Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:55, контрольная работа
Политические идеологии возникли в эпоху Просвещения, выдвинувшую идею прогресса и возможности создания разумного общественного порядка на основе сознательно формулируемых самими людьми целей преобразований с предполагаемыми результатами. Для обоснования возможности целеполагающей деятельности людей потребовалась наука об идеях, выражающих представления об идеальном желаемом обществе.
Неофициальный ислам ассоциируется
с различного рода мусульманскими и квази-мусульманскими
структурами и группами, неподконтрольными
ДУМК и действующими часто на нелегальной
основе, как например, религиозная партия
«Хиз-бут- Тахрир», Союз Мусульман Казахстана
и ряд суфийских подпольных сект. Ислам
как средство радикальных социально-политических
и экономических преобразований, конструирования
Суфизм, будучи одним из мистических, эзотерических направлений в исламе, имеет давние исторические корни в Казахстане. Примирив древний культ предков с базовыми канонами ислама, суфизм способствовал его активному распространению в казахской степи. Центральным пунктом суфистского толка в исламе выступает идея духовного совершенствования, осуществляемая посредством трансляции знаний и опыта духовного наставника ученику. Светский суфизм трактует ислам как толерантность, гибкость мышления, стремление к знаниям, духовности, конструктивному диалогу.
В среде
европеизированной казахской
Одновременно
с появлением светского активно
формируется идеология
С позиций реформирования официального ислама в Казахстане выступает организация Союз Мусульман Казахстана под руководством М.Телибекова, обвиняемая ДУМК и лично А.Дербисали в отходе от традиционного суннитского ислама и связях с глобальной сектой ахмадийя. Мотивы противостояния продиктованы конкурентными соображениями, в тоже время нельзя исключать того, что Союз Мусульман Казахстана находится под определенным влиянием диссидентских исламских центров Западной Европы, жестко оппонирующих официальному духовенству исламских стран.
В целом, позиционирование ислама в качестве доминирующей идеологии в Казахстане маловероятно, ввиду светского характера государства, невысокой степени религиозного сознания, прежде всего казахского населения, женской эмансипации, наличия значительной доли европейских этносов, воспринимающих ислам в негативном свете. Кроме того, слабый уровень институционального развития, дефицит собственных оригинальных теологических изысканий и концептов обуславливает опасность попасть в идеологическую зависимость от таких мощных центров генерирования исламской мысли, как, например, Саудовская Аравия, Иран или Пакистан. Полное отождествление Казахстана с глобальной исламской уммой может нарушить многовекторность внешнеполитического курса страны, приведет к формированию панисламских и антиамериканских настроений в обществе, что в итоге, снизит перспективы устойчивого и безопасного развития страны в сложных региональных геополитических условиях.
Идеология «евразийства», как официальная доктрина, призвана обосновать уникальный характер государства Казахстан на континенте. Тем не менее, евразийство в значительной мере воспринимается в качестве продукта для внешнего позиционирования страны, продвижения интеграционных процессов (ЕЭП, ЕврАзЭС, ШОС), позволяющие продемонстрировать высокий уровень отношений с ключевыми континентальными игроками - Россией и Китаем. Внутри же страны озвучивание идей гармоничного сосуществования народов Казахстана как наследников евразийской цивилизации и перманентный запуск в информационное поле инициатив по сохранению единого экономического и социо-культурного пространства пост-советских государств способствует «умиротворению», сохранению статус-кво русскоязычного населения, заинтересованного в сохранении прочных связей с бывшей метрополией.
Однако, евразийская идея, являясь по сути заимствованной, достаточно далека от восприятия на массовом уровне. Кроме того, в России, где в начале ХХ столетия первоначально зародилась идеология евразийства, происходит активная ее ревизия, получившее оформление в концепции «неоевразийства». Российское евразийство в своей обновленной версии, активно продвигаемое философом традиционалистского «почвеннического» толка А.Дугиным, обосновывает необходимость восстановления имперского статуса России. Базируясь на внешне привлекательных тезисах о схожести, родственности славянских и тюркских культур, гармоничном их сосуществовании и взаимопроникновении, доктрина неоевразийства носит завуалированный, но вполне отчетливый великодержавный характер. Неоевразийство – это, прежде всего геополитическая концепция, рассматривающая Россию в качестве континентальной евразийской державы, добродетельной империи «суши», противостоящей агрессивной талассократической «атлантической» империи США. Теоретики неоевразийства, искусственно симулируя стремление к консолидации паневразийских идей, на самом деле отводят Центральной Азии, и Казахстану, в частности, роль не равноправных партнеров, а зависимых буферных государств, прикрывающих южнороссийские регионы.
А.Дугин
и его адепты используют классические
положения евразийства в
Традиционалисты объединяют в своих рядах широкое, неоднородное по своим мировоззренческим установкам течения, направления в литературе, культуре и общественно-политической мысли. Оценка исторического прошлого казахов, отношение к религиозным ценностям, перспективам развития страны служат своего рода маркерами, по которым можно условно выделить в среде традиционалистов такие группы, как «западники», «почвенники», «тенгрианцы», «номады», «оседлые». Несмотря на существующие между ними жесткие противоречия, универсальным абсолютно для большинства из них, являются патриархальные ценности (авторитет аксакалов, государства, родовые и семейные связи, священность земли), казахский лингвоцентризм, консерватизм (сохранение обычаев, традиций), национализм (от умеренного до крайнего).
Идеологами традиционалистов выступают представители казахской гуманитарной интеллигенции, общественные и государственные деятели-носители патриархального типа сознания. В среде традиционалистов распространены патерналистские установки, нарастает озабоченность положением государственного языка, национальной культуры и образа жизни казахов, испытывающей, по их мнению, негативное влияние глобализации и рыночной экономики. Свой идеал видят в сильном, социально и казахско-ориентированном государстве, в котором они смогут занять доминирующие позиции. Будучи носителями патриархального сознания, традиционалисты, несмотря на декларируемую внеклановость, группируются по родовым\жузовым\земляческим принципам, обращены в большей степени в мифологизированное прошлое, представляемое в виде «фолк-историй».
«Почвенники» в большинстве своем консерваторы, ревнители старины, поборники возрождения казахского языка, ислама, народных и религиозных традиций и ритуалов (например, многоженства), ограничения роли женщин в обществе. Ислам в их представлениях – это этническая религия (формула «Вне ислама – нет казаха»), высшее предназначение которой - поддерживать морально-этические устои общества. Одними из активных адептов «почвенничества» могут считаться писатель Д.Исабеков, деятель культуры и депутат Мажилиса РК Б.Тлеухан (вел цикл терминологических передач на телеканале «Хабар»), эстрадный композитор Н.Омаров (позиционировал себя в качестве хаджи, являлся автором песен с религиозной тематикой).
Вместе с тем, «почвенники», понимая значимость ислама как серьезной мобилизирующей силы, предпринимают попытки использовать его в достижении политических целей. Примером может служить создание в апреле 2005 года республиканского общественного движения «Ак-Орда» под руководством К.С. В структуру объединения, объединяющую 50 тыс.членов по всему Казахстану, входит 18 филиалов, Ассоциация национальных видов спорта РК, благотворительный фонд «Хайрат», «Экологическое движение «За зеленую планету». «Почвенников» отличает антиамериканский настрой, симпатии к моделям управления ближневосточных монархий, стремление усилить роль ислама в жизни казахстанского общества, ориентация на страны мусульманского Востока.
К числу «западников» можно отнести таких общественных и политических деятелей как Б.Тайжан (бывший посол РК в Малайзии, член национал-патриотического движения «Халык Дабылы»), Д.Кошим (член национал-патриотического вдижения «Улт Тагдыры»), депутат Мажилиса РК А.Тшан (выдвигался на выборах 2004 года от партии «Ак Жол»), политолог А.Гали (автор социологической теории казахосферы), историк М.Койгельдиев (популяризатор наследия Алаш-Орды), философ Г.Есим, демограф М.Татимов (автор проекта повышения рождаемости казахов «Кок корпе»), лидер партии «Ак Жол» А.Байменов. Истоки национальной независимости и государственности в ХХ столетии они видят в автономии «Алаш-Орда», заложившей основы светского западного вектора развития. Высоко оценивают идеологическое наследие деятелей алашского и национального движения – А.Букейханова, А.Байтурсынова, М.Чокая и других. Советский период, характеризуемый как продолжение эпохи колониальной зависимости, оказался, по их мнению, роковым в исторической судьбе казахов. «Западники» считают, что необходимы радикальные подвижки в решении проблемы государственного языка, подъема демографии посредством поддержки оралманов, жесткого отстаивания национальных интересов как в политике, так и в экономике. Интегрирование в будущем в западные экономические и политические структуры, сохранение территориальной целостности и государственной независимости при доминировании коренного этноса выглядит наиболее предпочтительным путем развития Казахстана.
Дискуссия об оценке «Отрарской катастрофы» 1218 года выявила наличие двух полярных течений - условно «номады» и «оседлые» - в осмыслении исторического прошлого, этнического происхождения и государственности в среде казахской творческой интеллигенции. Апологетом тезиса бескомпромиссного противостояния предков современных казахов с монголами в эпоху Чингис-хана выступил известный казахский поэт, бывший посол РК в Кыргызстане, нынешний депутат Мажилиса РК М.Шаханов. В произведении «Космоформула карающей памяти» Шаханов показывает Чингис-хана как жестокого тирана, варвара, разрушившего до основания один из центров городской культуры на территории Казахстана древний город Отрар. Приход монголов, народа, стоявшего на более низком уровне развития, по мнению Шаханова, в Казахстан являлся завоеванием, имевшим исключительно негативные последствия для казахов. Шаханов в союзе с известным кыргызским писателем Ч.Айтматовым охарактеризовал деяния Чингис-хана как планомерный геноцид, а стремление Монголии увековечить Чингис-хана в памятнике и отметить его роль на государственном уровне как забвение исторической памяти. Это вызвало дипломатический скандал и серьезную полемику в казахскоязычных литературных кругах.
Сторонники «тенгрианства» существуют в среде городской творческой казахской интеллигенции (культурологи, художники, публицисты). Тенгрианство, древний культ тюрко-монгольских племен, в котором обожествляются Небо – Тенгри, Вода-Земля – Су-Йер как первоосновы существования человека и общества, оказало значительное влияние на систему традиционного мировоззрения и традиционную культуру казахов. Сегодня тенгрианство, неся оттенок экзотичности, рассматривается не в качестве религиозной системы, а как источник творческого вдохновения, познания природы и человеческой сущности.
Характеризуя идейные предпочтения казахской аудитории, формирующей значимое общественное мнение, необходимо отметить наличие урбанизированного типа сознания, опосредующего иные виды представлений и идеологических предпочтений. Для русскоязычного городского населения официальная идеология, декларирующая межнациональное единство, сохранение статуса русского языка и поддержание союзнических отношений с Россией выглядит наиболее предпочтительной и приемлемой. Вместе с тем, русскоязычное население ментально погружено в российском социо-культурном пространстве, испытывая влияние широкого спектра идеологических концептов – от православия, масс-культуры до великодержавного шовинизма и ксенофобии.
Урбанизированное
казахское население – «
Необходимо
воссоздание новой