Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:55, контрольная работа
Политические идеологии возникли в эпоху Просвещения, выдвинувшую идею прогресса и возможности создания разумного общественного порядка на основе сознательно формулируемых самими людьми целей преобразований с предполагаемыми результатами. Для обоснования возможности целеполагающей деятельности людей потребовалась наука об идеях, выражающих представления об идеальном желаемом обществе.
В экономической области
Современный либерализм представляет собой одну из наиболее влиятельных в западном мире идеологий, воплощающих триумф её триумф, у которой даже не осталось альтернативы. В настоящее время, начиная с 90-х г. XX в. либерализм вступил в новую фазу своего развития. Это своего рода спекулятивно-финансовый либерализм стран "золотого миллиарда". Радикальный либерализм с негативным предубеждением относится к государству, недооценивает государственное регулирование экономики и других неполитических сфер деятельности, преувеличивает значение рыночных механизмов в осуществлении общественной свободы, а также меру независимости личности от общества. Практика либерализации цен, то есть освобождения их от государственного регулирования, является характерным примером радикально-либерального мышления[20].
Этимология термина "консерватизм" восходит к латинскому слову conservare – сохранять и означает в широком смысле сбережение, защиту. Включение понятий "консерватизм", "консерватор" в научный лексикон связано с именем французского писателя Ф. Шатобриана (1768-1848). Как правило, отправным пунктом современного консерватизма считается выход в свет в 1790 г. знаменитого эссе Э. Берка "Размышления о Французской революции". Сам термин "консерватизм" вошёл в обиход после основания Шатобрианом в 1815 г. журнала "Консерватор". Серьёзный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи и политические мыслители, такие как К. Леонтьев, Н. Данилевский, В. Соловьев, И. Ильин[21].
В политический обиход термин "консервативный" ввёл британский премьер-министр Р. Пиль, лидер партии консерваторов в 30-40-х г. XIX в. Ведущим мотивом при этом явилось стремление "избавить тори от идентификации исключительно с землевладельцами и объединение всех, кто заинтересован в сохранении существующего порядка". Оформление консерватизма как политической идеологии принято связывать с эпохой Нового времени. События Великой Французской революции, формирование новой картины мира в век Просвещения стали главными катализаторами генезиса консерватизма как ответной реакции на исторический вызов.
Если либерализм и социализм с самого начала возникли в качестве классовых идейно-политических течений, соответственно буржуазии и рабочего класса, то в этом смысле значительно сложнее обстоит дело с консерватизмом. В целом как тип общественно-политической мысли и идейно-политического течения консерватизм отражает идеи, идеалы, установки, ориентации, ценностные нормы тех классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития, тех привилегированных социальных группировок, которые испытывают всёвозрастающие трудности и давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее динамичных фракций имущих слоёв населения.
Консервативная идеология
Консерватизм отрицательно относится к теории. Если считать идеологию теорией в строгом смысле слова, то консерватизм не является идеологией. Любая идеология включает теоретические положения. Поэтому она отличается от обычных мнений, убеждений, принципов поведения, политических взглядов, идеалов и утопий. Традиционализм включает несколько убеждений: политика должна опираться на сложившиеся традиции; существующие учреждения, институты и виды практики должны быть сохранены при любых обстоятельствах; социальные и политические изменения (прежде всего революционные) не заслуживают доверия. Иначе говоря, консерватизм аккумулирует склонности большинства людей.
Стержнем социал-
Марксистские политические партии, которые относились к Коммунистическому манифесту, как к непременному "догмату своей веры", называли себя партиями социалистическими. Коммунизм происходит от common, что значит общий. Никакой частной собственности, всё общее, каждому по потребностям, от каждого по способностям, все люди братья, умные, сознательные и потому государство в прошлом. Но, чтобы добиться этого надо пройти через социализм. Такой была идея, двигавшая РСДРП (рабочей социал-демократической рабочей партией) во главе с В. Ульяновым (Лениным).
Подобные же партии появились в
Италии, Германии, во Франции и во
всех других странах, где социал-демократические
(марксистские) идеи уже играли некую
политическую роль. До 1917 года, термин
социалистический был взаимозаменим с
термином коммунистический. В отличие
от либерализма, где никогда не было ни
единой канонической теории, ни главных
идеологов (лозунг свободы подхватывали
в разных странах во многом различающиеся
философы и политики), коммунистическая
идеология всегда имела вождей и сформулированные
теоретические концепции. Программным
документом коммунистического движения
до сих пор остается "Манифест Коммунистической
Коммунистическая идеология
Эта нетерпимость к инакомыслию, именовавшаяся партийностью, превращала марксизм-ленинизм в учение, обрекшее себя на изоляцию, то есть, в учение, ставшее невосприимчивым ко всем появившимся после его возникновения философским, социологическим и экономическим теориям. Идейный изоляционизм, идеологическое отчуждение оказалось одной из главных причин догматизации коммунистической идеологии ещё до того, как она в результате революции стала официальной идеологией в обществе, где все, в чём-либо не согласные с ней теории, были запрещены.
Согласно американским социологам Х. Герту и К. Миллсу дающим пространное определение национализма, национализм есть "идеология, оправдывающая национальное государство, с обществом, где состояние ума, характерное для определённой группы людей с однородной культурой, проживающих в тесной ассоциации на данной территории, разделяющих веру в собственную отличительность от других и в общую для них судьбу". А также – это "чувство, объединяющее группу людей, имеющих реальный или воображаемый общий исторический опыт и проявляющих стремление жить в будущем в качестве отдельной группы".
Наряду с этим –
нейтральным –
Выражения "американский национализм", "югославский национализм", "индийский национализм", "татарский национализм" и так далее, красноречиво свидетельствуют о том, что в слово национализм вкладывается различное содержание. Между тем среди политических движений, называемых националистическими, существует немало и гуманистических. Например, индийский национализм – М. Ганди и его последователи. Кроме того, к числу политических практик и идеологий, относимых к национализму, принадлежат государственный протекционизм в экономической и культурной сфере, воздействие которого далеко не всегда негативно. Например, "экономический национализм" Японии и Южной Кореи, вплоть до недавнего времени противившихся открытию собственных финансовых рынков и методично проводивших мероприятия по поддержке национального производителя, а также "культурный национализм" Франции, вкладывающей огромные средства в развитие французской культуры и защиту французского языка.
Национализм тесно связан с обобществлением усилий по интеграции или дезинтеграции государств в мировом сообществе. Однако этим функции национализма не исчерпываются. Национализм далеко не всегда непосредственно связан с действиями по укреплению или подрыву национальных государств. Он подпитывается чувствами и ожиданиями людей, которые ищут решение острых проблем собственного существования в национальной солидарности на основе общей истории, языка или культуры. Национализм обладает вполне определённой структурой. Элементами данной структуры является представление о нации как об органическом сообществе, вера в антропологическую естественность национальной принадлежности индивидов, приоритет принципа нации как морального критерия, а также выделение данного принципа в качестве единственного источника власти и авторитета
Национализм, понимаемый в качестве особого политического дискурса, обнаруживает целый ряд принципиальных отличий от других, в частности, от либерального, консервативного и социалистического толка. Либеральный, социалистический и консервативный дискурсы находятся в весьма сложных отношениях с национализмом. Они выступают как его конкурентами, оппонентами и врагами, так и его союзниками.
Фашизм, как крайняя форма национализма, представляет собой открытую террористическую диктатуру наиболее шовинистических, наиболее империалистических, наиболее реакционных элементов финансового капитала, именно финансового капитала, где сам народ лишь инструмент в борьбе за сверхприбыли. В период с 1922 по 1945 гг. к власти пришли фашистские партии и движения: в Италии – возглавляемая Б. Муссолини Национальная фашистская партия, в Германии – Национал-социалистическая рабочая партия, или нацистская партия, руководимая А. Гитлером, представлявшая его национал-социалистическое движение.
3) Идеологические взгляды в Казахстане
Слом кочевой социокультурной матрицы казахов, вызванный массовым оседанием, переходом к оседлому стилю жизни, привел к эрозии кочевой системы ценностей, смене поведенческих стереотипов, сбою культурных кодов и глубинных архетипов сознания. Поле казахской идентичности утратило гомогенность, произошли мощные социокультурные разломы, постепенно кристаллизующиеся в разные субкультуры, идеологические течения институционального и неформального толка, в основе которых - дифференцированность типов мышления, отношения к прошлому и современным реалиям.
Официальный ислам (ДУМК, глава Верховный Муфтий А.Дербисали),несмотря на то, что пользуется определенной государственной поддержкой и имеет разветвленную организационную структуру, не достиг такого институционального уровня, который бы позволил играть ему серьезную роль в казахстанском обществе. Неглубокая компетенция в теологических вопросах многих священнослужителей, акцент на соблюдение внешних обрядовых сторон, неспособность продемонстрировать серьезный интеллектуальный потенциал ислама обуславливает слабость официальных мусульманских деятелей в идеологическом противоборстве как с неформальными мусульманскими, так и нетрадиционными религиозными направлениями. Коррумпированность, дистанцированность от актуальных общественных проблем способствует формированию не совсем позитивного образа мусульманского духовенства в глазах казахстанского общества. Негативный момент проявляется также в неявном разделении казахстанской мусульманской уммы по этническому принципу, наличии сегрегированных культовых учреждений. В последнее время под воздействием арабских и пакистанских теологов усиливается критика официальным духовенством нарождающихся в стране новых альтернативных исламских направлений, а также пережитков древних языческих верований у казахов.