноувечных и назначение им пенсий; курирование учебных заведений общественного призрения.
Трудовая помощь как средство борьбы против профессионального нищенства оказывается с 1919 г. Организуются распределители для нищих, в зависимости от трудоспособности они направлялись в различные типы учреждений. Так, старики и увечные распределялись в убежища, а дети – в детские дома, безработные - в отделы распределения рабочей силы, а «тунеядцы – в специальные трудовые коммуны». Однако рост нищих не уменьшался, и это связано не только с тем, что многие из них были «сформированы» в предыдущий период.
К середине 20-х гг. основным объектом деятельности НКСО по социальному обеспечению становится крестьянство, поскольку, согласно переписи, в 1926 г. сельское население составляло 82%, а городское – 18%.
Основными формами деятельности комитетов крестьянской взаимопомощи являлись:
- оказание индивидуальной
- социальная взаимопомощь (общественные запашки, запасные магазины, поддержка школ и больниц, изб-читален, домов для инвалидов);
- правовая помощь (защита интересов малоимущего слоя при взимании налогов, отпуске леса, наделении лугами) [10;С.184].
В этот период особое внимание стало уделяться пенсионному обеспечению и пособиям. Было создано несколько пенсионных страховых фондов (негосударственных). Под личным наблюдением Ленина, а затем министра здравоохранения Н.А. Семашко была налажена система организации рационального отдыха трудящихся (открыты первые санатории, профилактории и дома отдыха).
О социальной политике многое говорилось в связи с задачами активного, целенаправленного формирования интересов и потребностей личности, лучшего использования материальных и духовных благ для всестороннего развития личности. Однако в практическом осуществлении социальных программ дело обстояло далеко не благополучно.
В СССР сформировалась модель социальной защиты, с финансированием главным образом из госбюджета – 95% ассигнований с центральной системой распределения фондов социального обеспечения. Право граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца было закреплено в Конституции СССР. Это право гарантировалось социальным страхованием граждан, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца и т.д.
Комплексное развитие социального обеспечения вызвало рост производительных сил общества, стимулировало трудовую активность работников.
Система социального обеспечения как элемент распределительных отношений определялось уровнем развития производительных сил. По мере роста экономических возможностей создавались все более благоприятные условия для решения социальных проблем [14;С.51-53].
2.7 Благотворительная
Современное возрождение благотворительности является ответной реакцией общества на сложившуюся социально-экономическую ситуацию, которая характеризуется не только значительным обнищанием большого числа людей, но и значительным снижение заработной платы и пенсий для большинства населения России.
Благотворительность в современной России стала возрождаться на рубеже 80-90 годов, для которой характерным является становление цивилизованных форм различных видов и направлений филантропической деятельности, существующей во всем мире и основанной на принципе индивидуализации оказываемой помощи [19;С.72].
Людей, желающих делать добро, быть полезными ближним и дальним очень много. Для них открыт широкий простор приложения сил и средств, и замечательно, что люди с таким призванием находятся в разных слоях общества. Даже посетители Интернета и то откликаются на приглашение электронной странички «dobrodel-site.ru» и принимают участие в общих акциях помощи детским домам, например, а потом, втянувшись, открывают и свои направления. «Доброделы» собирали посуду для выпускников детских домов, которые выходят в самостоятельную жизнь. Им ведь нужно все: чашки, тарелки, ложки, вилки, не говоря уже про элементарную мебель, постельные принадлежности и т.д. На обустройство домашнего хозяйства выпускники детских домов получают деньг, например, в детдомах, подчиненных Московскому областному департаменту, в 2004 году эта сумма составила 21 тысячу. Но у молодых людей, не умеющих разумно тратить, эти деньги расходятся мгновенно. Единственная надежда на благотворителей [20;С.24].
Важным этапом развития благотворительности стало создание российских благотворительных фондов, специализирующихся в разных сферах: поддержке научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих , помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и др. Это, например, Благотворительный фонд Владимира Потанина, фонд Дмитрия Зимина «Династия» и др.
Отличительной чертой благотворительности в нашей стране в современных условиях является создание объединений различных фондов, способных оказывать более масштабную помощь. Формальные и неформальные объединения различных донорских организаций – одна из общемировых тенденций последних 10-15 лет.
Можно выделить три ярко выраженных направления современной благотворительности.
Первое направление характеризуется активным участием государственных структур в этом процессе и может быть обозначено как государственная благотворительность. Отличительным признаком являются инициирующая и регулирующая роль органов государственного управления, а также слабое общественное влияние на формирование бюджетов благотворительных программ, проходящих под государственным патронатом. Основная функция этого вида благотворительности – перераспределение средств, привлекаемых государством дополнительно от коммерческих структур в интересах частных лиц и организаций социальной сферы.
Для второго направления благотворительности отличительной чертой является личная инициатива коммерческих структур в оказании материальной и финансовой помощи незащищенным группам населения и учреждениям социальной сферы. Начав оформляться в качестве компенсационного процесса, благотворительность коммерческих структур постепенно претерпела ряд изменений, которые сегодня позволяют говорить о системной благотворительности достаточно большой доли предприятий крупного и среднего бизнеса. Данное направление характеризуется также включением благотворительных мероприятий в общий маркетинговый план компаний. Прежде всего это характерно для компаний – филиалов зарубежных фирм, финансовых учреждений, крупных производственных предприятий. Как правило, большие предприятия стремятся анонсировать свою благотворительную деятельность, что продиктовано в основном двумя причинами: наличием значительного числа клиентов – частных лиц и стремлением к публичности руководителя предприятия.
Третье направление – общественная благотворительность. Ядром этого процесса являются общественные некоммерческие неполитические организации, работающие в интересах определенных групп населения.
Для современной благотворительности характерно значительное увеличение количества социальных программ, которые используются предприятиями в качестве маркетинговых конкурентных составляющих. Именно так и действуют теперь в социальной сфере ведущие российские корпорации – «Лукойл», «Газпром», «Норильский никель», ТНК-ВР, РУСАЛ, «Северсталь» и целый ряд других.
Однако сегодня для эффективного развития благотворительности и меценатства в стране существует несколько серьезных препятствий.
Одной из главных причин отсутствия в России развитой системы благотворительности, по мнению М. Стрекаловской, является недостаточное законодательное обеспечение этой деятельности. Привлечение внебюджетных средств осложняется тем, что действующая нормативно-правовая база не только не способствует, а затрудняет взаимодействие благотворительных организаций с потенциальными донорами. Тормозит возрождение российских традиций и несовершенное налоговое законодательство. Если оно и меняется, то не в лучшую для благотворителей сторону.
Для развития благотворительной сферы нужны такие законодательные акты и подзаконные положения, которые предоставляют большую самостоятельность для активного населения, чтобы граждане могли самостоятельно решать, в каком объеме и в какой форме заниматься благотворительностью [19;С.73-74].
Информация о работе Основные этапы формирования системы благотворительности в России